Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Обучающие цели:
- закрепить знания о сложноподчинённых предложениях, вспомнить основные виды придаточных предложений по строению и значению, учиться анализировать сложные синтаксические конструкции, составлять схемы предложений;
- повторить изученные орфограммы (приставки на –з и –с; н и нн в полных и кратких причастиях) и пунктограммы (обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом);
- отрабатывать соответствующие орфографические и пунктуационные навыки;
- совершенствовать умение выполнять различные виды разбора (морфемный, орфографический, пунктуационный, синтаксический);
- учиться выполнять комплексный анализ текста.
Развивающие цели:
- развивать умения учеников работать на компьютере, пользоваться справочной литературой;
- расширять лингвистический кругозор школьников;
- совершенствовать монологическую речь учащихся, их умение правильно и лаконично излагать свои мысли.
Воспитывающие цели: воспитывать интерес к предмету, внимание к слову, уважение к русскому языку и любовь к родному краю.
Оформление урока: компьютеры, интерактивная доска, стенды с информацией о ГИА, опорные сигналы, схемы предложений, портрет Л.Н. Толстого, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, словари, справочная литература.
Ход урока
Слово учителя. Сообщение целей и задач урока.
ГИА придёт, как майская гроза,
В ней свежесть утра, белый цвет сирени.
Она вам смотрит дружески в глаза.
И бойтесь одного лишь – своей лени.
Экзамен будет – шаг вперёд и в бой!
Он в школе, в вузе, он всегда с тобой.
Сегодняшний урок – один из многих, на котором мы продолжим подготовку к государственной итоговой аттестации. С этой целью закрепим полученные знания о сложноподчинённых предложениях, вспомним основные виды придаточных предложений по строению и значению, будем отрабатывать пунктуационные навыки, углубим наши знания о сложных синтаксических конструкциях; будем совершенствовать умение выполнять комплексный анализ текста, поработаем с тестами, а помогут нам в этом произведения нашего великого земляка Л.Н. Толстого, 185 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. (В тетрадях – дата, тема.)
I. Блиц-опрос
Начинаем с небольшого блиц-опроса, который позволит нам закрепить понятие о сложноподчинённом предложении (высветить схемы, таблицу через проектор). Отвечая на вопросы, вы можете пользоваться опорными сигналами по этой теме.
1. Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами и союзными словами.
2. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях.
Средства связи частей сложноподчинённого предложения
Подчинительные союзы | Союзные слова | ||
Простые | Составные | Относительные местоимения | Местоимённые наречия |
что как когда чтобы пока будто словно если точно раз едва лишь ибо |
оттого что как будто потому что оттого что так как так что с тех пор как в cвязи с тем что лишь только с тем чтобы ввиду того что вследствие того что в то время как |
что кто какой который каков чей сколько |
где как когда куда откуда почему |
3. Перечислите виды придаточных предложений.
Виды придаточных предложений
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | Средства связи |
1. Определительное | какой? | с/сл: который, где, куда, что, откуда, какой |
2. Изъяснительное | вопросы косвенных падежей | союзы: что, как, будто, чтобы; с/сл: кто, что, когда; частица ли |
3. Обстоятельственные: степени | в какой степени? насколько? | союзы и с/сл: что, как, будто, словно, сколько… |
образа действия | как? каким образом? | союзы и с/сл: что, как, чтобы, словно... |
места | где? куда? откуда? | с/сл: где, куда, откуда |
времени | когда? как долго? с (до) каких пор? | союзы: когда, пока, едва, в то время как |
условия | при каком условии? | союзы: если, раз, когда... |
причины | почему? отчего? | союзы: потому что, оттого что, так как, ибо |
цели | зачем? с какой целью? | союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы... |
сравнительные | как? в сравнении с чем? | союзы: как, точно, будто, словно, подобно тому как ... |
уступительные | несмотря на что? | союзы: хотя, несмотря на то что, пускай |
следствия | что является следствием этого? | союзы: так что, вследствие чего |
присоединительные | что можно к этому добавить? | с/сл: что, отчего, зачем, почему |
II. Проверка домашнего задания
Параллельно фронтальному опросу идёт проверка домашнего задания (выписать и проанализировать примеры сложноподчинённых предложений из художественных произведений Л.Н. Толстого).
- Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
- В то время как Наташа выбежала из гостиной, в передней послышался звонок.
- Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
- Погода была ветреная, холодная, так что сугробы намело выше окон.
- И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
- Князь Андрей сумел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
- Дети чувствуют, кто их любит.
- Когда Анна вернулась с альбомом, Вронского уже не было.
- Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.
- Князь Андрей понял, что это было сказано о нём и что это говорил Наполеон.
III. Синтаксическая разминка
Вот мы с вами и не заметили, как проникли в творческий мир Л.Н. Толстого. Давайте в небольшой синтаксической разминке запишем известные высказывания писателя и проанализируем эти предложения. (На слайдах предложения и схемы, комментированное письмо.)
Для того чтобы научиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. (Л.Н. Толстой.)
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Н. Толстой.)
IV. Работа с компьютерной программой «1С: Репетитор»
Работа с компьютерной программой «1С: Репетитор» поможет нам совершенствовать навык расстановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении. (Работа с программой.) Выполняя задания программы, повторить отличие союзов от союзных слов.
Индивидуально за компьютерами с аналогичными пунктограммами работают ученики ____
- Когда труд - удовольствие, жизнь хороша.
- Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.
- Было видно, как орёл, неподвижно паря и скользя, поворачивает голову туда и сюда, чтобы разглядеть нас получше.
- Я тот, чей взор надежду губит, едва надежда расцветёт.
- Да, есть слова, что жгут, как пламя.
