Цели урока.
Познавательные УУД: обобщение знаний о разделительных ъ и ь знаках, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, выполнение действий по заданному алгоритму, умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.
Коммуникативные УУД: сотрудничество учашихся в группе, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности, стремиться к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
I. Организационный момент.
Учитель: Занимаем свои места, нас ждет интересный урок, а почетными гостями будут очень загадочные буквы. Которые стоят ближе к концу алфавита и не умеют “говорить”. Но прежде, чем мы догадаемся, кто они, давайте вспомним, правила посадки при письме:
Ученики (хором):
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Вам, друзья.
Секрет открою:
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь.
За работу я возьмусь.
II. Чистописание.
Учитель: На доске буквосочетания. Это значит…
Ученики: Минутка чистописания:
тья нье льё вьи пью
бъя дъе съё съю
Учитель: Прочитайте эти буквосочетания. Что объединяет слоги 1-ой строчки?
Ученик: Во всех слогах разделительный Ь знак.
Учитель: Что объединяет слоги 2-ой строчки?
Ученик: Во всех слогах разделительный Ъ знак.
Учитель: Почему во 2-ой строке отсутствует один слог?
Ученик: Разделительный Ъ знак не пишется перед гласной И.
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Хорошо. Молодцы. А теперь узнайте наших почетных гостей:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Пред е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Ученик: Это буква разделительный Ь знак.
Учитель:
Было – сели, стало – съели
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Ученик: Твердый знак.
Учитель: Молодцы, ребята. Правильно отгадали наших героев. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
Ученик: Тема нашего урока Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком.
Учитель: А что вы знаете о разделительном Ь знаке?
Ученик: *Буква ь - показатель мягкости согласного звука на письме. (Пальто, уголь, степь)
*Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными. (Дождь, письмо)
*Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в корне слова. (Соловьи, семья, деревья)
*Разделительный ь разделяет два согласных звука, один из которых [й`] спрятан в буквах е, ё, ю, я, и.
*ь не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НШ, ЩН. (Печка, мощный)
*ь не пишется между двумя мягкими согласными. (Листик, бантик, исключение школьник, деньки и др.)
*не пишется после приставок. (Объезд, съемка)
Учитель: А что вы знаете о разделительном Ъ знаке?
Ученик: *ъ разделяет два согласных звука, один из которых [й`] спрятан в буквах е, ё, ю, я.
*Разделительный ъ пишется после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я. (Подъем, объявление)
Учитель: Как переносятся слова с разделительными Ь и Ъ?
Ученик: Слова переносятся по слогам, а буквы Ь и Ъ не отрываются от предшествующего согласного, например, подъ -ём, соло- вьи
Учитель: Молодцы. Дружно жили не тужили Ь и Ъ. Но однажды заспорили между собой. Давайте послушаем их спор.
Сценка
Ъ: Не чересчур ли ты добряк?
Автор: Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.
Ъ: Слова и буквы ты всегда
Смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Ь: Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
Автор: Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
Ь: Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву “ять”,
Тебя из азбуки изъять.
А: Друзья! Ваш разговор – никчемные слова
Автор: Услышав этот спор, сказала буква А.
А: Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите оба в нужном месте!
Учитель: Ребята, как разрешить спор букв?
Ученик: Надо писать их в нужном месте.
Учитель: Какие цели поставим мы поставим перед собой на уроке?
Ученик: Совершенствовать умение писать слова с разделительным Ъ и Ь знаками; различать их между собой.
Работа продолжается в группах.
Каждая группа получает задания на карточках.
1 группа – восстанавливают пропуски в словах;
2 группа – разгадывают кроссворд;
3 группа – решают ребусы.
1 группа:
Волк ужасно раз…ярён:
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еден…я неудобен
2 группа:
3 группа:
1. Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.2. На скамейке у ворот
Лена горько слёзы…3. Падают с ветки
Золотые монетки.4. Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
(После выполнения заданий в группах организуется их проверка)
IV. Закрепление знаний л правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
Словарная работа.
Учитель:
Мы работу продолжаем
И словарные слова повторяем
А для этого
Ты ребусы реши
И словарные слова найди.
Учитель: Разгадайте ребусы и объясните их значение.
Ученик: Побережье, семья, съедобный, фасоль.
Учитель: Какое из этих слов лишнее?
Ученик: Я считаю. Что лишнее слово “фасоль”, так как в этом слове нет ни Ъ и Ь знаков, а буква Ь знак с лове служит для смягчения согласного звука на письме.
Учитель: Запишите слова в тетрадь и разделите на слоги.
Учитель: Ребята давайте вспомним:
*Из чего состоит наша речь?
*Что такое предложение?
*Из чего состоит предложение?
*Как связаны слова в предложении?
*Какие правила оформления предложения на письме вы знаете?
Учитель: Составьте предложение с использованием словарных слов. (Ученики записывают предложения в тетрадь)
V. Физкульминутка
Я читаю стихотворение, а вы, услышав слово с разделительными ъ и ь знаками сделайте хлопок.
Всё вокруг объято страхом:
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
Отдохнули немного, продолжаем работу дальше.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: Подошло время проверить, как вы научились писать слова с разделительным Ъ и Ь знаком.
На доске записаны слова:
Жил…ё, об…явление, здоров…е, варен…е, об…ехал, учен…е, под…езд, ноч…ю., с…ел, печен…е, с…ёжился.
Задание: Мальчики выписывают слова с Ъ знаком, а девочки с разделительным Ь знаком.
VII. Итог урока.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Давайте проанализируем нащу работу.
Какие задачи ставили перед собой?
Удалось ли решить эти задачи?
Что самое главное для себя запомнили на уроке?
VIII. Рефлексия.
Учитель: Я благодарю вас за работу на уроке. Вы молодцы!
Оцените свою работу:
Желтый круг – мне было легко на уроке.
Синий круг – мне было трудно, но я справился.
Красный круг – мне было трудно, необходима помощь взрослых.