Интегрированный занятия "Дары осени"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Тема Фрукты

1.1. Беседа

– Здравствуйте ребята, сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено и попробуйте описать их.

(Показываю по очереди изображение фруктов, а дети называют не только название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
И так далее.

Воспитатель показывает картину Осеннего сада с фруктовыми деревьями.

– Что изображено на этой картине? Что выращивают в саду? На чём растут фрукты?
– Кто ухаживает за садом? Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях.  Ухаживает  за садом садовод.
– Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли  с вами  гулять  и пришли в сад. В саду стоит яблонька. А на её ветке висит  красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясём, в руки яблочко возьмём. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните его аромат. (Дыхательная гимнастика 3 раза). Ребята, скажите пожалуйста, а фрукты чем полезны?  Что можно приготовить из фруктов? (Дети отвечают)

Мимические упражнения:

Выразить удовольствие от приятного запаха спелого банана, аромата яблока, аромата апельсина или мандарина.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

1.2. Непосредственная образовательная деятельность.

Детей приглашают сесть за столы.
В группу входит  Солнышко с вазочкой фруктов.

Солнышко: Ребята, здравствуйте, скажите пожалуйста где растут фрукты? (В саду). А в каких странах? (В теплых). Значит без солнышка фрукты не смогут расти и насыщаться витаминами!!!
(Ставит на стол воспитателя вазочку с фруктами, дарит ребятишкам небольшое нарисованное солнышко, воспитатель прикрепляем это солнышко на доску.)
У меня на столе стоит  Ваза, с чем она? (Дети перечисляют фрукты)
Как можно назвать все эти плоды одним словом? (Фрукты)
– Мы с вами сегодня говорили что фрукты полезные, а теперь мы их понюхаем, пощупаем, рассмотрим, а самое главное попробуем!
– Давайте посмотрим, какой фрукт  у меня в руке? Яблоко, какое оно? (Круглое, твердое, гладкое, красное, желтое, зеленое).
У вас на столе стоят тарелочки с кусочками фруктов, давайте возьмем кусочек с яблоком и понюхаем его, а теперь попробуем, Какое оно на вкус??? (по аналогии банан, апельсин, груша, лимон).

– А теперь ребята давайте с вам поиграем в интересную игру «Волшебный мешочек»! (Кладем в «волшебный мешочек» все фрукты, называя их).  
– Сейчас я бы хотела вас проверить, как вы усвоили материал. Сейчас я вызываю одного человека, завязываю ему глазки и кладу в рот кусочек фрукта, а ваша задача отгадать этот фрукт по вкусу.

(Детей по очереди вызывает воспитатель к себе и кормит, Солнышко помогает и уходит ).

1.3. Аппликация.

Ну вот про фрукты мы с вами все узнали, а теперь я вам предлагаю каждому на листочке в вазочку положить те фрукты которые вы хотите!
Давайте разомнем наши пальчики перед работой.

Пальчиковая игра

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

– У вас на столах лежать вырезанные вазочки, вам нужно будет их приклеить на листок бумаги, как вы пожелаете. Затем из цветной бумаги вырежете те фрукты, какие хотите положить к себе в вазочку! Придете домой и подарите родителям эти фрукты и расскажите им, что вы узнали о них нового.
Я надеюсь, мы с вами, разобрались, какие именно плоды называются фруктами. Еще раз назовите их и скажите, пожалуйста, где они растут?

2. Тема Овощи

2.1. Беседа.

– Ребята, осень пора сбора урожая. Посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она называется? (Огород) Рассмотрите её.
– Где выращивают овощи? На чём растут овощи? Как готовят землю к посадке? Что сажают в землю? Как ухаживают за овощами? Когда собирают урожай? Кто ухаживает за овощами?
– Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.
Скажите пожалуйста что можно приготовить из овощей?

Воспитатель показывает детям картинки с овощами, ребята узнают их и описывают:

Картофель – Овальный, твердый;
Морковь – Продолговатая, твердая, сладкая;
Лук – Круглый,  твердый, горький;
Помидор – Круглый, твердый, сочный;
Петрушка – Пушистая, мягкая, душистая;И т. д.

