Важнейшими задачами этого направления являются:
- динамическое развитие психических процессов, совершенствование основных видов деятельности (игра, труд, учение);
- обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов, явлений к определенной группе по признакам сходства, различия;
- развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;
- формирование познавательных способностей;
- формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умение слышать и слушать взрослого, работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;
- формирование взаимоотношений детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми и др.
1. Подготовка детей к письму (50 ч.).
Основными задачами подготовки ребенка к письму являются:
- Развитие фонематического слуха и умение проанализировать звуковой состав слова.
- Развитие мускульной памяти, что предполагает упражнение мелких мышц пальцев и кисти руки ребенка.
- Развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словесно-логического мышления.
- Развитие тактильной памяти.
- Формирование пространственной памяти на листе бумаги.
2. Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте (50 ч.)
- Формировать умения, связанные с пониманием и передачей содержания увиденного, услышанного, прочувствованного.
- Формировать умение логически строить высказывания: строить план, определять с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой.
- Осуществлять работу над словарем детей.
- Развивать звуковую сторону речи: чистоту звукопроизношения, регуляцию темпа и силы голоса, выразительность, фонематический слух.
- Научить из устной и письменной речи выделять предложения, составлять предложения из заданного количества слов, членить слова на слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.
3. Математическая пропедевтика (50 ч.).
1) Наблюдение объектов с целью выявления их свойств:
Сравнение объектов и их свойств; Анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие – несущественными; Установление и использование аналогии; Обобщение, формулировка суждения об общих существенных признаках объектов; Классификация – разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т.п.
2) Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, величина и др.).
3) Обучению овладению способами установления разного рода математических связей, отношений, понятия, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин.
4) Формирование ориентировочных понятий: в пространстве и во времени.
Перспективное планирование занятий “Школе Дошкольника”
№ | Психологический практикум | Мат-я пропедевтика |
Подготовка детей к письму | Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте | |
1. | Диагностика детей по всем направлениям | ||||
2. | Дидактическая игра “Давайте познакомимся” | Дидактические игры “Очки”, “Игрушка” | Пальчиковая гимнастика. Разучивание потешки “Этот пальчик” |
Работа по тетради | |
3. | Упражнения “Продолжи узор”, “Закрась узор по правилам” с использованием ИКТ | Упражнение “Запомните, сколько раз я брала со стола предмет”, Работа в тетради. | Пальчиковая гимнастика | Дидактическая игра “Назови
звук”. Упражнение “Звуки А-О-У-Э-Ы”. |
|
4. | Пластилиновая сказка. Логические упражнения. | Ориентировка в пространстве. Упражнение “Напиши узор” (с использованием ИКТ). |
Пальчиковая гимнастика. | Работа в тетрадях. Упражнение “Звуки Я-Е-Е-Ю-И”. |
|
5. | Пластилиновая сказка. Игра “Светофор”. | Работа в тетрадях. Упражнения “Квадраты и треугольники”, “Напиши узор”. | Пальчиковая гимнастика. Разучивание потешки “Ну-ка, братцы, за работу”. | Закрепление пройденных звуков. | |
6. | Игра “Чего не стало?” | Дидактическая игра “Рисуем коврик”. Работа в тетрадях: написание числа 1. Игра “Повтори узор”. | Пальчиковая гимнастика. Разучивание потешки “Прятки”. | Игра “Запомни звук”. | |
7. | Логическое упражнение “Пирамидка”. Игра “Светофор”. | Игровое упражнение “Поучимся считать”. Игра “Подумай и сосчитай”. Работа в тетради: написание числа 2. | Пальчиковая гимнастика. | Игры на ходу (презентация с использованием ИКТ). | |
8. | Дидактические упражнения “В гостях у зайца”, “Необычное кино”. Логические задачи. | Написание числа 3. | Пальчиковая гимнастика. | Работа в тетрадях: знакомство с буквой и звуком Л (Л-ЛЬ). Чтение слогов Л+10 гласных. | |
