Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Здоровье человека», помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
- Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, о правилах ухода за больным.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать диалогическую и монологическую формы речи: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки при рассматривании сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение быть внимательным и корректным собеседником.
- Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к болеющим.
Словарь:
- Существительные: здоровье, здравствуй, здравница, боль, спорт, горло, голова,
- Глаголы: заботиться, ухаживать, вызывать (врача), заниматься (спортом), мыть (руки),
- Прилагательные: здоровый, больной, добрая, заботливая, внимательная, ласковая, голубоглазая, молодая (мама), пасмурная, хмурая, ненастная, холодная (погода), полезный, вредный.
Оборудование: серия сюжетных картинок «Мама заболела» (рисунки автора Матовой М.В.), карточки -символы слов - предметов (квадраты), слов - действий (прямоугольники), слов - признаков (треугольники), сюжетная картина «Осень».
Ход занятия
1. Беседа о времени года, о погоде (дети стоят в кругу).
Логопед: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Часто идут дожди, мокрый снег. На земле лужи. Стало холоднее. Т.д.
Логопед: Сейчас поздняя осень. Погода пасмурная, хмурая, ненастная, холодная. В такую погоду многие люди чувствуют себя плохо, часто болеют. И поэтому мы сегодня поговорим о здоровье, о том, как остаться здоровым даже в такую погоду. Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети: Нужно заниматься спортом, мыть руки перед едой, есть больше фруктов и т.д.
Логопед: А сейчас сядет за стол тот, кто скажет слово наоборот: здоровый - ? вредный - ? сильный - ? веселый - ?
II. Дети сидят за столами.
Логопед: Мне только что звонила девочка - соседка и сказала, что у нее в семье кто -то заболел. Как вы думаете, кто?
Дети: Бабушка, дедушка, брат, сестра, папа, мама, тетя и т.д.
Логопед: Я назову слова - признаки и вы догадаетесь, кто заболел мама или бабушка. Добрая, заботливая, внимательная, ласковая, голубоглазая, молодая.
Дети: Мама.
Логопед: По какому слову вы догадались, что это мама?
Дети: По слову «молодая».
Логопед: А какие слова - признаки подходят и маме и бабушке?
Дети: Добрая, заботливая, внимательная, ласковая, голубоглазая.
Логопед: Да, вы правы, у девочки заболела мама. Как вы думаете, что у мамы заболело?
Дети: Голова, горло, живот, зубы и т.д.
Логопед выставляет карточки - символы слов - предметов (квадраты)
Логопед: Что же нужно делать девочке?
Дети: Вызвать врача, дать таблетку, измерить температуру, дать пить и т.д.
Логопед: А какую работу по дому может выполнить девочка, если мама заболела, а других взрослых нет дома?
Дети: Вымыть пол, прибрать игрушки, вытереть пыль, помыть посуду и т.д.
Логопед выставляет карточки - символы слов - действий (прямоугольники).
Логопед: Если девочка ухаживает за больной мамой, значит она какая?
Дети: Заботливая, внимательная, добрая и т.д.
Логопед выставляет карточки - символы слов - признаков (треугольники).
III. Физминутка «Неболейка»
Слова |
Действия |
Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. «Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. Знаем, знаем – да, да, да, Нам простуда не страшна. |
Погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз. Указательными пальцами растираем крылья носа. Раздвинуть указательный и средний пальцы. Растирать точки перед и за ушами. Потирать ладони друг о друга.
|
IV. Рассматривание серии сюжетных картинок «Мама заболела» < Рисунки 1-5>.
Логопед: Событие на картинках похоже на то, о котором я вам рассказывала? Как вы думаете, куда звонит девочка?
Дети: В больницу, вызывает врача.
Логопед: Что нужно сообщить врачу?
Дети: Домашний адрес, как зовут маму, что болит у мамы и т.д.
Логопед: Предлагаю вам придумать рассказ по картинкам.
Дети: (примерный рассказ) Однажды у Кати заболела мама. Катя позвонила в больницу и рассказала о том, что у мамы болит голова и горло. Доктор спросил у Кати домашний адрес. Катя сообщила, что они живут на улице Солнечной, в доме номер пять, в квартире номер десять. Когда приехал доктор, Катя проводила его к маме. Доктор внимательно послушал маму, посмотрел горло и выписал лекарство. Катя дала маме таблетки и сказала: «Мама, ты поспи, а я приберу игрушки, вымою пол». К вечеру маме стало лучше. Катя согрела чай и позвала маму. Мама сказала Кате: «Какая ты у меня заботливая добрая девочка».
V. Упражнение «Слушай, запоминай, слово верно называй».
Кто больше услышит, запомнит и назовет родственных слов к слову «здоровье»
Логопед называет слова: боль, здоровяк, болячка, задира, здравствуй, укол, больница, спорт, здоровый, больной, здравница.
Логопед: Молодцы, услышали, запомнили и назвали много родственных слов к слову «здоровье».
VI. Итог.
Логопед: Дети, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть здоровым.
Дети: Чтобы быть здоровым, нужно есть фрукты, витамины, делать зарядку, заниматься спортом, теплее одеваться в холодную погоду, чаще гулять, обходить лужи, мыть руки перед едой и т.д.