Оканчивая школу, выпускники оказываются перед необходимостью выбора своего профессионального пути. Определиться в этом выборе выпускникам помогают родители, учителя, важную роль при этом играет профессиональная ориентация, проводимая школой.
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом проблему профессиональной ориентации школьников в учебном процессе. От школы требуется создание условий для формирования у детей индивидуального образовательного запроса, личной потребности во взвешенном выборе направления, готовности к самореализации в избранном профиле. Профессиональная ориентация должна быть тесно связана со всей учебно-воспитательной работой, где младший школьный возраст не является малозначимым. Актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками начальных классов. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку в выборе профессии.
Профессиональная ориентация помогает младшим школьникам ответить на вопрос, зачем нужно учиться, правильно определить свое место в жизни и тем самым способствует наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов.
Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе это формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к наиболее распространённым профессиям и профессиям родителей.
Цели: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.
Задачи: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.
Предметные планируемые результаты: научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.
Метапредметные планируемые результаты:
Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Оборудование: плакат “Все профессии нужны”, выставка книг для детей о профессиях, дидактический материал с изображением людей разных профессий, атрибуты для игр, детские работы (рисунки, поделки, презентации о профессиях своих родителей).
Ход классного часа
I. Вступление – организационный момент.
Выступают пятиклассники
Ученик 1:
«Я снова думаю сейчас: Зачем хожу я в школу, в класс?
Мне б игрушку подарили, я б сумел вам доказать,
Что играть ничуть не хуже, чем писать, считать, решать»
Ученик 2: Кто бы сомневался, играть все умеют – это легко и интересно. А все ли из вас, ребята согласны, что учиться хуже, чем играть? Да, учиться тяжело, учёба это труд, но зато какой интересный!
Ученик 3:
«Учимся трудиться мы упорно, стараемся двигаться вперёд.
Трудолюбивых и целеустремлённых, бесспорно,
Жизнь удивительная и увлекательная ждёт».
Ученик 4:
«Кто нам делает сапожки, ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто сшил нам куртки и пальто?
Кто нам сделал эти парты, напечатал книжки, карты?
Кто куёт металл для плуга, добывает нефть и уголь?
Отгадали вы? Для нас трудится рабочий класс»
Учитель: Прочитайте дружно тему нашего сегодняшнего вечера.
– О чём пойдёт речь?
– Сегодня мы с вами узнаем, кто же такие рабочий класс и для чего люди трудятся. Проходить наш классный час будет необычно, вас ждут «дела-обозрения», инсценированные выступления, эстафеты.
– А для чего люди трудятся?
– Вспомните сказки, в которых герои за одну ночь выполняли самые трудные задания (фрагменты из мультфильмов «Царевна-лягушка» и т.д.)
– Как они справлялись с делами?
– А в жизни можно использовать волшебные средства?
– Как же люди научились обходиться без волшебства? Что им в этом помогло?
II. Поэтические инсценировки: профессии в лицах.
-
Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине земли
Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли. -
Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем. -
Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.
-
Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас
-
Пожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,
С водою мы напарники. Так кто же мы? -
Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты? -
Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
-
А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?
-
Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногда
Нам гудками или свистом, а ведут их…
– А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)
III. Инсценировка стихотворения М. Яснов.
«Одного мальчика спросили:
– Для чего тебе две руки?
Тот ответил:
– Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»
– Ребята, вы согласны с мальчиком?
– А для чего же ещё нам руки нужны?
IV. Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
(Дети следят в тексте за голосом учителя)
– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?
– Как понимаете выражение трудовые руки?
– Можно сказать, что у вас трудовые руки?
Учитель: Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно.
V. Эстафета любимых занятий.
Ученик 1:
«Очень любим мы трудиться!
Нам лениться не годится»!
Ученик 2:
«Какое увлечение у каждого из вас,
Покажем мы друг другу прямо сейчас»
Проходит демонстрация детских поделок, оригинальное представление своей работы.
Учитель:
«Вас мастерицы, мастера, похвалить пришла пора.
Стремитесь отлично учиться, трудиться,
Ведь вашими успехами школа гордится!
VI. Путешествие на «машине-обозрения».
Учитель: Каждый из вас заранее получил задание-маршрут. Мы отправляемся на «машине-обозрения» – на работу к родителям, чтобы узнать об их профессиях. Прошу вас представить отчёт о выполнении задания-маршрута.
Учащиеся предоставляют рассказывают в сопровождении презентации о профессиях своих родителях, описывают место работы.
VII. Отгадывание кроссворда – работа в микрогруппах.
(Загадки загадывают пятиклашки)
-
Кто у постели больного сидит
И как лечиться всем говорит; -
Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. -
Встаёт он рано, ведь его забота –
Всех отвозить по утрам на работу. -
Ещё солнце не смеётся, не алеет в небе зорька –
Во дворе уже скребётся чья –то быстрая метёлка. -
У меня маршрутов много, много радости в пути!
Впереди всегда дорога– лучше дела не найти. -
Напевая песенку на ходу, тянет трактор весело борозду.
-
К нам пришел сегодня в дом кто-то с гаечным ключом.
Он пришел сегодня к нам, чтоб сменить на кухне кран.
VIII. Заключение.
Ученик (листая большой фотоальбом о профессиях)
Когда-нибудь, перелистывая альбом, задумаюсь и до конца пойму
Важнейшее – учиться мастерству усердно и упорно, только своему.
Тому, что дорого, что нравится, и с трудностями, чтобы справиться,
И гордо чтоб когда-нибудь произнести:
Мой труд, моя профессия – в чести!
Учитель:
Впереди у нас работа, впереди задач решенье!...
Будут новые заботы, будут новые сомненья!
Будем к знаниям стремиться, и стараться, и трудиться.
Список литературы:
- Бут Т.В., Лободина Н.В. /Поурочное планирование. Окружающий мир 1 класс/ Издательство «Учитель» 2012.
- Все профессии важны: урок-игра, 2 класс // Начальная школа: Приложение к газете "Первое сентября".– 2007.– № 22 / 16-30 нояб.– С. 21-27
- Все работы хороши: стихи и рассказы. – М.: Детская литература, 1986.
- Жукова, Л. Загадки о профессиях // Миша.– 2010.– № 7.– С. 15
- Заводов А. И. /Как построили детсад. /Стихи для детей дошкольного возраста. Мордовское книжное издательство, 1973.
- Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Начальная школа.– 2011. – № 5.– С. 31-34.