9. | Логическое упражнение “Кувшины” | Закрепление пройденного. | Пальчиковая гимнастика. | Игра “Я-вопрос, ты-ответ” (с использованием ИКТ). Работа по Прописи. Игра “В мире звуков”. | |
10. | Логическое упражнение “Цветы”. Дидактическая игра “Сделаем куклам подарки”. | Счет в пределах 5. Игра “Слева-справа”. |
Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Дифференциация звуков Л-ЛЬ, знакомство с новой буквой Р и звуками Р-РЬ. (С использованием ИКТ). | |
11. | Разучивание чистоговорки “Мороз”. Упражнение “Переправа через мост”. | Игра “Какой по счету предмет я спрятала?” Работа с числовой лесенкой. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Упражнение “Тили-трям”. | Игровое упражнение “Слова длинные и короткие”. Игра “Запомни только те слова, в которых есть звук Р”. | |
12. | Упражнение “Елочные игрушки”. Игра “Угадай, что изменилось?” | “Множество и его элементы”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Закрепление пройденного: буквы
Л, Р. Игра с мячом “Слова длинные и короткие”. |
|
13. | Графический диктант. | Упражнение “Геометрические фигуры”. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Работа с числовой лесенкой. | Пальчиковая гимнастика. Работа с бумагой. | Игра “Телевизор без звука”. (С использованием ИКТ). | |
14. | Рисование узора в тетрадях. Упражнения “Чем отличаются эти картинки?”, “На что похоже?” | Работа с раздаточным материалом. Знакомство с числом и цифрой 6. | Пальчиковая гимнастика “Динь-дон”, “Птичка зернышки клюет”. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой М, звуками М-МЬ. | |
15. | Слушание записи с песней “Мы едем, едем, едем”. Задачи на развитие логического мышления. | Закрепление пройденного материала. | Пальчиковая гимнастика. Работа с бумагой. | Работа в тетрадях: “Путешествие на поезде”. | |
16. | Игра “Вспомни все самое интересное” | Число цифра 7. Дидактическое упражнение “Найди цифре место”. Образование числа 7. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игра с мячом “Придумай предложение с моим словом”. Знакомство с буквой Н, звуками Н-НЬ. | |
17. | Разучивание потешки. Дидактическая игра “Загадка”. Игровое упражнение “Необычное кино”, “На что похоже?”. | Решение примеров. | Пальчиковая гимнастика. (С использованием ИКТ). | Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов. Понятие “предложение”. | |
18. | Задачи на развитие логического мышления. | Закрепление пройденного. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игровое упражнение “Найди гласный звук”. Дидактическое упражнение “Озвучим модель”. Игра “Поймай вопрос, пришли ответ”. | |
19. | Игровое упражнение “Овощи, фрукты”. Игра “Найди картинке пару”. | Состав числа из двух меньших чисел. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Г, звуками Г-ГЬ. | |
20. | Игра на развитие внимания “Запретное движение”. “Геометрические картинки”. | Решение примеров и логических задач. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой К, звуками К-КЬ. | |
21. | Игровое упражнение “Рисуй картинку”. | Игровые упражнения “Напиши пропущенные цифры”, Сколько листочков”, “Дорисуй клеточки”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игровое упражнение “Нарисуй букву”. Закрепление пройденного. | |
22. | Задачи на развитие логического мышления. | Игровые упражнения: “Сосчитай правильно”, “Запиши числа в порядке убывания”, “Реши пример”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой П, звуками П-ПЬ. | |
23. | Графический диктант. | Решение примеров и задач. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Б.Звуки Б-БЬ. Чтение текста. Игровое упражнение “Найди слово”. | |
24. | Игра “Чего не стало?” Рисование в тетради узора. | Закрепление пройденного. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игра “Звуки и буквы”. Знакомство с буквой С, звуками С-СЬ. | |
25. | Игра “Найди закономерность”. | Игровое упражнение “Реши пример”. (С использованием ИКТ). | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игровые упражнения “Буквы потерялись”, “Прочитай предложение и составь схему”. Знакомство с буквой З, звуками З-ЗЬ. Знакомство с глухими и звонкими согласными. | |
26. | Работа с ножницами в игровом упражнении “Нужный рисунок”. Игра “Найди слово”. | Решение устно простых задач. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Д, звуками Д-ДЬ. Игра “Где буква спряталась?” (С использованием ИКТ). | |