В группу с корзинкой овощей входит Зайка.

Зайка: Ребята, здравствуйте,  а вы, наверно знаете, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей – вершки, а у других – корешки, а у третьих и вершки и корешки. Давайте посмотрим, что есть в моей корзинке и вместе разберемся. (У зайки в корзинке: картошка, капуста, лук репка, морковь, перец болгарский, помидор, огурец, свекла)

Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием  

Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что — справа?
Посмотреть направо — увидеть «свеклу», посмотреть налево — увидеть «капусту». Поворачи­вать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

Мимические упражнения:

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное  пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

(Зайка делает все упражнения с ребятишками, потом дарит им картинку с зайчиком, благодарит и уходит)

2.2. Непосредственная образовательная деятельность.

Детей приглашают сесть за столы.

– У меня на столе стоит корзинка, с чем она? (Дети перечисляют овощи)
– Как можно назвать все эти плоды одним словом? (Овощи)
– Мы с вами сегодня говорили что Овощи полезные, а теперь мы их понюхаем, пощупаем, рассмотрим, а самое главное попробуем!
– Давайте посмотрим, какой Овощ  у меня в руке? Капуста, какая она? (Круглая, твердая, немного мягкая, белая, светло-зеленая, и т. д ). (По аналогии все остальные)
– У вас на столе стоят тарелочки с кусочками овощей, давайте возьмем кусочек с морковью и понюхаем его, а теперь попробуем, Какая она на вкус???  (По аналогии свеклу, помидор, огурец, картошку, капусту, петрушку)
–  А теперь ребята, давайте с вам, поиграем в интересную игру «Волшебный мешочек»! (Кладем в «волшебный мешочек» все овощи, называя их).  
– Сейчас я бы хотела вас проверить, как вы усвоили материал. Сейчас я вызываю одного человека, завязываю ему глазки и кладу в рот кусочек овоща, а ваша задача отгадать этот овощ по вкусу.

(Детей по очереди вызывает воспитатель к себе и кормит)

Образно-пластическое творчество детей

Угадайте, что я делаю.

Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.

2.3. Рисование

– Ну, вот ребята, про овощи мы с вами все узнали, а теперь давайте положим в тарелочки, которые мы сделаем на листочках бумаги в них положим разные овощи, Для начала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика (поочередно загибать пальцы)

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.

Вы большие молодцы, а теперь приступает к изображению ваших тарелочек с овощами.

В заключение, я бы хотела у вас еще раз спросить, какие плоды мы называем овощами?

3. Тема Ягоды

(Заранее поговорить с родителями, собирая информацию об аллергии детей на ягоды)

3.1. Беседа

– Здравствуйте, ребята!
– Скажите, пожалуйста, что на этих картинках изображено (показываем картинки ягод).
Скажите, ребята, где растут ягоды (на кустах), какие они бывают? (садовые и дикие). Куст из чего состоит? (Из стеблей и листов)

Послушайте стихотворения:

У каждого садовника
В саду есть куст крыжовника.
Колючего сердитого,
Но очень аппетитного.

(Крыжовник, В. Степанов)

Покраснела ягода, ягода в лесу.
Землянику спелую я домой несу.
Земляника спелая – вкусная еда.
Угощу синичку, угощу дрозда.

Теперь отгадайте загадки:

1. Внутри он алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

2. Эту ягоду-красу
Любят многие в лесу,
А больше всех красавица
Медведю в лесу нравиться (Малина)

3. Немного малина,
Немного черника,
Что за ягода?  (Ежевика)

4. Что за ягодки на кочке?
Осень им румянит щечки
Наклонись-ка, погляди-ка
Не поспела ли  … (Брусника)

5. Есть в саду на грядке,
Красная девица,
Чтоб ее увидеть
Нужно поклониться. (Земляника)

6. Это три сестры.
Сначала они зеленые,
Потом одна краснеет,
Другая белеет,
Третья чернеет. (Смородина)

– Ребята, скажите, пожалуйста, Кто из животных любит ягодки?

