Урок русского языка по теме "Буква Ь в середине слова". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • установить роль «Ь» в середине слова;
  • учиться правильно писать слова  с «Ь» в середине слова.
  • развивать память, речь, логическое мышление

1. Целеполагание и мотивация

Учитель: Ответьте на вопросы блиц-турнира.

  • Вид общения людей с помощью бумаги и ручки? (Письмо)
  • Родовое понятие к слову Федя? (Мальчик)
  • Антоним к слову маленький? (Большой)
  • Вид одежды про которую рассеянному с улицы Бассейной сказали «не то», когда он стал её надевать? (Пальто)
  • Имя учительницы Буратино? (Мальвина)

По мере отгадывания слов учитель вывешивает напечатанные слова на доску.

img1.gif (1984 bytes)

Учитель: Назовите букву, которая есть в каждом из этих слов. Определите место буквы в данных словах. Сформулируйте тему урока.
Тема: Буква … в …
Ученик. Во всех словах есть буква мягкий знак. Она находится в середине слова, поэтому тема урока: Мягкий знак в середине слова.
Учитель: В соответствии с темой урока и записью на доске  определите цель урока.
Цель:

  • установить роль … в середине слова;
  • учиться правильно писать с … в … слова.

Ученик.
Цель:

  • установить роль «Ь» в середине слова;
  • учиться правильно писать слова  с «Ь» в середине слова.

2. Минутка чистописания

Учитель: Открыли тетради, подпишем число, классная работа.
Буква, которую будем писать на минутке чистописания обозначает одинаковый согласный звонкий непарный звук в четырёх словах. 
Ученик. Это буква «Л», т.к. обозначает сонорный звук и встречается в четырёх словах: Мальвина, большой, мальчик, пальто.
Учитель: Вторая буква – это буква по теме урока.
Ученик. Вторая буква «Ь».
Учитель: Третьи буквы  в буквосочетаниях, это идущие по порядку алфавита буквы, обозначающие сонорные звуки.
Учитель: Обратите внимание на соединение с мягким знаком. Это нижнее соединение и одинаковый наклон букв.

Ученики записывают с комментированием буквосочетания.

Пишу строчную букву «Л», присоединяю «Ь», присоединяю «Й»; пишу строчную букву «Л», присоединяю «Ь», присоединяя. «Л» и т.д.

3. Изучение нового материала

Учитель: В какой части слова и между какими буквами находится в данных словах»Ь»?
Ученик. Мягкий знак находится в середине слова между двумя согласными.
Учитель: Какой из этих двух согласных произносится мягко?
Ученик. Мягко произносится согласный звук перед мягким знаком.
Учитель: Что обозначает мягкий знак между двумя согласными в середине слова?
Ученик. Мягкий знак между двумя согласными в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного.
Исключите каждое из данных слов по одному признаку.
Ученик.

  • Первым исключаем слово большой, т.к. это слово-признак, а остальные – предметы.
  • Вторым исключаем слово Мальвина – это имя собственное.
  • Третье слово – мальчик, т.к. отвечает на вопрос кто? Или по количеству букв и звуков.
  • Следующее слово письмо – проверяемая безударная гласная и, проверочное слово письма.
  • Последнее слово пальто.

Учитель: Запишите по памяти три первых исключённых слова.
Ученики записывают слова: Большой, Мальвина, мальчик.
Учитель: Укажите в этих словах одинаковую орфограмму.
Ученик. Это мягкий знак в середине слова.
Учитель: Добавьте новую информацию о мягком знаке в середине слова, чем он является?
Ученик. Мягкий знак в середине слова – это орфограмма.
Учитель: Какие ещё орфограммы встретились в этих словах?
Ученик. Слово Мальвина пишется с большой буквы, слово большой пишется с проверяемой безударной гласной о, проверочное слово – больше.

4. Словарная работа

Учитель: А сейчас постарайтесь назвать одно из этих слов, определив его на основе звукового  анализа при помощи звуковой схемы.
Ученик называет слово пальто.
Учитель: Это новое словарное слово.
На доске появляется картинка. Учащиеся записывают слово пальто в тетрадь и на доске.
Учитель: Что такое пальто, скажите, соблюдая формулу.
Ученик. Пальто – это верхняя одежда.
Учитель: Выше или ниже колен, есть слово полупальто?
Ученик. Пальто – ниже колен.
Учитель: Из различных видов ткани.
На основе всего сказанного, дайте полное определение слова пальто.
Ученик. Пальто – это верхняя одежда, ниже колен, из различных видов ткани.
Это слово заимствовано из французского языка. Во французский пришло из латинского. Латинское пара – «верхнее платье»
Учитель: Сформулируйте задание, используя запись на доске.

Ученик. Используя части слов надо составить однокоренные слова к слову пальто.
Это слова: пальтишко, пальтовая, пальтецо.

На доске появляются слова

Учитель: Запишите слова в порядке увеличения количества звуков. Какое слово запишите первым?
Ученик. Первое слово пальтецо, в нём семь звуков, следующее слово пальтишко, в нём восемь звуков, и последним записываем слово пальтовая, в нём девять звуков.

5. Физкультминутка

Я буду произносить слова. Если в слове надо писать мягкий знак в середине слова, вы приседаете, если не надо – вы хлопаете в ладоши. Запоминаем слова с мягким знаком.
Полка, полька, банька, банка, галка, галька, булка, Булька.
Учитель: Какие слова с «Ь» запомнили?
Ученик. Это слова: полька, банька, галька, Булька.
Учитель: Кто такой Булька?
Ученик. Это кличка собаки. (страница учебника 84)

6. Закрепление изученного

Учитель: Откройте учебник на странице 84, упражнение 5. Прочитайте предложения.

Ученик.

В печке тлеют уго…ки.
Не загибай угол…ки страниц.

Учитель: В каких словах надо писать «Ь», а в каких нет?
Ученик. «Ь» надо писать в слове угольки в первом предложении.
Учитель: В первое предложение добавьте пару слов, которые являются антонимами и соответствуют теме урока.
Ученик. В большой печке тлеют маленькие угольки.
Учащиеся записывают текст с комментированием.
Учитель: Найдите орфограмму, которая встречается в большем количестве слов этого упражнения.
Ученик. Это мягкий знак в середине слова.
Учитель: Два оставшихся предложения вы составите самостоятельно, работая в группах и в парах.

Первая группа находит слова для предложения по классу и составляет из них предложение.
Остальные работают в парах на местах с карточками и составляет третье предложение.

Первая группа.

Вторая группа. 

Учитель: Прочитайте первое предложение в тетради, второе предложение на доске, третье предложение. Что вы прочитали?
Ученик.  Это текст, т.к. предложения связаны по смыслу.
Учитель: чём этот текст?
Ученик. Этот текст о том, что приятно смотреть на угольки и мечтать.
Учитель: Как вы понимаете значение слова мерцающие?
Ученик. Мерцающие, светящиеся неровным, колеблющимся светом.
Учитель: Запишите эти предложения дома по памяти и выделите орфограммы, кто не запомнит некоторые слова, замените их другими.

7. Итог урока

Учитель: С какой орфограммой мы работали?
Ученик. Мы работали с орфограммой «Ь» в середине слова.
Учитель: Что показывает  мягкий знак?
Ученик. «Ь» показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.
Учитель: Приведите примеры слов с этой орфограммой, которые не звучали на уроке.
Ученик. Это слова: кольцо, крыльцо, бульдозер, зверьки, мальки и т.

8. Рефлексия

Раскрасьте на рисунке пальто   пуговицы зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, если не всё понятно, и красным, если вы совсем ничего не поняли.