Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с характерными чертами средневековых городов, внешним обликом и городскими жителями, организацией управления, обликом средневекового города.
- Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся, умения сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
- Воспитывать чувства уважения к культуре других народов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Учитель использует на уроке компьютерную Презентацию.
Этапы урока:
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового знания.
1 этап. Проверка домашнего задания
"Средневековый город" (Слайд 1)
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с возникновением средневековых городов. Сейчас проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
Задания:
1 ученик – рассказ по опорному конспекту (ОК)
«Причины возникновения городов» (Приложение
1);
2 ученик – рассказать с помощью ОК (Приложение
2) и картины о борьбе городов с
сеньорами;
3 ученик – ответить на вопрос задания о
ремесленной мастерской;
4 ученик – объяснить смысл содержание цепочек:
М-П-У (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар
– деньги – товар2);
5 ученик – задание о ярмарке;
6 ученик – объяснить выражения: «Городской
воздух делает свободным», «Что с воза упало, то
пропало»;
6 учеников – письменные задания.
Учитель: Что такое город?
Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место".
Учитель: Первые города в Европе –
это римские крепости, построенные по всем
правилам военной науки (на экране – слайд 2 "Римская
крепость"). Подобных городов ко времени
правления Карла Великого насчитывалось чуть
более 1,5 десятков (на экране – слайд 3 с
картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло
200-300 лет и города в Европе стали расти как на
дрожжах – иногда бывало, что за 10 лет
основывалось по 100-200 городов!
– Что же произошло? Почему Европа в XI-XIII веках
внезапно покрывается густой сетью городов?
Учитель предлагает ученикам рассказать по ОК
«Причины возникновения городов».
Ученик 1 выходит к доске и рассказывает по
схеме.
Учитель предлагает учащимся просмотреть
иллюстративный ряд на экране (слайды 4-8).
Учитель: Где же возникали города?
Ученик 1 продолжает рассказ по ОК.
Учитель предлагает учащимся просмотреть
Слайд 9.
Учитель выводит на экран схему
"Образование средневековых городов" с
опорными сигналами.
Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.
Учитель: Объясните выражение «Нет земли без феодала». Вывод: города возникали на земле феодалов.
Ученик 2 рассказывает по ОК о борьбе городов с феодалами.
Учитель: Назовите главные занятия горожан (ремесло и торговля).
Ученик 3 отвечает на вопрос задания о ремесленной мастерской.
Ученик 4 – объясняет смысл содержания цепочек: М-П-У, (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар – деньги – товар2);
Ученик 6 объясняет выражения: «Городской воздух делает свободным», «Что с воза упало, то пропало».
5 ученик – задание о ярмарке;
Собираются письменные задания.
Учитель: В конце этапа проверки знаний – тест (Слайд 10)
Оценки за работу.
2 этап. Объяснение нового материала
Запись в тетрадь темы урока.
Сообщение целей и задач урока.
Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу (Слайд 11). Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
На экране проходит ряд слайдов (Слайды 12-22) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 23-24) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).
Учитель (повторяет вопросы): Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.
Учитель: Определите, что за сооружения являлись символами города (на экране – слайд 27 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).
Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша – место заседания городского совета, рынок – место постоянной торговли, собор – главная городская церковь".
Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города, а какие еще сооружения были в средневековом городе.
Задание «Поиск». Работа с текстом учебника – с.119-120.
Работа с исторической картиной
Учитель: Как мы определяем, что перед нами – город? Чем средневековый город отличается от современного? Чем отличается город от деревни? Можем ли мы сказать, каковы были ценности средневековых горожан, глядя на картину?
Ответ на вопросы учителя: указана городская стена, удобное место положения, большое число тесно стоящих строений, грязные, узкие улочки, рынок, дома в несколько этажей, каменные здания, ратуша – свобода, часы – время, рынок и лавки ремесленников – продажа изделий ремесла, городской собор – вера в бога.
Учитель: (слайды 27-28). Итак,
мы познакомились со средневековым городом. Как
же назывались его жители?
Ученики: Горожане.
Учитель: Чем занимались горожане?
Ученики: Ремеслом и торговлей.
Учитель: Чем занимались
деревенские жители?
Ученики: Земледелием, скотоводством
(сельским хозяйством).
Учитель: Чем еще отличались горожане от
других жителей средневековой Европы, вы найдете
в тексте учебника – с.121-122.
Одновременно – заполнение схемы (слайд 29).
Вывод:
1. Горожане – особое сословие со своими
привилегиями и свободами, которые они
отстаивали.
2. Союз короля с городами: 1) короли считались с
городами – они имели крепкие стены, платили
налоги, выставляли ополчение; 2) города – боялись
разорительных войн.
3 этап. Закрепление нового знания
1. Вопрос 4 с.123. учебника.
2. Игра «Поймай рыбку» (учащиеся берут из
«аквариума» листочки в форме рыбки с
написанными на них терминами и объясняют их
значение.)
Домашнее задание