Урок письма и развитие речи в коррекционной школе VIII-го вида. Тема: "Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами "и, е, ё, я, ю"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Презентация предназначена для демонстрации на интерактивную доску, т. к. СЛАЙД 3 подразумевает работу по передвижению слов с помощью ручки. Работать с данным слайдом нужно в режиме не включенной презентации.

Если нет интерактивной доски, то СЛАЙД нужно переделать – настроить анимацию для каждого слова («пути перемещения»)

Тип урока: комбинированный

Задачи.

Образовательные: Закреплять умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных соответствующими гласными буквами; совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа; познакомить с новым словарным словом; закреплять умение работать с опорными схемами.

Коррекционно-развивающие: Корректировать умение произносить и выделять мягкие и твёрдые согласные звуки на основе работы со звуковыми схемами; коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.

Воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению, трудолюбие, аккуратность, умение оценивать себя и других.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint 2007, магнитные буквы, цветные карточки-веера для обратной связи, карточки с домашним заданием, волшебный мешочек с подарками (мягкое – игра «Поймай шарик в руку», твёрдое – жевательные конфеты)

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой:

Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.

2. Запись: «число», «В классе» (СЛАЙД 2)

3. Стимулирующий момент:

Сегодня гостья нашего урока Фея Звуков. Она будет давать вам задания и в конце урока может наградить вас за ваши знания и умения.

(СЛАЙД 2 – появление гостьи)

4. Упражнение

(Цель: дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слова)

Занимательный момент

В стране Русского языкаесть город слов с твёрдыми и мягкими согласными. В нём живёт Фея Звуков.

Однажды, гуляя по лесу, заблудились слова. Долго плутали они. На их счастье пролетала над лесом Фея Звуков. Она показала им тропинку к их домам. Но слова так выбились из сил! Давайте поможем добраться каждому до своего дома.

(СЛАЙД 3)

(Работа с интерактивной доской.

На слайде появляются картинки дома с зелёной крышей и синего дома. Дети с помощью маркера передвигают слова к нужному домику, доказывая правильность выбора.(Передвигают в режиме не включенного слайда)).

5. Работа с опорной схемой-правилом.

(СЛАЙД 4)

(Цель: закреплять умение работать с опорными схемами)

– Докажите Фее Звуков, что правильно развели слова по домам. (Дети рассказывают правило по схеме-опоре).

– Ребята, вы догадались о каких звуках мы будем говорить? (Ответ детей).

6. Сообщение темы урока.

– Правильно, сегодня будем закреплять умение находить и писать с мягкими и твёрдыми согласными в словах.

II. Работа над темой урока.

1. Чистописание (СЛАЙД 5)

Занимательный момент

В переулке Слогов жители-слоги построили высокий забор. Давайте узнаем, какие слоги спрятались за забором.

А) Упражнение «Узнай слоги»

(Цель: профилактика дислексии (нарушения чтения))

Описание: На слайде слоги заштрихованные линиями в разном направлении. Дети определяют, какие слоги написаны.

Б) Упражнение на дифференциацию слогов.

(Цель: определение умения учащихся работать по правилу;

Задание: 1-й вариант – запись слогов с гласными обозначающими мягкость согласного;

2-й вариант – запись слогов с гласными обозначающими твёрдость согласного;

Проверка выполненной по вариантам работы.

Самооценка каллиграфического умения. (Вычерчивание шкалы старания на полях тетради, напротив выполненной работы)

2. Игра «Запиши, не ошибись»

(Цель: проверка умения обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).

(СЛАЙД 6-9)

Занимательный момент

Жители города любят играть в игры. Пока вы писали, Фея Звуков приготовила игру.

Описание: на слайде появляются два предметных рисунка, которые разделены вертикальной чертой – для удобства выполнения задания по вариантам. Под рисунками слова с пропущенными буквами).

А) Самостоятельная работа

Дети записывают слова своего варианта самостоятельно.

  • ..шня/ ..ря (вишня/гиря)
  • ..нт/..лк (зонт/волк)
  • ..пка/..бра (кепка/зебра)
  • ..тел/..ть (дятел/пять)

Б) Взаимопроверка записанных слов.

Основа – слайд с правильно выполненной работой. (СЛАЙД 10)

3. Физминутка-игра.

Заставка (СЛАЙД 11)

– Учитель произносит слова с мягким или твёрдым согласным вначале слова. Учащимся предлагается прыгать, как мячики, если услышат слово с мягким согласным, выполнять наклоны – если услышат слово с твёрдым согласным.

