Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока.
Образовательные.
- Повторить материал по теме алгоритмы, свойства алгоритмов, основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление.
- Познакомиться с новым видом алгоритмических конструкций - цикл.
- Уметь в виде блок-схемы изображать различные циклы.
Воспитательные.
- Воспитание ребенка при использовании примеров из жизни, связанных с темой урока.
Развивающие.
- Развивать умение решать задачи для учебных исполнителей.
- Развитие логического мышления (умение анализировать, сравнивать, заключать).
План урока
Этапы | Приёмы и методы | Время, мин |
1. Организационный | Приветствие | 2 |
2. Актуализация знаний | Повторение, ответы на вопросы, | 8-10 |
3. Изучение нового материала | Рассказ, беседа с учителем, решение задач | 20-25 |
4. Заключение | Ответы на вопросы теста | 8 |
Ход урока
1. Организационный этап.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами узнаем много нового, и повторим уже ранее изученное.
2. Актуализация знаний.
1. Вставьте пропущенные слова в определении понятия алгоритм.
Алгоритм – это последовательность команд, которая имеет свое завершение, которую необходимо выполнить над входными данными для получения некоторого результата.
2. Соотнесите свойство алгоритма с его определением:
Дискретность | Каждый шаг алгоритма выполняется отдельно от других |
Понятность | В алгоритме используются только однозначные команды из системы команд исполнителя. |
Массовость | Алгоритм должен быть применим для большого числа однотипных объектов. |
Результативность | Алгоритм имеет конечное количество шагов для получения результата. |
Какое свойство отсутствует в списке?
3. В таблице указаны пары “управляющий объект – управляемый объект”. В какой из пар на первой позиции находится управляемый объект?
1 | Пилот - самолёт |
2 | Телевизор - человек |
3 | Дрессировщик - собака |
4 | Начальник - подчинённый |
5 | Светофор - пешеход |
4. Ввести последовательно 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае прибавить в 15 и вывести на экран. Изобразить в виде блок-схемы. Какие алгоритмические конструкции здесь использованы?
3. Изучение нового материала.
История про программиста:
Работал в одном банке программист, все было отлично, но в один прекрасный день пропал. День на работе нету, два... Директор банка узнал - велел сыскать. Поехали к программисту на дом. Дверь на звонки не открывают, но за дверью слышен плеск воды. Решили ломать дверь. Заходят в квартиру - программист в очень жалком виде сидит в ванной: синий, на голове почти нет волос, в руке сжимает бутылку от шампуня. Вырвали у него бутылку - на ней инструкция:
Инструкция по применению шампуня:
намочить голову,
выдавить небольшое количество шампуня на руку,
растереть шампунь по волосам,
смыть водой,
повторить.
Что случилось с программистом. Как устранить его проблему?
Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одно и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень, зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных оборотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.
Цикл – алгоритмическая конструкция, организующая многократное выполнение указанного действия.
Совокупность повторяющихся действий называется телом цикла.
Циклы бывают:
Цикл с предусловием:
Выполнение цикла "пока" начинается с проверки условия, поэтому такую разновидность циклов называют циклы с предусловием. Переход к выполнению действия осуществляется только в том случае, если условие выполняется, в противном случае происходит выход из цикла. Можно сказать, что условие цикла "пока" - это условие входа в цикл. В частном случае может оказаться, что действие не выполнялось ни разу.
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.
Цикл с постусловием:
Исполнение цикла начинается с выполнения действия. Таким образом, тело цикла будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Поэтому цикл "до" называют циклом с постусловием. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла. Таким образом, условие цикла "до" - это условие выхода. Для предотвращения зацикливания необходимо предусмотреть действия, приводящие к истинности условия.
Цикл с параметром:
Удобно использовать этот вид цикла, в тех случаях, когда заранее известно число повторов. Используется счётчик цикла.
Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трёх базовых структур:
4. Практическая часть.
- Изобразите в виде блок-схемы алгоритм очистки картофеля солдатом. Какой получился цикл?
- Имеются чёрный, белый и полосатый ящики. В полосатом ящике находятся черные, белые и полосатые шары. Выполните сортировку шаров, поместив белые шары в белый ящик, а черные - в черный.
- Задания с роботом.
5. Самопроверка.
Вариант задания для теста:
1. Какая разновидность цикла представлена на рисунке? (С предусловием)
2. Какая разновидность цикла представлена на рисунке? (С параметром)
3. Какая разновидность цикла представлена на рисунке? (Постусловие)
4. Какая алгоритмическая конструкция предполагает выполнение серии команд в зависимости от истинности проверяемого условия? (Ветвление)
5. Как называется алгоритмическая конструкция, которая предполагает последовательное выполнение действий от одного действия к другому? (Следствие)
6. Какое из перечисленных слов является лишним? (Алгоритм, условие, действие, шаг, команда, домен)
Литература
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010”.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса, 2011.
- Информатика. 9-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина. - Ярославль: Академия развития, 2010.
- К. Ю. Поляков. Алгоритмы и Исполнители. 1992-2012.