Цели урока:
- установить роль «Ь» в середине слова;
- учиться правильно писать слова с «Ь» в середине слова.
- развивать память, речь, логическое мышление
1. Целеполагание и мотивация
Учитель: Ответьте на вопросы блиц-турнира.
- Вид общения людей с помощью бумаги и ручки? (Письмо)
- Родовое понятие к слову Федя? (Мальчик)
- Антоним к слову маленький? (Большой)
- Вид одежды про которую рассеянному с улицы Бассейной сказали «не то», когда он стал её надевать? (Пальто)
- Имя учительницы Буратино? (Мальвина)
По мере отгадывания слов учитель вывешивает напечатанные слова на доску.
Учитель: Назовите букву, которая есть
в каждом из этих слов. Определите место буквы в
данных словах. Сформулируйте тему урока.
Тема: Буква … в …
Ученик. Во всех словах есть буква мягкий
знак. Она находится в середине слова, поэтому
тема урока: Мягкий знак в середине слова.
Учитель: В соответствии с темой урока и
записью на доске определите цель урока.
Цель:
- установить роль … в середине слова;
- учиться правильно писать с … в … слова.
Ученик.
Цель:
- установить роль «Ь» в середине слова;
- учиться правильно писать слова с «Ь» в середине слова.
2. Минутка чистописания
Учитель: Открыли тетради, подпишем
число, классная работа.
Буква, которую будем писать на минутке
чистописания обозначает одинаковый согласный
звонкий непарный звук в четырёх словах.
Ученик. Это буква «Л», т.к. обозначает
сонорный звук и встречается в четырёх словах:
Мальвина, большой, мальчик, пальто.
Учитель: Вторая буква – это буква по
теме урока.
Ученик. Вторая буква «Ь».
Учитель: Третьи буквы в
буквосочетаниях, это идущие по порядку алфавита
буквы, обозначающие сонорные звуки.
Учитель: Обратите внимание на
соединение с мягким знаком. Это нижнее
соединение и одинаковый наклон букв.
Ученики записывают с комментированием буквосочетания.
Пишу строчную букву «Л», присоединяю «Ь», присоединяю «Й»; пишу строчную букву «Л», присоединяю «Ь», присоединяя. «Л» и т.д.
3. Изучение нового материала
Учитель: В какой части слова и между
какими буквами находится в данных словах»Ь»?
Ученик. Мягкий знак находится в
середине слова между двумя согласными.
Учитель: Какой из этих двух согласных
произносится мягко?
Ученик. Мягко произносится согласный
звук перед мягким знаком.
Учитель: Что обозначает мягкий знак
между двумя согласными в середине слова?
Ученик. Мягкий знак между двумя
согласными в середине слова обозначает мягкость
предшествующего согласного.
Исключите каждое из данных слов по одному
признаку.
Ученик.
- Первым исключаем слово большой, т.к. это слово-признак, а остальные – предметы.
- Вторым исключаем слово Мальвина – это имя собственное.
- Третье слово – мальчик, т.к. отвечает на вопрос кто? Или по количеству букв и звуков.
- Следующее слово письмо – проверяемая безударная гласная и, проверочное слово письма.
- Последнее слово пальто.
Учитель: Запишите по памяти три первых
исключённых слова.
Ученики записывают слова: Большой, Мальвина,
мальчик.
Учитель: Укажите в этих словах
одинаковую орфограмму.
Ученик. Это мягкий знак в середине
слова.
Учитель: Добавьте новую информацию о
мягком знаке в середине слова, чем он является?
Ученик. Мягкий знак в середине слова –
это орфограмма.
Учитель: Какие ещё орфограммы
встретились в этих словах?
Ученик. Слово Мальвина пишется с
большой буквы, слово большой пишется с
проверяемой безударной гласной о,
проверочное слово – больше.
4. Словарная работа
Учитель: А сейчас постарайтесь
назвать одно из этих слов, определив его на
основе звукового анализа при помощи звуковой
схемы.