Мышка, мишка, выли, вилы, мячик, масло, люстра, лужа, лента, сыр.

4. Знакомство с новым словарным словом.

А) Отгадывание загадки

Занимательный момент

В городе твёрдых и мягких согласных есть парк словарных слов, в котором растут разные деревья. О каком дереве загадка?

(Загадка на слайде) (СЛАЙД 12)

(берёза)

(После отгадывания на слайде появляется картинка берёзы)

Б) Составление слова из магнитных букв. (СЛАЙД 13)

(Цель: проверка умения обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).

Занимательный момент

Фея звуков просит вас составить слово БЕРЁЗА.

– Как произносится это слово?

– Давайте подумаем, как будет писаться слово. Вспомните, какого цвета ствол дерева. (Белого).

– Своё название дерево получило от слова БЕЛЫЙ. Так с какой же гласной буквой будем писать первый слог И или Е?

– Почему взяли букву Е? (гласная Е обозначает, что согласный Б мягкий)

(Далее, при составлении слова, дети доказывают выбор гласных букв в слове)

Проверка составленного слова. (По слайду появляется слово)

В) Работа с картинным словарём – схемой – опорой

(Цель: создание зрительной ассоциации для запоминания нового словарного слова, развитие зрительной памяти)

СЛАЙД 14.

(Слайд моргает)

– Почему в слове надо писать букву Е?

Г) Звукобуквенный разбор слова БЕРЁЗА. (СЛАЙД 15)

(Цель: совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа, повторение правил переноса)

(Ударение, выделение буквы для запоминания, деление на слоги, варианты переноса слов, количество букв(…), количество звуков(…)).

Д) Составление звуковой схемы.

(Цель: проверка умения выделять мягкие и твёрдые согласные звуки, определять гласные звуки.)

Самостоятельная работа.

Получение обратной связи:проверка правильности заполнения схемы с помощью цветных карточек-вееров и появления цвета звуков на слайде.

Е) Игра «Найди слова-родственники» СЛАЙД 16

(Цель: пополнение словарного запаса, запоминание зрительного образа слова)

Сделанный из берёзы – …

Маленькая берёза – …

бе зо ка
рё рёз вый

Ж) Развитие речи учащихся. СЛАЙД 17

(Цель: совершенствовать умение работать с деформированным предложением; решать грамматическую задачу)

  1. Рассматривание картины на слайде.
  2. Составление предложения из разбросанных слов (устно).
  3. Запись предложения (списывание слов и решение грамматической задачи).
  4. Самопроверка записанного предложения.

– Какие буквы вставили? Почему?

Занимательный момент

Фея Звуков довольна вашей работой и предлагает вам отдохнуть.

5. Физминутка (анимационная «Колобок») СЛАЙД 18

6. Игра «Найди слова» (СЛАЙД 19)

(Цель: Нахождение на сюжетной картинке слов с мягкими согласными звуками; выделение этих звуков из слова, определение места звуков в слове).

Занимательный момент

Фея Звуков приготовила новую игру.

  1. Рассматривание картины.
  2. Нахождение слов.
  3. Выделение звуков.
  4. Запись.

III. Итог урока.

(Цель: рефлексия)

Работа со схемой-опорой. (СЛАЙД 20)

– По какому городу путешествовали?

Занимательный момент

– Расскажите Фее Звуков:

  • Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
  • Какие буквы обозначают твёрдость согласного звука?
  • С каким новым словарным словом познакомились?

IV. Домашнее задание.

(СЛАЙД 21)

(Цель: проверка умения дифференцировать слоги, обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).

1. Рассматривание карточки-слайда.

2. Чтение задания.

Вставь нужный слог, чтобы получились слова. Запиши слова в тетрадь.

ЛУ или ЛЮ

.. ди, .. чи, .. стра, ко..чка.

РА или РЯ

Мо .. ки, .. дом, .. з, ко..

3. Объяснение учителя.

4. Запись задания в дневник.

V. Сюрпризный момент.

(СЛАЙД 22)

(Цель: создание мотивации на получение новых знаний)

– Фея Звуков довольна вашими знаниями и хочет наградить вас за работу.

– В нашу красивую сумочку Фея что-то положила. Давайте узнаем, что там лежит.

(Дети на ощупь определяют: «что-то круглое и мягко», «что-то квадратное и твёрдое»).

– Достаньте мягкое. (Игра). Почему Фея положила Мягкую игрушку?

(Говорили о мягких согласных).

– Достаньте твёрдое. (Жевательные конфеты). Почему Фея положила твёрдый предмет? (Говорили о твёрдых согласных).

Спасибо за работу.