В группу заходит Медведь с корзинкой ягод разных (Муляж)

– Здравствуйте, ребята, я слышал, что вы здесь разговариваете про ягодки???   А вы знаете, я их очень сильно люблю, а не пойму почему, скажите, пожалуйста, чем они полезны?

Физкультминутка. «А в лесу растет черника»

А в лесу растет черника,
Земляника, голубика,  (Наклоны вперед)
Чтобы ягоды собрать,
Надо глубже приседать.  (Приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодкой несу (Ходьба на месте)
А давайте их попробуем…

3.2. Непосредственная образовательная деятельность

ети приглашаются за столы, Медведь проходит прощается с ребятами, дарит им небольшую картинку медведя и уходит)

– У меня на столе стоит корзинка, с чем она? (Дети перечисляют ягоды)
– Как можно назвать все эти плоды одним словом? (Ягоды)
– Мы с вами сегодня говорили, что Ягоды полезные, а теперь мы их понюхаем, пощупаем, рассмотрим, а самое главное попробуем!
– Давайте посмотрим, какая Ягода  у меня в руке? Земляника, какая она? (Продолговатая, бывает круглая, красная, сладкая) (По аналогии все остальные)
– У вас на столе стоят тарелочки с ягодками, давайте возьмем ягодку смородины и понюхаем ее, а теперь попробуем, Какая она на вкус??? (По аналогии малину, землянику, вишню, черноплодную рябину, черемуху, арбуз), предупреждая детей о косточках.)
–  А теперь ребята, давайте попробуем то, что делается из ягод. (Проба компота, варенья)
–  Сейчас я бы хотела вас проверить, как вы усвоили материал. Сейчас я вызываю одного человека, завязываю ему глазки и кладу в рот одну ягодку, а вы ваша задача отгадать этот овощ по вкусу.

(Детей по очереди вызывает воспитатель к себе и кормит)

3.3 Лепка

– Итак, ребята, мы с вами узнали многое о ягодах, а сейчас давайте сделаем свои ягодки, на картоне. Для начала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра:

Мы шли-шли-шли
Земляничку нашли. (Шагаем пальчиками по столу)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем одновременно пальцы на двух руках)
Мы идем искать опять. (Шагаем пальчиками по столу)

– А теперь давайте сделаем с вами веточку, путем скатывания «Колбасок», а затем,  делаем маленькие шарики «Ягодки» и приклеиваем их в нашей веточке.
– Замечательные получились Веточки с ягодками, а теперь давайте еще раз назовем все ягодки.

4. Тема Грибы

4.1. Беседа.

– Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста что изображено на картинках? (Показ картинок с грибами) Правильно –  это  грибы, а кто знает какие название у них? (Ответы детей)
– Замечательно, а где растут грибы? (В лесу)
– Ребята скажите, как вы думаете, как понимать эти пословицы?

  • Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
  • Где один гриб, там и другой.
  • Хочешь грибок –  лезь под кусток.

– Правильно, не все грибы съедобные, грибы растут семьями, не по одному, и они всегда прячутся, под листочками, под кусточками.

Отгадайте загадки:

1. У кого одна нога, 
Да и та без сапога. (Гриб)

2. Что за ребятки на пеньках 
Столпились тесной кучкой? 
И держат зонтики в руках, 
Застигнутые тучкой. (Опята)

3. Скромный, тоненький и бледный... 
Этот гриб, представьте, вредный. 
Попадёт грибочек в суп – 
Вас в больницу увезут. 
Потому что ядовитый, 
И на всех вокруг сердитый. 
Мы оставим на полянке 
Эту вредную...  (Поганку)

4. Рыжие ушки с лисьей макушки 
В травке лежат –  для малых ежат.  (Лисички)

5. Знают даже малыши 
Красно-белые грибы 
Те, что с мухами не дружат. 
Не бери ты их на ужин –  
Несъедобен этот гриб, 
Хоть красавец он на вид. 
Называют с давних пор 
Гриб тот –  красный...  (мухомор)

6. Я родился в день дождливый 
Под осиной молодой, 
Круглый, гладенький, красивый, 
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

7. Кто растет в лесу 
У дорожки? 
Есть у них шляпки 
И ножки. (Грибы)

Заходит в группу Тучка с корзинкой и в ней сладкие кондитерские грибочки.

