Программа по предшкольной подготовке в группе "Школа дошкольника"

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшими задачами этого направления являются:

  • динамическое развитие психических процессов, совершенствование основных видов деятельности (игра, труд, учение);
  • обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов, явлений к определенной группе по признакам сходства, различия;
  • развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;
  • формирование познавательных способностей;
  • формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умение слышать и слушать взрослого, работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;
  • формирование взаимоотношений детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми и др.

1. Подготовка детей к письму (50 ч.).

Основными задачами подготовки ребенка к письму являются:

  • Развитие фонематического слуха и умение проанализировать звуковой состав слова.
  • Развитие мускульной памяти, что предполагает упражнение мелких мышц пальцев и кисти руки ребенка.
  • Развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словесно-логического мышления.
  • Развитие тактильной памяти.
  • Формирование пространственной памяти на листе бумаги.

2. Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте (50 ч.)

  • Формировать умения, связанные с пониманием и передачей содержания увиденного, услышанного, прочувствованного.
  • Формировать умение логически строить высказывания: строить план, определять с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой.
  • Осуществлять работу над словарем детей.
  • Развивать звуковую сторону речи: чистоту звукопроизношения, регуляцию темпа и силы голоса, выразительность, фонематический слух.
  • Научить из устной и письменной речи выделять предложения, составлять предложения из заданного количества слов, членить слова на слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.

3. Математическая пропедевтика (50 ч.).

1) Наблюдение объектов с целью выявления их свойств:

Сравнение объектов и их свойств; Анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие – несущественными; Установление и использование аналогии; Обобщение, формулировка суждения об общих существенных признаках объектов; Классификация – разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т.п.

2) Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, величина и др.).

3) Обучению овладению способами установления разного рода математических связей, отношений, понятия, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин.

4) Формирование ориентировочных понятий: в пространстве и во времени.

Перспективное планирование занятий “Школе Дошкольника”

Психологический практикум Мат-я
пропедевтика
Подготовка детей к письму Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте
1. Диагностика детей по всем направлениям
2. Дидактическая игра “Давайте познакомимся” Дидактические игры “Очки”, “Игрушка” Пальчиковая гимнастика.

Разучивание потешки “Этот пальчик”

Работа по тетради
3. Упражнения “Продолжи узор”, “Закрась узор по правилам” с использованием ИКТ Упражнение “Запомните, сколько раз я брала со стола предмет”, Работа в тетради. Пальчиковая гимнастика Дидактическая игра “Назови звук”.

Упражнение “Звуки А-О-У-Э-Ы”.

4. Пластилиновая сказка. Логические упражнения. Ориентировка в пространстве.

Упражнение “Напиши узор” (с использованием ИКТ).

Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях.

Упражнение “Звуки Я-Е-Е-Ю-И”.

5. Пластилиновая сказка. Игра “Светофор”. Работа в тетрадях. Упражнения “Квадраты и треугольники”, “Напиши узор”. Пальчиковая гимнастика. Разучивание потешки “Ну-ка, братцы, за работу”. Закрепление пройденных звуков.
6. Игра “Чего не стало?” Дидактическая игра “Рисуем коврик”. Работа в тетрадях: написание числа 1. Игра “Повтори узор”. Пальчиковая гимнастика. Разучивание потешки “Прятки”. Игра “Запомни звук”.
7. Логическое упражнение “Пирамидка”. Игра “Светофор”. Игровое упражнение “Поучимся считать”. Игра “Подумай и сосчитай”. Работа в тетради: написание числа 2. Пальчиковая гимнастика. Игры на ходу (презентация с использованием ИКТ).
8. Дидактические упражнения “В гостях у зайца”, “Необычное кино”. Логические задачи. Написание числа 3. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях: знакомство с буквой и звуком Л (Л-ЛЬ). Чтение слогов Л+10 гласных.
9. Логическое упражнение “Кувшины” Закрепление пройденного. Пальчиковая гимнастика. Игра “Я-вопрос, ты-ответ” (с использованием ИКТ). Работа по Прописи. Игра “В мире звуков”.
10. Логическое упражнение “Цветы”. Дидактическая игра “Сделаем куклам подарки”. Счет в пределах 5.

