Цель: Подготовка к делению на многозначное число
Предметные задачи: Создать условия для развития у учащихся:
- умения определять значение частного с опорой на известные случаи деления;
- знаний о взаимосвязи между компонентами деления и о закономерностях изменения значения частного при изменении остальных компонентов;
- умения решать задачи;
- совершенствования вычислительных навыков.
Метапредметные задачи: Создать условия для развития у учащихся:
- познавательного интереса к новому учебному материалу;
- умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
- навыков анализировать и сравнивать, выделять существенные признаки, проводить сравнение по заданным критериям;
- навыков коммуникации (корректно излагать своё мнение, аргументировать свою позицию)
Оборудование:
- Учебник «Математика», 4 класс, часть 1 (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина)
- Мультимедийный проектор,
- карточки с выражениями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Доброе утро всем. Перед тем как начать изучать тему урока, я прочитаю вам притчу (т.е. поучительный рассказ).
Притча
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что-то новое».
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне. «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, не обращаешь в действие?»
Как вы думаете, подходит ли эта притча к нашим занятиям по математике?
Дети: Я думаю, подходит: очень важно правильно использовать наши знания.
Учитель: Замечательно. Сегодня, выполняя наши задания, мы вместе подумаем, насколько вам нужны те знания, которые вы имеете.
II. «Поспевай – не зевай» – разминка.
-
Сколько получиться, если из наименьшего четырёхзначного числа вычесть наибольшее однозначное?
Дети: 1000-9 = 991 -
Одна сторона квадрата 7 см, а другая на 2 см больше. Чему равна площадь?
Дети: Ошибка в задаче: у квадрата все стороны равны
Как надо исправить задачу, чтобы площадь равнялась 63 см?
Дети: Надо вместо слова «квадрат» взять слово «прямоугольник» -
Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15?
Дети: 1 -
Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?
Дети: 1 кг.
III. Устный счёт.
Работа в парах на карточках: найти значения выражений, расположить числа в порядке возрастания и в результате должны получиться слова «делимое», «делитель», «частное».
Проверка. Самооценивание.
1 ряд
347 + 431=778 | О |
505 + 492=997 | Е |
469– 153= 316 | Л |
896– 453 =443 | И |
65 * 3 = 195 | Д |
106 * 7 =742 | М |
832 : 4 =208 | Е |
Д | Е | Л | И | М | О | Е |
195 | 208 | 316 | 443 | 742 | 778 | 997 |
2 ряд
472 + 415= 887 | Л |
701+ 213= 914 | Ь |
586 – 124 =462 | Т |
463– 333 = 130 | Л |
39 * 3 = 117 | Е |
108 * 5= 540 | Е |
1200 : 4 =300 | И |
972 : 9=108 | Д |
Д | Е | Л | И | Т | Е | Л | Ь |
108 | 117 | 130 | 300 | 462 | 540 | 887 | 914 |
3 ряд
112 + 247 = 359 | А |
227+ 623 = 850 | Е |
437 – 225 = 212 | Ч |
946 – 415= 531 | Т |
207 * 4= 828 | О |
59 * 8= 472 | С |
6400 : 8= 800 | Н |
Ч | А | С | Т | Н | О | Е |
212 | 359 | 472 | 531 | 800 | 828 | 850 |
Учитель: Как связаны делимое, делитель, значение частного? Что получится, если умножить делитель на частное, если разделить делимое на частное? Как можно проверить деление?
Дети: если умножить делитель на частное, получится делимое.
Дети: если разделить делимое на частное, то получится делитель?
Дети: деление проверяется умножением?
IV. Активизация знаний учащихся.
Основой работы служит задание №197 (с.102)
На слайде:
- 128 : 2
- 128: 4
- 128: 8
- 128 : 16
- 128 : 32
- 128 : 64
Учитель: Ребята, что можете сказать о записи на доске?
Дети: На доске записаны выражения с действиями второй ступени.
– На доске записаны частные.
– Во всех частных делимое 128.
– Значения частных будут разными, потому что делители разные.
– Все частные можно расположить в порядке увеличения или уменьшения делителя в 2 раза.
Учитель: Что произойдёт со значением частного, если делитель уменьшить в 2 раза?
Дети: Значение увеличится в 2 раза.
Учитель На что ещё вы обратили внимание?
Дети: Все частные можно распределить на две группы.
Учитель: Выполните это задание в тетрадях.
V.Открытие нового материала
Учащиеся выполняют предложенное задание на группировку самостоятельно. Один ученик у доски.
Далее идёт проверка.
1 группа
- 128 : 2
- 128 : 4
- 128 : 8
2 группа
- 128 : 16
- 128 : 32
- 128 : 64
можете назвать тему урока?
Дети:
Учитель: Найдите те значения частных, которые можете.
Дети решают самостоятельно. Проверку начинаю со слабого ученика.
Учитель: Владик, значения каких частных ты нашёл?
Владик: 128 : 2 = 64, 128 : 4 = 32, 128: 8 = 16
Учитель: Как найдём значения остальных частных? Или может кто-то нашёл?.
Учитель: Соедините парами взаимосвязанные пары и найдите их значения
Дети выполняют. Взаимопроверка.
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме.
Отгадайте загадку.
Широко, а не море,
Золото, а не деньги.
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
Дети: хлеб.
Учитель: Какие мысли и чувства возникают, когда слышите это слово?
Дети:
Учитель: А теперь решим задачу № 198 (1).
– Прочитайте задачу.
– Докажите, что этот текст является задачей.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Решите задачу. ( с записью на доске)
1) 216 : 9 = 24( ящ.) – с хлебом.
2) 168 : 8 = 21 (ящ.) – с булочками
3) 108 : 9 = 12 (ящ.) – с рогаликами.
4) 24 + 21 + 12 = 57 (ящ.) – всего.
Ответ: 57 ящиков.
Учитель: Измените условие задачи так, чтобы решение стало короче, но ответ остался такой же.
Дети работают в группах. Записывают на листочках. С решенными задачами выходят к доске.
Дети: Изменить надо так: булочек отправили 189 кг по 9 кг в ящике.
Решение:
1) 216 + 189 + 108 = 513 (кг) – всего
2) 513 : 9 = 57 (ящ.) – всего отправили
VII. Рефлексия.
Дети высказывают свои впечатления от урока.
Учитель: Спасибо всем за активную работу. «5» ставят те дети, которые без ошибок считали во время устного счёта и догадались правильно изменить условие.
Домашнее задание: № 198 (3), 199, 200.