Тучка: Здравствуйте, ребята, что это туту у вас такое интересное? (Разглядывает картинки с грибами) Грибочки???   Да! Люблю я, когда после моего дождика она растут быстро-быстро! А какие грибочки вы знаете? (Дети перечисляют), Какие молодцы, все вы знаете, а хотите я сейчас вам здесь грибочки выращу???

Дети: Хотим!

Тучка берет подол своего платья и выжимает несколько капель в корзинку,  убирает платочек и достает сладкие грибочки. Дети приглашаются за столы.
Тучка дарит им корзинку с грибочками, и маленькую картинку тучки, прощается и уходит.

– Ребята, посмотрите, у нас получилась самая настоящая картина!

4.2. Непосредственная образовательная деятельность

– Ребята, скажите, пожалуйста, что можно приготовить из грибочков? (Засолить, икру грибную сделать, пожарить с картошкой, сварить суп, засушить)
– Сейчас мы с вами посмотрим, как выглядит грибная икра, и соленые грибы опята и шампиньоны. (На каждом столе на тарелочках один гриб шампиньона, опенка и немного грибной икры)
– Чем они отличаются? (Форма, цвет, размер).
– А сейчас давайте все-таки съедим угощение тучки, давайте как-нибудь назовем эти грибочки?
– Приятного аппетита.

4.3. Лепка из соленого теста

– Ну, вот мы с вами очень хорошо рассмотрели грибы, они бывают разные, давайте мы с вами сейчас вылепим их из соленого теста. Но для начала отдохнем и проведем с вами физкультминутку.

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.   (Подскоки по кругу, собирают воображаемые грибы)

Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (Подскоки на месте, собирая воображаемые грибы)

Медведь проходил,
Мухомор раздавил.   (Идут по кругу вразвалочку, и топают ногой)
Приступаем к работе.

(После проведения тематических дней с детьми проводиться развлечение)

5. Осеннее развлечение

5.1. Сценарий.

Ход развлечения:

Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая: Ребята, а вы слышите шум какой-то, вроде ругается кто-то. Кто же это интересно?

Заходят солнышко и тучка. Ругаются между собой.

Ведущая:

Успокойтесь, успокойтесь.
И, пожалуйста, не ссорьтесь!
Расскажите, что случилось?
Что у вас здесь приключилось?

Солнышко: Да вот! Не можем решить кто из нас важнее. Я считаю, что это – я! Ведь без солнца никто прожить не сможет, ни люди, ни звери, ни птицы. И даже растения без солнышка не будут расти.

Тучка: Нет, это я нужнее. Если не будет дождя, то засохнет вся Земля.

Ведущая: Ребята, давайте поможем разобраться. Как вы считаете, кто важнее – солнце или туча?

Ответы детей.

Ведущая:  Совершенно верно. Мы не сможем обойтись и без солнышка, и без тучки.

Ну, а вы лучше в пляску становитесь,
С нами вместе веселитесь!
Пляска, если не лениться.
Вам поможет помириться!

Танец «Поссорились-помирились», музыка Т.Вилькорейской.

Тучка: Спасибо, вам, ребята! Мы больше никогда не будем ссориться.

Солнышко: А за то, что вы нас помирили, мы с вами поиграем!

Проводится эстафета. Две команды провозят грузовики с овощами, фруктами между кеглей.

Тучка:

Очень весело играли,
Свою ловкость показали!

Солнышко:

Вот и все, пора прощаться,
Нам на небо возвращаться.
До свидания, ребята.      

