Обобщающий урок информатики по теме "Табличный процессор Excel"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Раздел программы: Кодирование и обработка числовой информации

Тип урока: Урок закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

Класс: 9

Учебник: базовый учебник Н. Угриновича “Информатика и ИКТ” для 9 класса

Длительность: 1 урок (45 мин)

Цели урока:

Обучающие:

  • Повторение и закрепление знаний по теме “Табличный процессор Excel.
  • Закрепление понятий: объекты таблицы, встроенные функции, ссылки, диаграмма;
  • Закрепление умения учащихся ввода данных, написания формул.

Воспитывающие:

  • Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
  • Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  • Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива

Развивающие:

  • Развитие здорового соперничества
  • Развитие умственной деятельности, быстроты мышления, логики.

Оборудование и материалы:

  • программа MS Excel 2003
  • программа MS PowerPoint 2003 выберите: “Сервис” – “Макрос” – “Безопасность...” – “Уровень безопасности” – “Низкая”;
  • презентация с использованием макроса DragAndDrop Ханса Вернера Хоффмана
  • файл Демо_диаграммы.xls содержит программный код на языке Visual Basic for Applications (VBA), поэтому при его открытии следует разрешить исполнение макросов.
  • Adobe Flash Player;
  • листочки с дифференцированными тестами
  • карточки с использованием маркера автозаполнения
  • фишки красного и зеленого цвета (около 50 шт каждого цвета)

Межпредметные связи: математика, физика, литература

Форма работы: индивидуальная, групповая

План урока

  1. Организационный момент (песенка, эпиграф) - 2 мин
  2. Ассоциативная схема по теме “Табличный процессор Excel” - 2 мин
  3. Письменный зачет: дифференцированный тест - 6 мин
  4. Устный зачет по теме “Табличный процессор Excel. 25 мин
    1. Задание 1: информатическое ЛОТО “Работа с текстовыми встроенными функциями” - 6 мин
    2. Задание 2: информатическое ДОМИНО “Работа с числовыми встроенными функциями” - 5 мин
    3. Физминутка - 1 мин
    4. Задание 3: “Найди то, что нужно” по теме “Диаграмма и область ее построения” - 3 мин
    5. Задание 4: кроссворд - 5 мин
    6. Задание 5: практический Excel 2003 - 5 мин
  5. Занимательный Excel - 7 мин
  6. Итоги урока. Рефлексия - 2 мин
  7. Домашнее задание - 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент

1) Дать положительный настрой детей на работу на уроке с помощью эпиграфа:

"Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно" Конфуций

2) Песенка “Ужасно интересно, все то, что неизвестно” из мульфильма “38 попугаев” (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

3) Обозначить возможность получить 1 и более оценок за урок

II. Ассоциативная схема по теме “Табличный процессор Excel”, которую учащиеся должны были составить при подготовке к зачету, разбившись на группы.

III. Письменный зачет

Листы с дифференцированными тестами выбираются учащимися самостоятельно по уровню сложности на “3”, на “4”, на “5” (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

IV. Устный зачет по теме (с помощью гиперссылок можно выбрать любой порядок выполнения устных заданий, предложенных на слайде 6)

Задание 1: Работа с текстовыми встроенными функциями” в виде “Информатического ЛОТО”. Задания вписаны в клетки ЛОТО, ответы в виде карточек. При правильном наложение получится английская пословица “Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить пить её”, которая заставит каждого задуматься, что все достигается только при собственном желании.

Задание 2: “Работа с числовыми встроенными функциями и арифметическими операциями, используемыми при вычислениях”. Начинать можно с любой косточки.

Физминутка созданная в PowerPoin и конвертирумая во флеш-ролик на песню “Зарядка для хвоста” из мульфильма “38 попугаев” (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Задание 3: Задание “Найти...” из множества терминов те, которые относятся к понятию “Диаграмма и область ее построения”. При правильном выборе, термин улетает, при неправильном выделяется красным цветом.

Задание 4: кроссворд, правильные ответы появляются при щелчке по цифре

Задание 5: Практический Excel, который содержит 4 листа, выполнение заданий предполагается без набора информации на клавиатуре (ПРИЛОЖЕНИЕ 4):

1 - 4 карточки для выполнения автозаполнения (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

2 - найти сумму баллов

3 - найти средний балл каждого и лучшего

4 - построить гистограмму

V. Занимательный Excel (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

VI. Итоги урока: подсчитать количество зеленых и красных фишек у каждого учащегося и получает “4” тот, кто получил 2-4 зеленые фишки ИЛИ более 4 зеленых и 1-2 красные; “5” тот, кто получил 5 и более зеленых фишек.

Рефлексия

Для проведения рефлексии выдаются листочки с записью:

  • тебе понравился урок?
  • какое задание понравилось больше всего?
  • какое задание понравилось меньше всего?
  • хотелось бы посещать такие обобщающие уроки вместо традиционной контрольной работы?

VII. Домашнее задание: (работа в группах) составить расширенную ассоциативную схему.

Используемая литература и Интернет-ресурсы.

1) Н. Угринович Н.Д. “Информатика и ИКТ” базовый учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

2) Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе – М: Сентябрь, 2004

3) Практикум по информатике и информационным технологиям под. Ред. Н.Д. Угриновича – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

4) http://pedsovet.org/

5) http://www.metod-kopilka.ru

6) http://www.metod-kopilka.ru/page-3-5-2.html кроссворд

7) http://iit.metodist.ru

8) http://www.rosinka.vrn.ru/dinex/og_graf.htm авторский сайт Комаровский А.Н.

Музыкальное сопровождение.

  1. Песенка мартышки из мультфильма “38 попугаев” “Становитесь на зарядку”
  2. http://www.audiopoisk.com/files/no/pesna-iz-mf-38-popugaev---pesenka-pro-zaradku-2006960.mp3
  3. Песенка мартышки из мультфильма “38 попугаев” “Ужасно интересно все то, что неизвестно”
  4. http://chudesenka.ru/load/2-1-0-88

Картинки.

  1. http://s70.ucoz.net/video/38/39294520.jpg
  2. http://videoblock.info/images/16.jpg
  3. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=138624985-61-72&n=21
  4. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=436519495-49-72&n=21
  5. http://mulplys.at.ua/2/38.babushka.udava.0-01-54.jpg
  6. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=369375165-44-72&n=21
  7. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=66444651-15-72&n=21
  8. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=345772443-65-72&n=21
  9. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=10322868-11-72&n=21
  10. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=138624985-61-72&n=21
  11. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=198072979-38-72&n=21
  12. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=322173440-04-72&n=21
  13. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=436519495-49-72&n=21
  14. http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=273129601-35-72&n=21