Формирование лидерских качеств как средство межличностного общения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Перед российским образованием поставлены задачи преобразования, содержания, обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому формирование развития личности нового типа, становится приоритетным, востребованной обществом - коммуникативной, экономически грамотной, творчески мыслящей, ответственной и дисциплинированной, в связи с новым социально-экономическим и политическим реформированием в стране.

В настоящее время учебная и воспитательная работа в школе развивается по трём направлениям, способствующим становлению формирования лидерских качеств обучающихся: физическому, интеллектуальному и психологическому. Учебная программа формирования лидерских качеств в учебной деятельности школы, даёт обучающимся определённые знания и навыки, которые развиваются, углубляются, укрепляются в ходе внеурочной деятельности, дополняющей учебный процесс.

Проблема групп, в которые объединяются обучающиеся в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только в социальной психологии, но и социологии. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определённая система деятельности, заданная её местом в системе общественного разделения труда.

Авторы А.А. Бодалёва, А.Г. Кирпичник, В.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.Н Лутошкина в своих работах, рассматривают способы формирования лидерских качеств, выделяют различные подходы к решению данной проблемы и утверждают, что лидерство является одновременно процессом личностным межличностным, поэтому разработка программы по формированию лидерских качеств является актуальной.

Цели данной программы:

  • формировать знания на установку личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих формирование лидерских качеств в учебной и внеурочной деятельности;
  • обеспечить школьников необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих формировать лидерские качества;
  • расширить и разнообразить взаимодействие школы и обучающихся по формированию лидерских качеств.

Задачи программы:

  1. Создать условия для изменения механизма самореализации личности обучающегося.
  2. Осуществлять воспитательный процесс в тесной взаимосвязи с учебным и внеучебным по единой программе.
  3. Сформировать у учеников понимание необходимости сотрудничества по формированию лидерских качеств среди обучающихся.

В современной образовательной ситуации внимание акцентируется на создании условий для более полной реализации возможностей у школьников, их роста и развития в условиях сложной социальной действительности, а низкий уровень формирования лидерских качеств, заниженная самооценка, обусловили необходимость переосмысления основных направлений в учебно-воспитательной работе педагогического коллектива нашего образовательного учреждения.

В данной программе уделено внимание самостоятельной работе, способствующей активной и успешной социализации обучающихся не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Средняя общеобразовательная школа № 145 работает по данной программе второй год. Прежде, чем приступить к реализации данной программы, мы провели диагностику физического, интеллектуального и психологического состояния здоровья личности. Работа по данной программе планируется с учётом результатов диагностики обучающихся, которая проводится 2 раза в год – осенью и весной – в виде тестирования по основным направлениям – физическому, психологическому, интеллектуальному. Результаты тестирования заносились в индивидуальную карту испытуемого.

Чтобы верно определить задачи и содержание внеурочной деятельности по формированию лидерских качеств, мы проводили диагностические исследования. При составлении тестов для определённого уровня развития и степени сформированности лидерских качеств, мы учитывали психологические характеристики учащихся, их отношение к коллективу, группе, умение выполнять задания в группе. Выбор этих диагностических показателей объективно обусловлен и характерен только для данного коллектива учителей и школьников.

Данные диагностики показали следующее.

Во-первых, у большинства обучающихся занижена самооценка личности. Во-вторых, очень низок уровень формирования лидерских качеств. В-третьих, у учеников слабо развиты лидерские каналы восприятия. В-четвёртых, у них определяются непостоянство чувств, неравномерность, несообразность эмоционального отношения к учебно-воспитательному процессу в школе. В-пятых, лидерские качества нуждается в том, чтобы их постоянно развивали.

Приведённые результаты анализа диагностических исследований стали отправными моментами при составлении программы коррекции умений и навыков по данному направлению, разработки педагогических условий формирования лидерских качеств в физическом воспитании.

Формирование готовности обучающихся к лидерству как необходимому условию обучения в учебно-воспитательном процессе школы, нами рассматривается как целенаправленный педагогический процесс, в ходе и результате которого у учеников создаётся устойчивая положительная мотивация развития лидерских качеств личности; приобретаются и применяются знания о значимых лидерских качествах личности.

Для оперативной диагностики и анализа процесса реализации программы, прогнозирования путей дальнейшего развития, корректировки и планирования управленческих решений разработаны критерии и показатели эффективности развития готовности обучающихся к лидерству. Мониторинг систематически проводится преподавателями, психологом нашего образовательного учреждения.

Разработанная система критериев и показателей оценки результатов для формирования лидерских качеств: анкеты, тесты, оценки, наблюдения, позволяют формировать лидерские качества, а также корректировать данный процесс у обучающихся.

Ожидаемые результаты после внедрения программы формирования лидерских качеств в образовательный процесс:

  • распространение приобретённых навыков и умений по формированию лидерских качеств среди обучающихся;
  • развитие готовности школьников к лидерству как необходимому условию для формирования ключевых лидерских компетенций.

Использование новых педагогических технологий по формированию лидерских качеств, основная идея которых заключается в организации специальных занятий по физической культуре, позволила:

  • формировать у обучающихся готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития интересов данных групп, воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • развивать умения оценки, самооценки и рефлексии в ходе обсуждения результатов занятий.

Способность обучающихся выполнять общеучебные функции, решать определённые задачи и самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, связана с уровнем сформированности лидерских качеств личности.

В настоящее время трёхразовые занятия физическими упражнениями в неделю позволяют преподавателю полноценно решать педагогические задачи, предусмотренные программой по физическому воспитанию. Мы надеемся, что введение третьего часа физической культуры позволит нам решать проблемы с мотивацией к учению, а также использовать технологию развития лидерских качеств средствами физической культуры.

Литература:

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 2008.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2006.
  3. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология. Л., 1998.- 224с.
  4. Г.М. Андреева. Социальная психология: учеб. Для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1999.- 376 с.