Ученик называет слово пальто.
Учитель: Это новое словарное слово.
На доске появляется картинка. Учащиеся
записывают слово пальто в тетрадь и на
доске.
Учитель: Что такое пальто, скажите,
соблюдая формулу.
Ученик. Пальто – это верхняя одежда.
Учитель: Выше или ниже колен, есть слово
полупальто?
Ученик. Пальто – ниже колен.
Учитель: Из различных видов ткани.
На основе всего сказанного, дайте полное
определение слова пальто.
Ученик. Пальто – это верхняя одежда,
ниже колен, из различных видов ткани.
Это слово заимствовано из французского
языка. Во французский пришло из латинского.
Латинское пара – «верхнее платье»
Учитель: Сформулируйте задание,
используя запись на доске.
Ученик. Используя части слов надо
составить однокоренные слова к слову пальто.
Это слова: пальтишко, пальтовая, пальтецо.
На доске появляются слова
Учитель: Запишите слова в порядке
увеличения количества звуков. Какое слово
запишите первым?
Ученик. Первое слово пальтецо, в нём
семь звуков, следующее слово пальтишко, в нём
восемь звуков, и последним записываем слово
пальтовая, в нём девять звуков.
5. Физкультминутка
Я буду произносить слова. Если в слове надо
писать мягкий знак в середине слова, вы
приседаете, если не надо – вы хлопаете в ладоши.
Запоминаем слова с мягким знаком.
Полка, полька, банька, банка, галка, галька,
булка, Булька.
Учитель: Какие слова с «Ь» запомнили?
Ученик. Это слова: полька, банька,
галька, Булька.
Учитель: Кто такой Булька?
Ученик. Это кличка собаки. (страница
учебника 84)
6. Закрепление изученного
Учитель: Откройте учебник на странице 84, упражнение 5. Прочитайте предложения.
Ученик.
В печке тлеют уго…ки.
Не загибай угол…ки страниц.
Учитель: В каких словах надо писать
«Ь», а в каких нет?
Ученик. «Ь» надо писать в слове угольки
в первом предложении.
Учитель: В первое предложение добавьте
пару слов, которые являются антонимами и
соответствуют теме урока.
Ученик. В большой печке тлеют
маленькие угольки.
Учащиеся записывают текст с комментированием.
Учитель: Найдите орфограмму, которая
встречается в большем количестве слов этого
упражнения.
Ученик. Это мягкий знак в середине
слова.
Учитель: Два оставшихся предложения вы
составите самостоятельно, работая в группах и в
парах.
Первая группа находит слова для предложения
по классу и составляет из них предложение.
Остальные работают в парах на местах с
карточками и составляет третье предложение.
Первая группа.
Вторая группа.
Учитель: Прочитайте первое
предложение в тетради, второе предложение на
доске, третье предложение. Что вы прочитали?
Ученик. Это текст, т.к. предложения
связаны по смыслу.
Учитель: чём этот текст?
Ученик. Этот текст о том, что приятно
смотреть на угольки и мечтать.
Учитель: Как вы понимаете значение
слова мерцающие?
Ученик. Мерцающие, светящиеся
неровным, колеблющимся светом.
Учитель: Запишите эти предложения
дома по памяти и выделите орфограммы, кто не
запомнит некоторые слова, замените их другими.
7. Итог урока
Учитель: С какой орфограммой мы
работали?
Ученик. Мы работали с орфограммой «Ь» в
середине слова.
Учитель: Что показывает мягкий знак?
Ученик. «Ь» показывает, что согласный
звук перед ним произносится мягко.
Учитель: Приведите примеры слов с этой
орфограммой, которые не звучали на уроке.
Ученик. Это слова: кольцо, крыльцо,
бульдозер, зверьки, мальки и т.
8. Рефлексия
Раскрасьте на рисунке пальто пуговицы зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, если не всё понятно, и красным, если вы совсем ничего не поняли.