Презентация предназначена для демонстрации на интерактивную доску, т. к. СЛАЙД 3 подразумевает работу по передвижению слов с помощью ручки. Работать с данным слайдом нужно в режиме не включенной презентации.
Если нет интерактивной доски, то СЛАЙД нужно переделать – настроить анимацию для каждого слова («пути перемещения»)
Тип урока: комбинированный
Задачи.
Образовательные: Закреплять умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных соответствующими гласными буквами; совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа; познакомить с новым словарным словом; закреплять умение работать с опорными схемами.
Коррекционно-развивающие: Корректировать умение произносить и выделять мягкие и твёрдые согласные звуки на основе работы со звуковыми схемами; коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.
Воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению, трудолюбие, аккуратность, умение оценивать себя и других.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint 2007, магнитные буквы, цветные карточки-веера для обратной связи, карточки с домашним заданием, волшебный мешочек с подарками (мягкое – игра «Поймай шарик в руку», твёрдое – жевательные конфеты)
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой:
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
2. Запись: «число», «В классе» (СЛАЙД 2)
3. Стимулирующий момент:
Сегодня гостья нашего урока Фея Звуков. Она будет давать вам задания и в конце урока может наградить вас за ваши знания и умения.
(СЛАЙД 2 – появление гостьи)
4. Упражнение
(Цель: дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слова)
Занимательный момент
В стране Русского языкаесть город слов с твёрдыми и мягкими согласными. В нём живёт Фея Звуков.
Однажды, гуляя по лесу, заблудились слова. Долго плутали они. На их счастье пролетала над лесом Фея Звуков. Она показала им тропинку к их домам. Но слова так выбились из сил! Давайте поможем добраться каждому до своего дома.
(СЛАЙД 3)
(Работа с интерактивной доской.
На слайде появляются картинки дома с зелёной крышей и синего дома. Дети с помощью маркера передвигают слова к нужному домику, доказывая правильность выбора.(Передвигают в режиме не включенного слайда)).
5. Работа с опорной схемой-правилом.
(СЛАЙД 4)
(Цель: закреплять умение работать с опорными схемами)
– Докажите Фее Звуков, что правильно развели слова по домам. (Дети рассказывают правило по схеме-опоре).
– Ребята, вы догадались о каких звуках мы будем говорить? (Ответ детей).
6. Сообщение темы урока.
– Правильно, сегодня будем закреплять умение находить и писать с мягкими и твёрдыми согласными в словах.
II. Работа над темой урока.
1. Чистописание (СЛАЙД 5)
Занимательный момент
В переулке Слогов жители-слоги построили высокий забор. Давайте узнаем, какие слоги спрятались за забором.
А) Упражнение «Узнай слоги»
(Цель: профилактика дислексии (нарушения чтения))
Описание: На слайде слоги заштрихованные линиями в разном направлении. Дети определяют, какие слоги написаны.
Б) Упражнение на дифференциацию слогов.
(Цель: определение умения учащихся работать по правилу;
Задание: 1-й вариант – запись слогов с гласными обозначающими мягкость согласного;
2-й вариант – запись слогов с гласными обозначающими твёрдость согласного;
Проверка выполненной по вариантам работы.
Самооценка каллиграфического умения. (Вычерчивание шкалы старания на полях тетради, напротив выполненной работы)
2. Игра «Запиши, не ошибись»
(Цель: проверка умения обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).
(СЛАЙД 6-9)
Занимательный момент
Жители города любят играть в игры. Пока вы писали, Фея Звуков приготовила игру.
Описание: на слайде появляются два предметных рисунка, которые разделены вертикальной чертой – для удобства выполнения задания по вариантам. Под рисунками слова с пропущенными буквами).
А) Самостоятельная работа
Дети записывают слова своего варианта самостоятельно.
- ..шня/ ..ря (вишня/гиря)
- ..нт/..лк (зонт/волк)
- ..пка/..бра (кепка/зебра)
- ..тел/..ть (дятел/пять)
Б) Взаимопроверка записанных слов.
Основа – слайд с правильно выполненной работой. (СЛАЙД 10)
3. Физминутка-игра.
Заставка (СЛАЙД 11)
– Учитель произносит слова с мягким или твёрдым согласным вначале слова. Учащимся предлагается прыгать, как мячики, если услышат слово с мягким согласным, выполнять наклоны – если услышат слово с твёрдым согласным.
Мышка, мишка, выли, вилы, мячик, масло, люстра, лужа, лента, сыр.
4. Знакомство с новым словарным словом.
