"Правописание слов с безударным гласным в корне слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (691 кБ)


Цели урока:

  • усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов;
  • овладение способами проверки безударных гласных в корне слова.

Цели урока будут достигнуты путём решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  • Личностные УУД: 
    • формирование ценностно-смысловой ориентации;
    • развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
  • Регулятивные УУД:
    • постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
    • умение планировать свою работу;
    • учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою    деятельность.
  • Познавательные УУД:
    • формирование логических действий анализа, сравнения, установления  причинно- следственных связей;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск её решения.
  • Коммуникативные УУД:
    • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
    • формирование умения слаженно работать в группе, паре;
    • формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, владея умело речью.

Оборудование: учебник «Русский язык» (авт.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), тетради, ноутбук, экран, проектор, орфографические словари, сигнальные круги,  конверты с заданиями для  групп,  листы самооценки,  магнитная доска с карточками.

ХОД УРОКА

1. Организация класса на работу

Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо. Ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись.

– А теперь поприветствуем друг  друга. (Слайд  2)
Если хочешь много знать, надо потрудиться!
А сейчас посмотрите друг на друга, поприветствуйте с улыбкой, как это солнышко! Удачи вам!

2. Актуализация знаний

– Ответьте на вопросы!

1) Как называется главная часть слова? (Корень)
2) Что необходимо сделать, когда уравнение решено?  (Проверка)
3) Продолжите фразы. а) Буквы русского языка делятся на согласные и … (гласные)
4) Слова, противоположные по значению, называются… (антонимы)
5) Как называются гласные буквы, на которые падает ударение? (Ударные)

Ответы детей фиксируются на магнитной доске. На ней появляются слова: корень, проверка, гласные, антонимы, ударные.

– А какое слово на доске лишнее? (Антонимы)
– Но если оно появилось на уроке, значит,  это слово нам пригодится.
– Давайте, ребята, найдём антонимы к слову ударные (Безударные) 
– Теперь заменим слово «ударные»  на  «безударные».

3. Определение темы и цели урока

–  Кто догадается, над какой темой мы будем сегодня работать?
– Да, мы будем исследовать безударные гласные в корне слова.
– А какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока? (Научиться правильно писать слова  с безударной гласной в корне слова)
– А чтобы научиться правильно писать эти слова, мы должны различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму  в слове, рассуждать, доказывать своё мнение, думать, читать, проверять безударные гласные в корне.

4. Формирование новых навыков

а) Алгоритм выявления безударной гласной и способы проверки.

– Чтобы написать  правильно нечёткую гласную, надо сделать её чёткой, т.е. из слабой позиции перевести в сильную, из безударной сделать ударную.  (Способы проверки). (Слайд 3)

б) Попробуем  сформулировать способ проверки безударной  гласной в корне  слова с помощью этой схемы:

антонимы
ударная безударная
сильная слабая
чёткая нечёткая

в) Повторяем правило.  (Слайд 4) О чём гласит правило?

г)  Устный  диктант.  (Слайд 5)

гр…бник (гриб)                               в…сёлый (весел)                       в…дичка (воды)
п…тнистый (пятна)                        хр…брец (храбрый)                  к…дровый (кедр)
д…ждевой (дождь)                          л…дяной (лёд)

д) Физминутка.  (Слайд 6)   Учащиеся  под тихую музыку выполняют движения,  которые им показывает  дежурный по классу.

е) Ребята, я приготовила вам кроссворд, в котором «спрятались» слова с безударной гласной,  которые нужно проверить. Одним словом, мы ещё раз потренируемся и  будем  развивать нашу  орфографическую зоркость (Слайд 7)

– Слова будете узнавать сами по его лексическому значению и вопросу, и записывать в тетрадь.
– послание в конверте, с адресом (конверт);
– у дятла – дупло, у бобра – хатка, у волка – логово, а у лисы – … (нора);
– лечебное учреждение (больница);
– сигнал окончания и начала урока  (звонок);
– что вылетает при стрельбе из лука (стрела);
– территория, имеющая границы и столицу  (страна);
– высокое место, где обычно начинается река (гора);
– свет дневной – свет … (ночной);
– какого цвета растения летом? (зелёный);
– бывают электронные, настенные, наручные, песочные (часы);
– что  делает птица в воздухе? (летит).

По слайду – самопроверка.

5. Словарная работа.  (Слайд 8)

Определяются слова, которые нельзя проверить. Учитель демонстрирует ученикам рисунки-ассоциации к вышеуказанным  словарным словам. Параллельно можно посмотреть и в учебнике.

6. Закрепление новых знаний

а) Работа в парах. Устный подбор проверочных слов.  (Слайд 9)

д…ревья         – дерево                   хвосты (белок)        – хвост                     л…сник       – лес
т…ропа           – тропы                    сп…ина (волны)    – спины

б)  Работа над предложениями. (Слайд 10).    Задание: спиши, разделив  текст на предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.

«Пришла  з…ма (________)      в   п…лях  (_________) и л…сах (_______) л…ж…т  (_______) глубокий  сне… (________)   трудно птицам и зв…рям (______)  найти  корм  в   сн…гу (________)

Правильный текст. (Слайд 11).  «Пришла зима (зимы). В полях (поле) и лесах (лес) лежит (лёжа)  глубокий снег (снега). Трудно птицам и зверям (зверь) найти корм в снегу (снег)».

7.  Итог урока. Рефлексия

– Вы хорошо потрудились. Давайте вспомним, чем мы на уроке были озадачены?

–  У вас на парте у каждого есть «Лист самооценки» (Слайд 12). Выберите ответы  к каждому вопросу.

1. На уроке я  работал активно – пассивно
2. Своей работой на уроке доволен – не доволен
3. Урок для меня показался коротким – длинным
4. За урок я  не устал – устал
5. Моё настроение стало лучше – стало хуже
6. Материал урока  мне был понятен – не понятен
полезен – бесполезен
интересен – скучен
лёгким – трудным

– Я хочу пожелать вам, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц». Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». (Слайд 13)

8. Домашнее задание

Учебник. Упражнение 151.