Интегрированный урок (литература + музыка). Поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила"

Разделы: Литература, Музыка


Цель урока: показать взаимосвязь двух видов искусства: литературы и музыки (как через слово и музыкальный образ раскрывается характер героев).

Оборудование: текст поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”, аудиозапись оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”, иллюстрации и рисунки к сказочному вступлению “ У Лукоморья...” и тексту поэмы; портреты Пушкина и Глинки; альбомные листы, цветные карандаши.

Ход урока

Слово учителя литературы Ребята, на предыдущих уроках мы начали знакомство с поэмой А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Мы сказали о том, что это волшебное произведение о любви, о добре и зле, о верности и честности, близкое по духу к русским волшебным сказкам.

А.С. Пушкин знал, любил, изучал творчество русского народа. И свои знания он донёс до нас через свои произведения.

Мы познакомились со вступлением к поэме “У Лукоморья...” и видели, что оно насыщенно волшебством, сказкой, фантазией. Мы начали разговор и о героях поэмы.

Сегодня мы продолжаем изучение поэмы, и в этом нам будет помогать не только слово, но и музыка.

Слово учителя музыки Поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки ... Два шедевра... Один в поэзии, другой - в музыке.

Пушкин начал писать поэму в 1817 году, когда ему было 18 лет, и через три года закончил. Опера создавалась на протяжении пяти лет, с 1837 года. Глинке в ту пору было немногим больше тридцати.

“Руслан и Людмила” - одно из самых первых зрелых произведений поэта.

“Руслан и Людмила” - вершинное произведение в творчестве композитора.

Пушкин и Глинка были знакомы и даже собирались вместе работать над сценарием будущей оперы. Вот что писал композитор в своих автобиографических записках: “Первую мысль о “Руслане и Людмиле” подал мне наш известный комик князь Шаховской... На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей “Руслан и Людмила”, сказал, что он бы многое переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения.” Известно, что Пушкин “желал видеть оперу лирическую, в которой соединялись бы все чудеса хореографического, балетного и декоративного искусства.” (“Записки” М. Глинки)

И Глинка воплотил в музыке эти пожелания.

Знаете ли вы, что такое опера? Опера- это сценическое музыкальное произведение, включающее в себя и театральное искусство, и декорации, и исполнительское мастерство певцов, танцоров. Начинается опера музыкальным оркестровым вступлением - увертюрой, которая задаёт тон всему произведению.

Звучит “Увертюра” к опере М.И. Глинки “Руслан и Людмила”
Учитель литературы Увертюра – это вступление к опере.

Скажите, есть ли что-то похожее в музыкальном и стихотворном вступлениях?

Один из учеников читает наизусть вступление к поэме Пушкина “Руслан и Людмила” “У Лукоморья...”
Ответы учащихся ...Между вступлениями к опере и поэме есть много общего. С появлением новых персонажей изменяется характер музыки. В них присутствует дух загадочного, волшебного, сказочного; что-то заставляет замереть в ожидании дальнейших событий. Но и в том, и в другом вступлении звучит надежда на добрый, счастливый конец...
Учитель литературы Хорошо. Молодцы. Верно заметили.

А теперь давайте понаблюдаем и подумаем над образами героев поэмы.

Дома я просила вас выписать из текста характеристики героев. Давайте посмотрим, что же у нас получилось.

Ответы учащихся Дети зачитывают характеристики героев, выписанные из текста поэмы.
Учитель литературы Молодцы.

Но не только через словесные характеристики создаётся образ героев. Мы упоминали о том, что в поэме Пушкина у героев “говорящие” имена.

Запись на доске параллельно с рассказом учителя. Посмотрите на доску:

Людмила – “милая людям”.

Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Владимир Красное Солнышко.

Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.

Князь несёт мир, добро, владеет миром Владимир.

Рогдай – “рог, дай”. Воинственное имя.

Фарлаф – таинственное имя, и герой – хитёр и скрытен.

Черномор – злое, темное имя, и поступки героя чёрные, недобрые.

Ратмир – “рать, мир”, имя – антитеза. И герой – противоречивый, непостоянный.

Антитеза – художественный приём, противопоставление.
Дом. задание Дома, читая поэму, пожалуйста, запишите в тетради, с какими ещё антитезами вы встретились.
Учитель музыки А что же музыка?

Как вы думаете, ребята, отражает ли музыка характеристики и настроения героев?

Ответы учащихся ...Мне кажется, что музыка должна изображать и мысли, и настроение, и самих героев...

Как, по-вашему, какая музыка будет сопровождать героев поэмы: Людмилу, Руслана, Черномора?

Будет ли это одинаковая музыка?

Ответы учащихся

Учитель музыки

...Нет, музыка не будет одинаковой. Разные герои должны изображаться по-разному...

Хорошо. Давайте проверим себя.

Учитель музыки Звучит вступление к “Арии Людмилы”

Как вы думаете, ребята, кому из героев больше подойдёт эта музыка?

Ответы учащихся

Учитель музыки

...Мне кажется, эта музыка подойдёт Людмиле. Сама героиня – милая людям, нежная, красивая, добрая, любящая. И музыка плавная, спокойная...

Верно, молодцы.

Учитель музыки Звучит “Ария Людмилы”

Обратите внимание: появлению Людмилы предшествует скрипка. Мелодия и слова арии очень точно передают душевное состояние героини: тревогу, грусть, печаль о любимом Руслане.

Хорошо. Давайте подумаем, появлению кого из героев предшествует эта музыка?

Звучит “Марш Черномора”
Ответы учащихся

Учитель музыки

...Мне кажется, эта музыка изображает Черномора...

Верно. Это “Марш Черномора”. Как вы догадались?

Ответы учащихся

 

Учитель музыки

...Музыка грозная, маршевая...

...Медные, ударные инструменты привносят чувство тревоги, напряжённости...

Но что это за мелодичные перезвоны хрустальных колокольчиков?

Ответы учащихся

Учитель музыки

...Наверное, так изображается волшебный замок Черномора...

Молодцы. Видите, какой контраст: уродство, злоба Черномора и -волшебная красота его замка.

Красота и уродство – ещё одна, пожалуй, основная антитеза поэмы Пушкина.

Но у нас есть ещё один главный герой – Руслан.

Каким вы представляете героя?

Ответы учащихся

Учитель музыки

...Руслан – богатырь, сильный, честный, искренне любящий Людмилу, высокий, красивый...

Мы сейчас послушаем “Арию Руслана”, и вы увидите, что названные вами качества звучат в сильном, печальном голосе исполнителя.

Звучит “Ария Руслана”
Учитель литературы Молодцы, ребята. Мы хорошо поработали и увидели, что характер героя, его мысли, чувства, настроение можно передать не только словом, поступком, но и музыкой. А теперь давайте немного пофантазируем. Послушаем музыку, попробуем представить картины, возникающие при её звучании, и перенести эти образы на бумагу.
Звучат “Восточные танцы” Дети рисуют.
Учитель литературы Дома закончите свои рисунки, а на следующем уроке мы продолжим разговор о поэме, её героях и о вашем понимании этого произведения.

Урок окончен.

До свидания. Спасибо за урок.