Численность и воспроизводство населения. 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цель: начать формирование представлений и знаний о географии населения мира, рассмотреть демографическую историю Земли, выяснить особенности изменения численности населения, сформировать новые понятия» демографический взрыв», демографическая зима», выявить причинно-следственные связи уровня рождаемости и смертности.

Оборудование: карта населения мира, атласы, видеофильм с таблицами настенная таблица «Численность и динамика населения» учебник В.П. Максаковского.

Тип: изучение нового материала.

Форма: диалог, групповая практическая работа.

Учитель выполняет роль консультанта.

Ключевые слова: воспроизводство населения, демографический кризис, демографический взрыв, демографическая политика.

Ход урока

I. Диалог по актуализации знаний (5 минут)

Учитель: Чему равняется население мира?

Ученик: В мире проживает 7 миллиардов человек.

Учитель: Назовите самые большие страны по численности населения.

Ученик: на первом месте Китай, на втором месте Индия, в этих странах проживают больше 1 миллиарда людей.

Учитель: Чему равна численность населения нашей страны?

Ученик: В нашей стране проживает 143 миллиона человек, она входит в первую десятку стран мира по численности населения.

Учитель: Как вычисляют численность населения любой страны?

Ученик: Из курса географии 9 класса, мы знаем, что численность населения вычисляют по переписи.

Вступление учителя в новую тему – В 40-е годы Н.Н. Баранский критиковал авторов географических наук за недооценку вопросов связанных с населением. «Человека забыли!!!» – писал он. Сегодня география населения является одной из главных ветвей экономической и социальной географии.

И тема нашего урока на доске «Численность и воспроизводство населения»

Вы будете самостоятельно «добывать» знания по статьям:

II. Дифференцированные группы по уровню знаний: (15-20 минут)

Средняя группа обучающихся

  • Численность населения мира: очень быстрый рост, используя блок-врезку 4, таблицу 2, график 10, настенную таблицу, стр. 386 таблицу 1, анализуруйте и делайте вывод. стр. 57-58
  1. Чтопоказывает график рис.10 и таблица 11. В какой период началось ускорение роста численности населения и с чем это связано?
  2. Какой вывод можно сделать по данным таблицы 2 блок-врезки 4 по росту численности по регионам мира?
  3. Выпишите станы с населением не менее 100миллионов человек в порядке возрастания. В каких странах произошло наибольшое увеличение, в каких- наименьшее?
  4. Сравните таблицы 2010 и 2050 годов и составьте и новую таблицу

Динамика численности населения некоторых регионов мира 

регионы мира год ранг год ранг разница ранг по разнице
             

 Образец выполнения задания

Динамика численности населения некоторых регионов мира

регионы мира 1900 г. ранг 1985 г. ранг разница ранг по разнице
Россия и страны ближнего зарубежья 130 3-4 277 4 277-130=147 5
Зарубежная Европа 295  2 492 3 492-295=197 3
Зарубежная Азия 950  1 2805 1 2805- 950=1855 1
Африка 130  3-4 547 2 547-130=417 2
Северная Америка  81  5 265 5 265-81=184 4

Слабая группа обучающихся

  • Понятие о воспроизводстве населения. Стр. 58 Ответьте на вопросы:
  1. Почему численность населения является важным фактором развития всего человечества?
  2. Что такое воспроизводство населения, естественный прирост?
  3. Какие причины оказывают решающее влияние на повышение или понижение уровня рождаемости, уровня смертности и соответственно естественного прироста населения.

Сделайте общий вывод.

Вторая средняя группа обучающихся

  • По статье «Демографическая политика»

Стр. 61-64. Самим составить вопросы к статье, делайте вывод и взаимоконтроль

Сильная группа обучающихся

  • Два типа воспроизводства населения

Стр. 58-61. Выяснить понятия «демографический кризис», «демографический взрыв» Заполнить таблицу

Два типа воспроизводства населения

параметры оценки первый тип воспроизводства населения Второй тип воспроизводства населения
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сделать вывод

III. Заслушиваются результаты работы групп.

По ходу ответов учитель комментирует, задает дополнительные вопросы, дополняет и уточняет отвеы обучающихся.

IV. Рефлексия групп

V. Комментарий оценок

VI. Дифференцированное домашнее задание.

все. изучают материал стр.57-64

Вопросы всем:

  1. К каким последствиям для человечества может привести продолжение:
    а) демографического взрыва;
    б) демографического кризиса?
  2. Чем объясняется нулевой прирост населения во многих странах Европы?
  • Средней группе обучающихся стр. 85 задание 2 усложненное
  • Слабой группе обучающихся стр. 85 1 задание
  • Сильной группе обучающихся стр. 85. Задание 3.