Игра “Слева-справа”.

Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Дифференциация звуков Л-ЛЬ, знакомство с новой буквой Р и звуками Р-РЬ. (С использованием ИКТ).
11. Разучивание чистоговорки “Мороз”. Упражнение “Переправа через мост”. Игра “Какой по счету предмет я спрятала?” Работа с числовой лесенкой. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Упражнение “Тили-трям”. Игровое упражнение “Слова длинные и короткие”. Игра “Запомни только те слова, в которых есть звук Р”.
12. Упражнение “Елочные игрушки”. Игра “Угадай, что изменилось?” “Множество и его элементы”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Закрепление пройденного: буквы Л, Р.

Игра с мячом “Слова длинные и короткие”.

13. Графический диктант. Упражнение “Геометрические фигуры”. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Работа с числовой лесенкой. Пальчиковая гимнастика. Работа с бумагой. Игра “Телевизор без звука”. (С использованием ИКТ).
14. Рисование узора в тетрадях. Упражнения “Чем отличаются эти картинки?”, “На что похоже?” Работа с раздаточным материалом. Знакомство с числом и цифрой 6. Пальчиковая гимнастика “Динь-дон”, “Птичка зернышки клюет”. Работа по Прописи. Знакомство с буквой М, звуками М-МЬ.
15. Слушание записи с песней “Мы едем, едем, едем”. Задачи на развитие логического мышления. Закрепление пройденного материала. Пальчиковая гимнастика. Работа с бумагой. Работа в тетрадях: “Путешествие на поезде”.
16. Игра “Вспомни все самое интересное” Число цифра 7. Дидактическое упражнение “Найди цифре место”. Образование числа 7. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игра с мячом “Придумай предложение с моим словом”. Знакомство с буквой Н, звуками Н-НЬ.
17. Разучивание потешки. Дидактическая игра “Загадка”. Игровое упражнение “Необычное кино”, “На что похоже?”. Решение примеров. Пальчиковая гимнастика. (С использованием ИКТ). Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов. Понятие “предложение”.
18. Задачи на развитие логического мышления. Закрепление пройденного. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игровое упражнение “Найди гласный звук”. Дидактическое упражнение “Озвучим модель”. Игра “Поймай вопрос, пришли ответ”.
19. Игровое упражнение “Овощи, фрукты”. Игра “Найди картинке пару”. Состав числа из двух меньших чисел. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Г, звуками Г-ГЬ.
20. Игра на развитие внимания “Запретное движение”. “Геометрические картинки”. Решение примеров и логических задач. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой К, звуками К-КЬ.
21. Игровое упражнение “Рисуй картинку”. Игровые упражнения “Напиши пропущенные цифры”, Сколько листочков”, “Дорисуй клеточки”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игровое упражнение “Нарисуй букву”. Закрепление пройденного.
22. Задачи на развитие логического мышления. Игровые упражнения: “Сосчитай правильно”, “Запиши числа в порядке убывания”, “Реши пример”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой П, звуками П-ПЬ.
23. Графический диктант. Решение примеров и задач. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Б.Звуки Б-БЬ. Чтение текста. Игровое упражнение “Найди слово”.
24. Игра “Чего не стало?” Рисование в тетради узора. Закрепление пройденного. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игра “Звуки и буквы”. Знакомство с буквой С, звуками С-СЬ.
25. Игра “Найди закономерность”. Игровое упражнение “Реши пример”. (С использованием ИКТ). Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игровые упражнения “Буквы потерялись”, “Прочитай предложение и составь схему”. Знакомство с буквой З, звуками З-ЗЬ. Знакомство с глухими и звонкими согласными.
26. Работа с ножницами в игровом упражнении “Нужный рисунок”. Игра “Найди слово”. Решение устно простых задач. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Д, звуками Д-ДЬ. Игра “Где буква спряталась?” (С использованием ИКТ).
27. Составление рассказа. Заучивание наизусть. Игровое упражнение “Отгадай загадку и нарисуй отгадку”. Игр. упражнения: “Напиши числа”, “Сосчитай треугольники”, “Реши примеры”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игровое упражнение “Найди слово”. Знакомство с буквой Т, звуками Т-ТЬ.
28. Работа по сюжетной картинке. Заучивание наизусть. Знакомство с цифрой 8. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Игровое упражнение “Где буква спряталась?” Знакомство с буквой Х, звуками Х-ХЬ.
29. Решение логических задач. Игровое упражнение “Найди лишний предмет”. Игровые упражнения в ориентировке в пространстве и времени. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Работа с ножницами “Найди слово-название”. Игра “Звуки и буквы”.
30. Работа по сюжетной картинке. Игровое упражнение “Какой предмет лишний”, “Отгадай загадку”. Решение логических задач. Решение устных задач. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ц. Звук Ц.
31. Диагностика детей по всем направлениям.
32. Работа по сюжетной картинке. Решение задач на уменьшение.

