"Как нет человека без самолюбия,—
так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека...”.
К.Д.Ушинский
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. [1, c. 8]
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению [2, с.10]. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё - и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Цель моей работы как классного руководителя заключается в следующем: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Являясь классным руководителем 7 “а” класса, большое внимание уделяю именно гражданско-патриотическому воспитанию. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Только собственным примером, проявляя уважение к людям и к родной земле.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это. Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий [3, с.25]. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, выявить детей для создания своих собственных исследовательских работ. Ученики моего класса принимали активное участие в интернет-проектах “Защитники Отечества”, которое было посвящено 65-летию Великой Победы и “ 1941 год. Начало трудного пути к Победе”, в интернет-видеоконференции с Губернатором области, Жилкиным Александром Александровичем. Для этого была проведена большая работа по сбору материала о ветеранах ВОВ, тружениках тыла. Учащиеся беседовали с ветеранами войны, их родственниками, с тружениками тыла и детьми войны. Ежегодно поздравляем их со всеми праздниками, начиная со Дня пожилого человека и заканчивая Днем Победы, помогаем по хозяйству. Ученица нашего класса, Шипилова Виктория стала лауреатом конкурса “Этих дней не смолкнет слава” проведенного ДОБДД МВД России и редакцией газеты “Добрая Дорога Детства” в номинации “Великая Отечественная война в жизни моей семьи” и награждена ценным подарком. С проектом “Никто не забыт и ничто не забыто” принимали участие в федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе в 2011 году. На школьной научно-практической конференции мои ученики защищали свою исследовательскую работу “Дети войны – патриоты Отечества”. Весь класс принимал активное участие в акциях “Георгиевская ленточка”, “Ветеран живет рядом”, в классе много волонтеров.
Большую помощь в воспитании патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины оказывает проведение классных часов “Не предадим память наших прадедов”, “Города-герои”, “Дети войны” и другие, встреч с ветеранами-односельчанами, конкурсов “Знаешь ли ты родной край?”, “Астраханский кремль”, с использованием мультимедиа, которые способствуют:
углублению знаний учащихся о своем родном крае, месте рождения;
углублению знаний об истории, традициях, культуре народов родного края;
воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны, региона, села.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления - знания - умения - деятельность. В первую очередь я стараюсь сформировать у учащихся: представления - Родина как место, где человек родился, природа родины; знания - в ходе коллективной и индивидуальной работы, учащиеся должны усвоить понятия "Родина", "Отчизна", определить свое отношения к Родине, окружающим людям; умения - учащиеся учатся анализировать, собирать по крупицам материал, работать в архивах. Знакомство с малой Родиной начали мы в 5 классе с посещения районного краеведческого музея, где мы познакомились с историей, природой родного края, с известными людьми, с ветеранами ВОВ, с историей основания Астраханского нефтегазодобывающего управления. Детям очень понравилась поездка в фазанарий, который расположен на территории Лиманского района.
Патриот - это человек, уважающий и соблюдающий законы государства, отстаивающий его интересы, который должен добросовестно трудиться на благо Родины [4, с.35].И мои ребята стараются принимать активное участие в решении общественных проблем, и, конечно: беречь окружающую среду, все гордятся тем, что они живут в Астраханской области. Их волнуют все события, происходящие в родном крае, поэтому они участвуют в благоустройстве школьного двора и родного села. Весь год всем классом работаем на своем пришкольном участке, сажаем кустарники, цветы, ухаживаем за ними. Активно участвуем в акциях “За чистоту Губернии”, “Чистые берега”.
Главным результатом работы по воспитанию патриотизма является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и быть патриотом, любящим свой родной край, В заключение хотелось бы сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос".
Список литературы
1. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007. С. 105.
2. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. С. 214.
3. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-Пресс, 2005. С. 55.
4. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. С. 154.