Цель: начать формирование представлений и знаний о географии населения мира, рассмотреть демографическую историю Земли, выяснить особенности изменения численности населения, сформировать новые понятия» демографический взрыв», демографическая зима», выявить причинно-следственные связи уровня рождаемости и смертности.
Оборудование: карта населения мира, атласы, видеофильм с таблицами настенная таблица «Численность и динамика населения» учебник В.П. Максаковского.
Тип: изучение нового материала.
Форма: диалог, групповая практическая работа.
Учитель выполняет роль консультанта.
Ключевые слова: воспроизводство населения, демографический кризис, демографический взрыв, демографическая политика.
Ход урока
I. Диалог по актуализации знаний (5 минут)
Учитель: Чему равняется население мира?
Ученик: В мире проживает 7 миллиардов человек.
Учитель: Назовите самые большие страны по численности населения.
Ученик: на первом месте Китай, на втором месте Индия, в этих странах проживают больше 1 миллиарда людей.
Учитель: Чему равна численность населения нашей страны?
Ученик: В нашей стране проживает 143 миллиона человек, она входит в первую десятку стран мира по численности населения.
Учитель: Как вычисляют численность населения любой страны?
Ученик: Из курса географии 9 класса, мы знаем, что численность населения вычисляют по переписи.
Вступление учителя в новую тему – В 40-е годы Н.Н. Баранский критиковал авторов географических наук за недооценку вопросов связанных с населением. «Человека забыли!!!» – писал он. Сегодня география населения является одной из главных ветвей экономической и социальной географии.
И тема нашего урока на доске «Численность и воспроизводство населения»
Вы будете самостоятельно «добывать» знания по статьям:
II. Дифференцированные группы по уровню знаний: (15-20 минут)
Средняя группа обучающихся
- Численность населения мира: очень быстрый рост, используя блок-врезку 4, таблицу 2, график 10, настенную таблицу, стр. 386 таблицу 1, анализуруйте и делайте вывод. стр. 57-58
- Чтопоказывает график рис.10 и таблица 11. В какой период началось ускорение роста численности населения и с чем это связано?
- Какой вывод можно сделать по данным таблицы 2 блок-врезки 4 по росту численности по регионам мира?
- Выпишите станы с населением не менее 100миллионов человек в порядке возрастания. В каких странах произошло наибольшое увеличение, в каких- наименьшее?
- Сравните таблицы 2010 и 2050 годов и составьте и новую таблицу
Динамика численности населения некоторых регионов мира
регионы мира | год | ранг | год | ранг | разница | ранг по разнице |
Образец выполнения задания
Динамика численности населения некоторых регионов мира
регионы мира | 1900 г. | ранг | 1985 г. | ранг | разница | ранг по разнице |
Россия и страны ближнего зарубежья | 130 | 3-4 | 277 | 4 | 277-130=147 | 5 |
Зарубежная Европа | 295 | 2 | 492 | 3 | 492-295=197 | 3 |
Зарубежная Азия | 950 | 1 | 2805 | 1 | 2805- 950=1855 | 1 |
Африка | 130 | 3-4 | 547 | 2 | 547-130=417 | 2 |
Северная Америка | 81 | 5 | 265 | 5 | 265-81=184 | 4 |
Слабая группа обучающихся
- Понятие о воспроизводстве населения. Стр. 58 Ответьте на вопросы:
- Почему численность населения является важным фактором развития всего человечества?
- Что такое воспроизводство населения, естественный прирост?
- Какие причины оказывают решающее влияние на повышение или понижение уровня рождаемости, уровня смертности и соответственно естественного прироста населения.
Сделайте общий вывод.
Вторая средняя группа обучающихся
- По статье «Демографическая политика»
Стр. 61-64. Самим составить вопросы к статье, делайте вывод и взаимоконтроль
Сильная группа обучающихся
- Два типа воспроизводства населения
Стр. 58-61. Выяснить понятия «демографический кризис», «демографический взрыв» Заполнить таблицу
Два типа воспроизводства населения
параметры оценки | первый тип воспроизводства населения | Второй тип воспроизводства населения |
Сделать вывод
III. Заслушиваются результаты работы групп.
По ходу ответов учитель комментирует, задает дополнительные вопросы, дополняет и уточняет отвеы обучающихся.
IV. Рефлексия групп
V. Комментарий оценок
VI. Дифференцированное домашнее задание.
все. изучают материал стр.57-64
Вопросы всем:
- К каким последствиям для человечества может привести продолжение:
а) демографического взрыва;
б) демографического кризиса? - Чем объясняется нулевой прирост населения во многих странах Европы?
- Средней группе обучающихся стр. 85 задание 2 усложненное
- Слабой группе обучающихся стр. 85 1 задание
- Сильной группе обучающихся стр. 85. Задание 3.