(С использованием ИКТ).

Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Щ. Звук Щ.
33. Работа по сюжетной картинке. Работа с раздаточным материалом. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ш. Звук Ш.
34. Игровое упражнение “Отгадай-ка”, “Подскажи словечко”. Знакомство с цифрой 9. Решение примеров и задач. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ж. Звук Ж.
35. Игровое упражнение “Проверь себя”, “Кто всю зиму спит?”, “Сравни рисунки”. Знакомство с цифрой 9, 10. Счет в пределах 10. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ч. Звук Ч.
36. Игровое упражнение “чего не стало?” Ориентировка в пространстве. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой В. Звуки В-ВЬ. Игра “Отгадай-ка”.
37. Задания на развитие внимания.

(С использованием ИКТ).

Игра “Кто где спрятался?” Игровые упражнения “Раскрась одинаковые детали одинаково”, “Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ф. Звуки Ф-ФЬ.
38. Игра “Назови предмет, который отсутствует”. Игровые упражнения “Расположи рисунки”, “Реши примеры”, “Соедини правильно”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Й. Звук Й.
39. “Отгадай-ка”. Решение простых задач. Игровое упражнение “Дорисуй недостающие фигуры”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ь. Игра “Найди букву”. Заучивание стихотворения и чистоговорки.
40. Работа по сюжетной картинке. Игровое упражнение “Нарисуй предметы в квадратах”, “Кто где живет”, “Реши математические цепочки”. Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Знакомство с буквой Ъ.
41. Графический диктант. “Реши примеры – найди яблоки”.

“Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры”.

Пальчиковая гимнастика. Работа по Прописи. Чтение небольшого текста “Дятел” К.Ушинского. Выполнение заданий по тексту.
42. Рисование на манной крупе. Ориентировка в пространстве. Игровые упражнения “Покажи решение примеров при помощи рисунков”, “Выполни штриховку”. Пальчиковая гимнастика. Игра “Звуки и буквы”.
43. Решение логических задач. Игровые упражнения “Найди лишний предмет”, “Реши примеры”. Пальчиковая гимнастика. Чтение текста “Мышки” К.Ушинского работа по тексту и сюжетной картинке.
44.   Игровые упражнения “Напиши числа”, “Обведи”. Пальчиковая гимнастика. Работа с ножницами. Чтение текста “Лиса и рак”. Заучивание наизусть, отгадывание загадки.
45. Заучивание стихотворения. Ориентировка во времени. Игры: “Найди лишние фигуры справа”, “Реши примеры”. Пальчиковая гимнастика.

“Напиши по образцу”.

Закрепление пройденного материала. Алфавит. Разделение звуков.
46. “Что лишнее?” “Придумай и реши задачи на сложение”. Пальчиковая гимнастика.

“Напиши по образцу”.

Составление схем.
47.   Закрепление пройденного. Пальчиковая гимнастика. Работа с ножницами. Закрепление пройденного.
48. Рисование по тесту. Закрепление пройденного. Пальчиковая гимнастика. Закрепление пройденного.
49-50 Диагностика детей по всем направлениям.