Уходят.

Ведущая:

Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу…
Гость какой-то к нам спешит,
И как-будто бы дрожит.

В зал забегает заяц.

Ведущий: Ой, да это Зайчишка-трусишка к нам в гости пожаловал!

Заяц: Здравствуйте, ребята!

Так спешил я, так бежал.
Что чуть к волку не попал!
Испугался, ой-ёй-ёй…
Я от страха чуть живой!

Ведущий:

Ты, Зайчишка, успокойся,
Больше ничего не бойся!
Мы с ребятками пойдём,
Песенку тебе споём!

Поют песню «Кочаны». Слова И.Мазнина, музыка Д.Львова-Компанейца.

Заяц: Спасибо вам, ребята! Замечательная песенка. А я вам загадки загадаю.

Загадывает загадки об овощах и фруктах, отгадки-муляжи показывает.

Сверху виден лишь вершок,
А подцепишь ловко – и в руках… морковка.

Там, на грядке, вырос куст,
Только слышно: хруст да хруст!
В щах, в солянке густо –
Сочная... капуста.

В шкуре жёлтой, кислый он,
Называется... лимон.

 Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко. 
Ведь, правда, вкусная …  картошка.

На лампочку похожа,
С румяной тонкой кожей,
Свежа, как после душа,
Висит на ветке… груша.

Летом  в  огороде  свежие,  зелёные.
А  зимою  в  бочке  жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут их? …огурцы.

Заяц: Какие вы все ребята молодцы, все загадки отгадали. Ну, а мне пора уходить. Нужно помочь маме с грядок овощи собирать.

Ведущая: До свидания, зайчишка. Ребята, а вы слышите, кто-то храпит громко. Пойдемте поищем.

Идут все вместе по залу и находят спящего медведя.

Ведущая:

Ой, ребята, посмотрите,
Только сильно не кричите.
Там медведь, он не рычит,
Очень, очень крепко спит.
Ну-ка, хлопнем веселей,
Пусть проснется поскорей.

Под веселую музыку топают и хлопают. Медведь просыпается, дети убегают на стулья.

Медведь: Ребята, вы уже пришли. А я так устал. Сегодня весь день собирал ягоды, варил варенье. Вам гостинец принес.(Отдает баночку варения) Ох, как же я устал. Пошел-ка я еще посплю.

Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит. 

Ведущая:

Детки мишку увидали, 
Тихо к мишке подбежали. 

(Дети подкрадываются к мишке). 

Громко, громко закричали: 
«Миша, мишенька, вставай, 
И попробуй нас поймай!»

Играют с мишкой несколько раз. 

Медведь: Пойду я лучше домой отдыхать. До свидания, ребята.

Медведь уходит. Под музыку входит Осень с большой корзиной.

Осень:

Здравствуйте, мои друзья!
Я пришла на праздник к вам,
Будем  веселиться,
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
Осень – чудная пора.
Я вам подарков принесла.
Фрукты, овощи, грибы,
Ягоды в избытке.
Угостись скорее ты
Здоровым будь и прытким.

Ведущая: Осень золотая! Потанцуй с нами. Ребята, приглашайте Осень на наш веселый танец.

Дети и Осень танцуют под песню «Урожайная»

Осень:  Ребята, поиграйте со мной в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечайте. Узнаем, что вы знаете про осень.

 img10.jpg (27256 bytes)

Игра «Да или Нет»

– Осенью цветут цветы? (нет)
– Осенью растут грибы? (да)
– Тучки солнце закрывают? (да)
– Холодный ветер прилетает? (да)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норы закрывают? (да)
– Урожай все собирают? (да)
– Птичьи стаи улетают? (да)
– Часто-часто льют дожди? (да)
– Достаём ли сапоги? (да)
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать: куртки, шапки одевать? (да)

 Осень:

Что ж, пришла пора прощаться,
Дел немало у меня.
Всем желаю я здоровья
До свидания, друзья!

Осень уходит. Дети под музыку выходят из зала.