А) Отгадывание загадки
Занимательный момент
В городе твёрдых и мягких согласных есть парк словарных слов, в котором растут разные деревья. О каком дереве загадка?
(Загадка на слайде) (СЛАЙД 12)
(берёза)
(После отгадывания на слайде появляется картинка берёзы)
Б) Составление слова из магнитных букв. (СЛАЙД 13)
(Цель: проверка умения обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).
Занимательный момент
Фея звуков просит вас составить слово БЕРЁЗА.
– Как произносится это слово?
– Давайте подумаем, как будет писаться слово. Вспомните, какого цвета ствол дерева. (Белого).
– Своё название дерево получило от слова БЕЛЫЙ. Так с какой же гласной буквой будем писать первый слог И или Е?
– Почему взяли букву Е? (гласная Е обозначает, что согласный Б мягкий)
(Далее, при составлении слова, дети доказывают выбор гласных букв в слове)
Проверка составленного слова. (По слайду появляется слово)
В) Работа с картинным словарём – схемой – опорой
(Цель: создание зрительной ассоциации для запоминания нового словарного слова, развитие зрительной памяти)
СЛАЙД 14.
(Слайд моргает)
– Почему в слове надо писать букву Е?
Г) Звукобуквенный разбор слова БЕРЁЗА. (СЛАЙД 15)
(Цель: совершенствование навыков слогового и звукобуквенного анализа, повторение правил переноса)
(Ударение, выделение буквы для запоминания, деление на слоги, варианты переноса слов, количество букв(…), количество звуков(…)).
Д) Составление звуковой схемы.
(Цель: проверка умения выделять мягкие и твёрдые согласные звуки, определять гласные звуки.)
Самостоятельная работа.
Получение обратной связи:проверка правильности заполнения схемы с помощью цветных карточек-вееров и появления цвета звуков на слайде.
Е) Игра «Найди слова-родственники» СЛАЙД 16
(Цель: пополнение словарного запаса, запоминание зрительного образа слова)
Сделанный из берёзы – …
Маленькая берёза – …
бе | зо | ка |
рё | рёз | вый |
Ж) Развитие речи учащихся. СЛАЙД 17
(Цель: совершенствовать умение работать с деформированным предложением; решать грамматическую задачу)
- Рассматривание картины на слайде.
- Составление предложения из разбросанных слов (устно).
- Запись предложения (списывание слов и решение грамматической задачи).
- Самопроверка записанного предложения.
– Какие буквы вставили? Почему?
Занимательный момент
Фея Звуков довольна вашей работой и предлагает вам отдохнуть.
5. Физминутка (анимационная «Колобок») СЛАЙД 18
6. Игра «Найди слова» (СЛАЙД 19)
(Цель: Нахождение на сюжетной картинке слов с мягкими согласными звуками; выделение этих звуков из слова, определение места звуков в слове).
Занимательный момент
– Фея Звуков приготовила новую игру.
- Рассматривание картины.
- Нахождение слов.
- Выделение звуков.
- Запись.
III. Итог урока.
(Цель: рефлексия)
Работа со схемой-опорой. (СЛАЙД 20)
– По какому городу путешествовали?
Занимательный момент
– Расскажите Фее Звуков:
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
- Какие буквы обозначают твёрдость согласного звука?
- С каким новым словарным словом познакомились?
IV. Домашнее задание.
(СЛАЙД 21)
(Цель: проверка умения дифференцировать слоги, обозначать мягкость/твёрдость согласного соответствующими гласными).
1. Рассматривание карточки-слайда.
2. Чтение задания.
Вставь нужный слог, чтобы получились слова. Запиши слова в тетрадь.
ЛУ или ЛЮ
.. ди, .. чи, .. стра, ко..чка.
РА или РЯ
Мо .. ки, .. дом, .. з, ко..
3. Объяснение учителя.
4. Запись задания в дневник.
V. Сюрпризный момент.
(СЛАЙД 22)
(Цель: создание мотивации на получение новых знаний)
– Фея Звуков довольна вашими знаниями и хочет наградить вас за работу.
– В нашу красивую сумочку Фея что-то положила. Давайте узнаем, что там лежит.
(Дети на ощупь определяют: «что-то круглое и мягко», «что-то квадратное и твёрдое»).
– Достаньте мягкое. (Игра). Почему Фея положила Мягкую игрушку?
(Говорили о мягких согласных).
– Достаньте твёрдое. (Жевательные конфеты). Почему Фея положила твёрдый предмет? (Говорили о твёрдых согласных).
Спасибо за работу.