- Каков Пахом, такова и шапка на нём.
- Всё было сделано не только для того, чтобы поймать преступников, но и для того, чтобы объяснить всё то, что они натворили.
- Моряки хорошо знают, что море прекрасно только тогда, когда у него есть берег.
- Мне очень хотелось пойти с матерью, и я боялся, чтобы не проспать, чтобы она не ушла от меня.
- То, что написано пером, не вырубишь и топором.
- Уже одно ощущение, что выспался, есть наслаждение жизнью.
- Когда начнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик, хочу в неведомое верить и думать вновь, что мир велик.
- Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени.
- Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окружённый со всех сторон покосами.
- Общеизвестно, что листья мимозы, если до них дотронуться, мгновенно складываются.
- Когда наступило утро, мы отправились в путь по дороге, которая манила неизвестностью.
- Мы все – космонавты, потому что Земля - наш общий космический корабль, на котором мы мчимся в пространстве Вселенной, не снижая скорости, не останавливаясь ни на секунду.
- Не надо хвалиться, если не знаешь, как хлеб родится.
- Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.
- Я не оставлю вас, пока не дадите ответа.
- Там, куда ещё не проникли солнечные лучи, все утопало в синей предрассветной дымке.
- Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие это заросли.
- Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
- Для того чтобы написать популярную книгу, надо исключительно хорошо знать, о чём пишешь.
Консультанты проверяют работу одноклассников.
V. Работа с компьютерной программой-тренажёром
А сейчас, работая с компьютерной программой – тренажёром по русскому языку, я предлагаю вспомнить, когда в сложноподчинённых предложениях запятая не ставится.
Работа с таблицей
Запятая в сложноподчинённом предложении не ставится
Правила | Примеры |
- если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание НЕ. |
Я пришел не чтобы помешать вам, а, наоборот, чтобы помочь. |
- если перед подчинительнымсоюзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычноповторяющийся) и, или, либо и др. |
Студент не мог вспомнить никак называется произведение, ни кто его автор. |
- если придаточное предложение состоит из одного союзного слова. |
Меня упрекают, но не знаю в чем. |
VI. Литературная страничка
А мы продолжаем анализировать сложные синтаксические конструкции и составлять схемы предложений. К уроку некоторые из вас получили индивидуальные задания и подготовили литературную страничку, которая поможет нам вспомнить сточки из хорошо известных произведений Л.Н. Толстого. (Подготовившие материал ученики выступают в роли учителя, комментируя слайды)
Дядюшка пел так, как поёт простой народ. Узнали дядюшку?
Сквозь столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. О каком старике идёт речь?
Многочисленные пейзажи яснополянских окрестностей описаны во многих произведениях Льва Николаевича. Толстой прожил в своём имении более 60-ти лет. (Фрагмент документального фильма о Л.Н.Толстом.)
Ясная Поляна… Этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. И как мы не представляем русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны.
VII. Работа с текстом
Давайте и мы, работая с текстом «Святые места», окунёмся в мир Ясной Поляны.
Святые места
Охваче(н,нн)ый2 чувством нежной грусти я переступил порог свяще(н,нн)ого дома бережно во…тановле(н,нн)ого для потомков. (З,с)десь были созда(н,нн)ы и… и… и почти всё чем прославилось великое имя Толстого.
Природа которая окружала писателя (в)течени… многих лет продолжает ра…казывать о нём и сейчас. Эти святые места помогают во…родить то доброе что дремлет в глубинах нашей души.
(По И. Сытину.)
I. Что такое текст?
- Определить тип речи (повествование).
- Стиль речи (художественная публицистика). Текст имеет определённое воздействие на читателей. В нём мы найдём изобразительно-выразительные средства.
(Текст на интерактивной доске и распечатанный.)
II. Повторить орфограммы и пунктограммы.
Работа со схемами, опорными конспектами, через проектор.
Вспомним правописания приставок на –з и –с.
Воспользовавшись алгоритмом, повторим правило правописания н-нн в причастиях.
Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом.
В вазе, стоящей у окна, зеленели ветки.
Обдуваемый всеми ветрами, он стоял на горе.
Всё ещё уставшая, мать слушала его.
III. Комментированное письмо с объяснением орфограмм и пунктограмм.
IV. 1. Какое предложение соответствует схеме:
2. Конструирование предложений.
Можно ли перестроить его в предложение с причастным оборотом? (Природа, которая окружала Толстого в течение многих лет, продолжает рассказывать о нём и сейчас. Природа, окружавшая Толстого в течение многих лет, продолжает рассказывать о нём и сейчас.) Простое предложение, осложнённое обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.
3. Назовите производный предлог и прокомментируйте его написание.
(В течение многих лет).
V. Найдите в тексте метафоры. Отмечаем метафоричность речи.
(Природа рассказывает … Святые места помогают возродить…)
Чтобы было проще вспомнить особенность одного из основных тропов художественной речи, давайте обратимся за помощью к компьютеру. (Ученик читает и объясняет.)
Метафора – открытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается. От читателей требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ.
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок.
С. Есенин
Святые места помогают возродить тот доброе, что живёт в глубинах нашей души. А что ещё живёт в глубинах нашей души? Что является святым, по мнению Л.Н.Толстого? (Родная земля, дом, семья.)
VIII. Домашнее задание
И в качестве домашнего задания попрошу вас написать эссе «Моё понимание роли семьи в современном мире». Используйте в своем рассуждении сложноподчиненные предложения. (Эссе)
IX. Последний этап урока – самостоятельное тестирование по пунктуации
Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий).
Работа каждого будет оценена.
X. Итоги урока.
Ученики подводят итоги урока, учитель комментирует оценки.