Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Учебно-тематический план
- Перечень ключевых слов
- Список литературы для учителя
- Список литературы для обучающихся
Пояснительная записка
Огромную важность в математическом образовании обучающихся имеют знания исторического и прикладного характера: кем и когда были придуманы дроби, где впервые стали решать задачи с помощью уравнений, как применяют математику. Введение курса “За страницами учебника математики”, как вариативной части учебного плана школы, обусловлено желанием приобщить к математическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.
Основные разделы курса:
- чем занимается алгебра;
- уравнения и графики;
- учение о числе;
- рациональные и иррациональные числа;
- тождественные преобразования;
- наши школьные знакомые.
Программа “За страницами учебника математики” ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.
Содержание курса предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.
Особый акцент в программе сделан на использование исторического материала.
Форма контроля усвоения программного материала – защита проекта.
Содержание данного курса тесно связано с математикой, историей математики и физикой.
Программа адресована учащимся 8 класса и частично может быть использована во внеклассной работе с обучающимися 7 класса.
Курс рассчитан на 34 часа.
Срок реализации программы – 1 год. Количество часов в неделю – 1 час.
В связи с тем, что курс “За страницами учебника математики” сопровождает учебный материал по математике в 8 классе, при составлении рабочей программы мы опираемся на программу общеобразовательных учреждений “Алгебра 7–9” . Москва. Просвещение, 2009.
Составитель А.Т. Бурмистрова
В результате прохождения программного материала, обучающийся
имеет представление:
- о том, чем занимается алгебра;
- об определителях третьего порядка;
- об иррациональных числах;
знает:
- историю развития алгебры;
- учение о числе;
- практическое применение золотого сечения;
умеет:
- решать линейные уравнения с двумя переменными;
- решать систему двух линейных уравнений с двумя переменным, используя определители;
- строить графики линейных функций, содержащих модуль;
- уметь извлекать квадратный корень.
Целью прохождения данного курса является содействие расширению сферы знаний обучающихся и развитию их интеллектуальных возможностей
Задачи курса:
- научить решать уравнения, системы уравнений, строить графики;
- способствовать развитию творческих возможностей обучающихся;
- вырабатывать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- воспитывать интерес и любовь к предмету.
Содержание учебного материала
1. Чем занимается алгебра (7 час)
– чем занимается алгебра?
– китаб аль – джебр валь – мукабала;
– любознательность математиков; отец алгебры;
– на новую ступень;
– из Азии в Европу;
– первые итоги.
2. Уравнения и графики (4 часа)
– уравнения и графики;
– ещё раз о Диофанте;
– формализм – это хорошо или плохо?
3. Учение о числе (4 часа)
– первое знакомство со вторым китом;
– натуральные числа;
– простые и составные числа;
– о некоторых простых числах; зачем мы изучаем простые числа?
4. Рациональные и иррациональные числа (6 час)
– вспомним об обыкновенных дробях;
– НОД. Алгоритм Евклида. НОК.
– иррациональные числа;
– как извлечь корень?
– непрерывные дроби;
– золотое сечение.
5. Тождественные преобразования (5 час)
– переходим к третьему киту;
– а как было у древних?
– снова про обобщения;
– геометрическая арифметика;
– ещё раз о квадратных уравнениях;
– необычное деление.
6. Наши школьные знакомые (6 часов)
– прямая пропорциональность; обратная пропорциональность; линейная функция;
– квадратичная функция;
– функция, задаваемая формулой у = ax3; функция, задаваемая формулой у =.
Учебно-тематический план
Разделы и темы |
Количество часов |
Раздел 1. Чем занимается алгебра | 6 |
Раздел 2. Уравнения и графики | 4 |
Раздел 3. Учение о числе | 5 |
Защита проектов | 1 |
Раздел 4. Рациональные и иррациональны числа | 6 |
Раздел 5. Тождественные преобразования | 6 |
Раздел 6. Наши школьные знакомые | 5 |
Защита проектов | 1 |
Итого | 34 |
Перечень ключевых слов: Аль-Хорезми, алгоритм Евклида, взаимно простые числа, делимость чисел, Диофант, золотое сечение, иррациональные числа, Карл Гаусс, линейная алгебра, локон Аньези, матрица, множество чисел, Омар Хайям, определитель, радикал, Франсуа Виет, формализм, целые числа, числовой отрезок, числовой отрезок, Эварист Галуа, эллипс.
Литература для учителя
- Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел [Текст] / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
- Макарычев, Ю. Н и др. Алгебра. 7 кл.: Учеб. для шк. и кл. с углубл. изуч. математики / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков]. – 2-е изд. - М. Мнемозина, 2001.
- Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 классов средн. шк. [Текст] / Л. Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 1990.
- Рыбников, К. А. Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителя [Текст] / К. А. Рыбников. – М.: Просвещение, 1987.
- Сикорский, К. П. Дополнительные главы по курсу математики: Учеб. пособие для учащихся 7-8 классов средн.шк. [Текст] / К. П. Сикорский. - М.: Просвещение, 1984.
- Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: кн. для учителя [Текст] / М. Ю. Шуба. – М.: Просвещение, 1994.
Литература для обучающегося
- Макарычев, Ю. Н и др. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для шк. и кл. с углубл. изуч. математики / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков ].– 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2001.
- Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 классов средн. шк. [Текст] / Л. Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 1990.
- Сикорский, К. П. Дополнительные главы по курсу математики: Учеб. пособие для учащихся 7-8 классов средн.шк. [Текст] / К. П. Сикорский. - М.: Просвещение, 1984.