Урок математики по теме "Деление на многозначное число". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Подготовка к делению на многозначное число

Предметные задачи: Создать условия для развития у учащихся:

  • умения определять значение частного с опорой на известные случаи деления;
  • знаний о взаимосвязи между компонентами деления и о закономерностях изменения значения частного при изменении остальных компонентов;
  • умения решать задачи;
  • совершенствования вычислительных навыков.

Метапредметные задачи: Создать условия для развития у учащихся:

  • познавательного интереса к новому учебному материалу;
  • умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • навыков анализировать и сравнивать, выделять существенные признаки, проводить сравнение по заданным критериям;
  • навыков коммуникации (корректно излагать своё мнение, аргументировать свою позицию)

Оборудование:

  • Учебник «Математика», 4 класс, часть 1 (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина)
  • Мультимедийный проектор,
  • карточки с выражениями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро всем. Перед тем как начать изучать тему урока, я прочитаю вам притчу (т.е. поучительный рассказ).

Притча
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что-то новое».
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне. «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, не обращаешь в действие?»

Как вы думаете, подходит ли эта притча к нашим занятиям по математике?

Дети: Я думаю, подходит: очень важно правильно использовать наши знания.

Учитель: Замечательно. Сегодня, выполняя наши задания, мы вместе подумаем, насколько вам нужны те знания, которые вы имеете.

II. «Поспевай – не зевай» – разминка.

  1. Сколько получиться, если из наименьшего четырёхзначного числа вычесть наибольшее однозначное?
    Дети: 1000-9 = 991

  2. Одна сторона квадрата 7 см, а другая на 2 см больше. Чему равна площадь?
    Дети: Ошибка в задаче: у квадрата все стороны равны
    Как надо исправить задачу, чтобы площадь равнялась 63 см?
    Дети: Надо вместо слова «квадрат» взять слово «прямоугольник»

  3. Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15?
    Дети: 1

  4. Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?
    Дети: 1 кг.

III. Устный счёт.

Работа в парах на карточках: найти значения выражений, расположить числа в порядке возрастания и в результате должны получиться слова «делимое», «делитель», «частное».

Проверка. Самооценивание.

1 ряд

347 + 431=778 О
505 + 492=997 Е
469– 153= 316 Л
896– 453 =443 И
65 * 3 = 195 Д
106 * 7 =742 М
832 : 4 =208 Е

Д Е Л И М О Е
195 208 316 443 742 778 997

2 ряд

472 + 415= 887 Л
701+ 213= 914 Ь
586 – 124 =462 Т
463– 333 = 130 Л
39 * 3 = 117 Е
108 * 5= 540 Е
1200 : 4 =300 И
972 : 9=108 Д

Д Е Л И Т Е Л Ь
108 117 130 300 462 540 887 914

3 ряд

112 + 247 = 359 А
227+ 623 = 850 Е
437 – 225 = 212 Ч
946 – 415= 531 Т
207 * 4= 828 О
59 * 8= 472 С
6400 : 8= 800 Н

Ч А С Т Н О Е
212 359 472 531 800 828 850

Учитель: Как связаны делимое, делитель, значение частного? Что получится, если умножить делитель на частное, если разделить делимое на частное? Как можно проверить деление?

Дети: если умножить делитель на частное, получится делимое.

Дети: если разделить делимое на частное, то получится делитель?

Дети: деление проверяется умножением?

IV. Активизация знаний учащихся.

Основой работы служит задание №197 (с.102)

На слайде:

  • 128 : 2
  • 128: 4
  • 128: 8
  • 128 : 16
  • 128 : 32
  • 128 : 64

Учитель: Ребята, что можете сказать о записи на доске?

Дети: На доске записаны выражения с действиями второй ступени.

– На доске записаны частные.

– Во всех частных делимое 128.

– Значения частных будут разными, потому что делители разные.

– Все частные можно расположить в порядке увеличения или уменьшения делителя в 2 раза.

Учитель: Что произойдёт со значением частного, если делитель уменьшить в 2 раза?

Дети: Значение увеличится в 2 раза.

Учитель На что ещё вы обратили внимание?

Дети: Все частные можно распределить на две группы.

Учитель: Выполните это задание в тетрадях.

V.Открытие нового материала

Учащиеся выполняют предложенное задание на группировку самостоятельно. Один ученик у доски.

Далее идёт проверка.

1 группа

  • 128 : 2
  • 128 : 4
  • 128 : 8

2 группа

  • 128 : 16
  • 128 : 32
  • 128 : 64

можете назвать тему урока?

Дети:

Учитель: Найдите те значения частных, которые можете.

Дети решают самостоятельно. Проверку начинаю со слабого ученика.

Учитель: Владик, значения каких частных ты нашёл?

Владик: 128 : 2 = 64, 128 : 4 = 32, 128: 8 = 16

Учитель: Как найдём значения остальных частных? Или может кто-то нашёл?.

Учитель: Соедините парами взаимосвязанные пары и найдите их значения

Дети выполняют. Взаимопроверка.

V. Физминутка.

VI. Продолжение работы по теме.

Отгадайте загадку.

Широко, а не море,
Золото, а не деньги.
Сегодня на земле,
А завтра на столе.

Дети: хлеб.

Учитель: Какие мысли и чувства возникают, когда слышите это слово?

Дети:

Учитель: А теперь решим задачу № 198 (1).

– Прочитайте задачу.

– Докажите, что этот текст является задачей.

– Что известно в задаче?

– Что требуется найти?

– Решите задачу. ( с записью на доске)

1) 216 : 9 = 24( ящ.) – с хлебом.
2) 168 : 8 = 21 (ящ.) – с булочками
3) 108 : 9 = 12 (ящ.) – с рогаликами.
4) 24 + 21 + 12 = 57 (ящ.) – всего.

Ответ: 57 ящиков.

Учитель: Измените условие задачи так, чтобы решение стало короче, но ответ остался такой же.

Дети работают в группах. Записывают на листочках. С решенными задачами выходят к доске.

Дети: Изменить надо так: булочек отправили 189 кг по 9 кг в ящике.

Решение:

1) 216 + 189 + 108 = 513 (кг) – всего
2) 513 : 9 = 57 (ящ.) – всего отправили

VII. Рефлексия.

Дети высказывают свои впечатления от урока.

Учитель: Спасибо всем за активную работу. «5» ставят те дети, которые без ошибок считали во время устного счёта и догадались правильно изменить условие.

Домашнее задание: № 198 (3), 199, 200.

Презентация.