Интеграция предметов истории и изобразительного искусства через коллективный творческий проект

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Прошедший 2012 год был богат на юбилеи знаменательных исторических событий. Страна отметила 400-летие освобождения России от поляков русским ополчением под предводительством К. Минина и Д. Пожарсккого, 200-летие победы над «непобедимой» армией Наполеона Бонапарта…

Как преподаватель истории и классный руководитель 7-го класса, понимая значимость этих событий в воспитании чувства патриотизма у школьников, я предложила классу принять участие в исследовательской работе, а работы школьников в технике силуэта были выполнены на уроках изобразительного искусства. Так появилась идея интегрированного творческого проекта с элементами исследования посвящённого 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Моей задачей стало знакомство школьников с основными событиями Отечественной войны 1812 года. Им было посвящено несколько внеклассных занятий с показом презентаций. Также класс участвовал в викторине «Герои Отечественной войны 1812года», подготовленной школьной библиотекой.

Инициативная группа учащихся подготовила доклады о героических подвигах русского народа в Отечественной войне 1812 года. В них были отражены события на Бородинском поле, действие партизанских отрядов под руководством Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, Фигнера, Сеславина и др. Именно единение всего народа, чувство патриотизма, героизм простых людей сыграл одну из важнейших ролей в освобождении страны от наполеоновских захватчиков и школьники отмечали это в своих докладах.

Позже все доклады обучающихся объединили в исследовательскую работу и выступили на районной научно-практической конференции школьников и получили высокую оценку членов жюри, стали призёрами.

По данным темам также на уроках ИЗО ученики познакомились с творчеством русских художников и создали своими руками работы в стиле силуэта, позже оформленные как стендовая презентация интегрированного проекта.

Такой комплексный подход к изучению исторического события является наиболее интересным и эффективным, так как формирует образно-эмоциональное восприятие, личностное отношение обучающихся к героическим страницам нашей истории, развивает творческую составляющую, позволяет посмотреть глазами художников на войну 1812 года.

Событие большой исторической важности, победа над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года, вдохновила поэтов, музыкантов, художников на создание литературных, музыкальных и художественных произведений искусства. С некоторыми из них школьники 7-х классов познакомились на уроках изобразительного искусства. А выполнение школьниками межпредметного проекта стало объединяющим фактором при изучении программного материала по теме «Картины на темы истории».

Интеграция знаний по предметам история и изобразительное искусство при выполнении коллективного проекта, посвящённого 200-летию Победы над наполеоновскими войсками, позволило заинтересовать учащихся в результатах собственной творческой деятельности.

На уроках изобразительного искусства учащиеся 7-х классов познакомились с творчеством художника Фёдора Толстого, который сумел в сдержанной форме силуэтного изображения с документальной точностью отразить события этой войны, сделал технику силуэта искусством, открыл в нём художественный дух времени. Художник создал цикл силуэтов и медалей на тему войны 1812 года. Фёдор Толстой не придумывал специально тем для своих силуэтных изображений, его работы проникнуты ощущением подлинности тех давних событий. Познакомившись со статьёй Ольги Авиловой «Силуэт как жанр и искусство», школьники узнали, что «художественный язык силуэта, его чёткие и ясные контуры, строгое цветовое решение соответствовали предметному миру эпохи ампира».

Создание картин исторического жанра — процесс длительный, требующий знаний не только давно прошедших событий, но и архитектуры, различных предметов, одежды, соответствующих этому времени. О большой подготовительной работе мы говорили со школьниками на примере творчества известных художников. К уроку учащиеся:

  1. готовили сообщения о творчестве Фёдора Толстого с показом силуэтных изображений;
  2. подготовили и показали слайдовую презентацию «Русская и французская армии» (военный костюм).

На уроке семиклассники делали зарисовки рядовых солдат и офицеров, конных и пеших в военном обмундировании. Школьники работали по образцам из энциклопедии «История России. Война 1812года», автор Ю. Лубченков.», издательство «Белый город» Москва 2001г.

На следующем уроке учащиеся посмотрели небольшую презентацию, которая наглядно познакомила их с возможностями силуэтного изображения. Затем они на обратной стороне чёрной бумаги самостоятельно выполняли многофигурные композиции, отражающие события Отечественной войны 1812 года. В чёрный цвет бумагу необходимо тонировать заранее, или можно взять готовый лист из набора цветной бумаги.

Нарисованные изображения дети вырезали и наклеивали на белые или цветные листы бумаги. Лучшие работы были представлены на стендовой презентации, подготовленной группой школьников, выполнивших интегрированный проект «Отечественная война 1812 года и её отражение в творчестве русских художников».

Школа является главным звеном в изучении исторического наследия, познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа. Выполнение межпредметного проекта помогло школьникам прикоснуться к событиям 200-летней давности, узнать, что благодаря стойкости и бесстрашию русских солдат, офицеров и всего русского народа была одержана знаменательная победа над врагами нашего Отечества.