Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Мама заболела"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  2. Уточнить и активизировать словарь по теме «Здоровье человека», помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
  3. Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье, о правилах ухода за больным.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки при рассматривании сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение быть внимательным и корректным собеседником.
  2. Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к болеющим.

Словарь:

  • Существительные: здоровье, здравствуй, здравница, боль, спорт, горло, голова,
  • Глаголы: заботиться, ухаживать, вызывать (врача), заниматься (спортом), мыть (руки),
  • Прилагательные: здоровый, больной, добрая, заботливая, внимательная, ласковая, голубоглазая, молодая (мама), пасмурная, хмурая, ненастная, холодная (погода), полезный, вредный.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Мама заболела» (рисунки автора Матовой М.В.), карточки -символы слов - предметов (квадраты), слов - действий (прямоугольники), слов - признаков (треугольники), сюжетная картина «Осень».

Ход занятия

1. Беседа о времени года, о погоде (дети стоят в кругу).

Логопед: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Часто идут дожди, мокрый снег. На земле лужи. Стало холоднее. Т.д.

Логопед: Сейчас поздняя осень. Погода пасмурная, хмурая, ненастная, холодная. В такую погоду многие люди чувствуют себя плохо, часто болеют. И поэтому мы сегодня поговорим о здоровье, о том, как остаться здоровым даже в такую погоду. Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети: Нужно заниматься спортом, мыть руки перед едой, есть больше фруктов и т.д.

Логопед: А сейчас сядет за стол тот, кто скажет слово наоборот: здоровый - ? вредный - ? сильный - ? веселый - ?

II. Дети сидят за столами.

Логопед: Мне только что звонила девочка - соседка и сказала, что у нее в семье кто -то заболел. Как вы думаете, кто?

Дети: Бабушка, дедушка, брат, сестра, папа, мама, тетя и т.д.

Логопед: Я назову слова - признаки и вы догадаетесь, кто заболел мама или бабушка. Добрая, заботливая, внимательная, ласковая, голубоглазая, молодая.

Дети: Мама.

Логопед: По какому слову вы догадались, что это мама?

Дети: По слову «молодая».

Логопед: А какие слова - признаки подходят и маме и бабушке?

Дети: Добрая, заботливая, внимательная, ласковая, голубоглазая.

Логопед: Да, вы правы, у девочки заболела мама. Как вы думаете, что у мамы заболело?

Дети: Голова, горло, живот, зубы и т.д.

Логопед выставляет карточки - символы слов - предметов (квадраты)

Логопед: Что же нужно делать девочке?

Дети: Вызвать врача, дать таблетку, измерить температуру, дать пить и т.д.

Логопед: А какую работу по дому может выполнить девочка, если мама заболела, а других взрослых нет дома?

Дети: Вымыть пол, прибрать игрушки, вытереть пыль, помыть посуду и т.д.

Логопед выставляет карточки - символы слов - действий (прямоугольники).

Логопед: Если девочка ухаживает за больной мамой, значит она какая?

Дети: Заботливая, внимательная, добрая и т.д.

Логопед выставляет карточки - символы слов - признаков (треугольники).

III. Физминутка «Неболейка»

Слова

Действия

Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем – да, да, да,
Нам простуда не страшна.
Погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.
Указательными пальцами растираем крылья носа.
Раздвинуть указательный и средний пальцы.
Растирать точки перед и за ушами.
Потирать ладони друг о друга.

 

IV. Рассматривание серии сюжетных картинок «Мама заболела» < Рисунки 1-5>.

Логопед: Событие на картинках похоже на то, о котором я вам рассказывала? Как вы думаете, куда звонит девочка?

Дети: В больницу, вызывает врача.

Логопед: Что нужно сообщить врачу?

Дети: Домашний адрес, как зовут маму, что болит у мамы и т.д.

Логопед: Предлагаю вам придумать рассказ по картинкам.

Дети: (примерный рассказ) Однажды у Кати заболела мама. Катя позвонила в больницу и рассказала о том, что у мамы болит голова и горло. Доктор спросил у Кати домашний адрес. Катя сообщила, что они живут на улице Солнечной, в доме номер пять, в квартире номер десять. Когда приехал доктор, Катя проводила его к маме. Доктор внимательно послушал маму, посмотрел горло и выписал лекарство. Катя дала маме таблетки и сказала: «Мама, ты поспи, а я приберу игрушки, вымою пол». К вечеру маме стало лучше. Катя согрела чай и позвала маму. Мама сказала Кате: «Какая ты у меня заботливая добрая девочка».

V. Упражнение «Слушай, запоминай, слово верно называй».

Кто больше услышит, запомнит и назовет родственных слов к слову «здоровье»

Логопед называет слова: боль, здоровяк, болячка, задира, здравствуй, укол, больница, спорт, здоровый, больной, здравница.

Логопед: Молодцы, услышали, запомнили и назвали много родственных слов к слову «здоровье».

VI. Итог.

Логопед: Дети, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть здоровым.

Дети: Чтобы быть здоровым, нужно есть фрукты, витамины, делать зарядку, заниматься спортом, теплее одеваться в холодную погоду, чаще гулять, обходить лужи, мыть руки перед едой и т.д.