27. | Составление рассказа. Заучивание наизусть. Игровое упражнение “Отгадай загадку и нарисуй отгадку”. | Игр. упражнения: “Напиши числа”, “Сосчитай треугольники”, “Реши примеры”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игровое упражнение “Найди слово”. Знакомство с буквой Т, звуками Т-ТЬ. | |
28. | Работа по сюжетной картинке. Заучивание наизусть. | Знакомство с цифрой 8. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Игровое упражнение “Где буква спряталась?” Знакомство с буквой Х, звуками Х-ХЬ. | |
29. | Решение логических задач. Игровое упражнение “Найди лишний предмет”. | Игровые упражнения в ориентировке в пространстве и времени. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Работа с ножницами “Найди слово-название”. Игра “Звуки и буквы”. | |
30. | Работа по сюжетной картинке. Игровое упражнение “Какой предмет лишний”, “Отгадай загадку”. Решение логических задач. | Решение устных задач. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ц. Звук Ц. | |
31. | Диагностика детей по всем направлениям. | ||||
32. | Работа по сюжетной картинке. | Решение задач на уменьшение. (С использованием ИКТ). |
Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Щ. Звук Щ. | |
33. | Работа по сюжетной картинке. | Работа с раздаточным материалом. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ш. Звук Ш. | |
34. | Игровое упражнение “Отгадай-ка”, “Подскажи словечко”. | Знакомство с цифрой 9. Решение примеров и задач. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ж. Звук Ж. | |
35. | Игровое упражнение “Проверь себя”, “Кто всю зиму спит?”, “Сравни рисунки”. | Знакомство с цифрой 9, 10. Счет в пределах 10. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ч. Звук Ч. | |
36. | Игровое упражнение “чего не стало?” | Ориентировка в пространстве. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой В. Звуки В-ВЬ. Игра “Отгадай-ка”. | |
37. | Задания на развитие внимания. (С использованием ИКТ). |
Игра “Кто где спрятался?” Игровые упражнения “Раскрась одинаковые детали одинаково”, “Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ф. Звуки Ф-ФЬ. | |
38. | Игра “Назови предмет, который отсутствует”. | Игровые упражнения “Расположи рисунки”, “Реши примеры”, “Соедини правильно”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Й. Звук Й. | |
39. | “Отгадай-ка”. | Решение простых задач. Игровое упражнение “Дорисуй недостающие фигуры”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ь. Игра “Найди букву”. Заучивание стихотворения и чистоговорки. | |
40. | Работа по сюжетной картинке. | Игровое упражнение “Нарисуй предметы в квадратах”, “Кто где живет”, “Реши математические цепочки”. | Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Знакомство с буквой Ъ. | |
41. | Графический диктант. | “Реши примеры – найди яблоки”. “Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры”. |
Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. | Чтение небольшого текста “Дятел” К.Ушинского. Выполнение заданий по тексту. | |
42. | Рисование на манной крупе. | Ориентировка в пространстве. Игровые упражнения “Покажи решение примеров при помощи рисунков”, “Выполни штриховку”. | Пальчиковая гимнастика. | Игра “Звуки и буквы”. | |
43. | Решение логических задач. | Игровые упражнения “Найди лишний предмет”, “Реши примеры”. | Пальчиковая гимнастика. | Чтение текста “Мышки” К.Ушинского работа по тексту и сюжетной картинке. | |
44. | Игровые упражнения “Напиши числа”, “Обведи”. | Пальчиковая гимнастика. Работа с ножницами. | Чтение текста “Лиса и рак”. Заучивание наизусть, отгадывание загадки. | ||
45. | Заучивание стихотворения. | Ориентировка во времени. Игры: “Найди лишние фигуры справа”, “Реши примеры”. | Пальчиковая гимнастика. “Напиши по образцу”. |
Закрепление пройденного материала. Алфавит. Разделение звуков. | |
46. | “Что лишнее?” | “Придумай и реши задачи на сложение”. | Пальчиковая гимнастика. “Напиши по образцу”. |
Составление схем. | |
47. | Закрепление пройденного. | Пальчиковая гимнастика. Работа с ножницами. | Закрепление пройденного. | ||
48. | Рисование по тесту. | Закрепление пройденного. | Пальчиковая гимнастика. | Закрепление пройденного. | |
49-50 Диагностика детей по всем направлениям. |