Развивающее занятие-тренинг для несовершеннолетних правонарушителей "Океан чувств!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: обучение различным способам регуляции своего эмоционального состояния, снятие мышечных зажимов, напряжения; развитие навыков адекватного восприятия собственного эмоционального состояния, а также поведения окружающих людей.

Время: 2 академических часа.

Материалы: бумага формата А4, ручки, бейджики, цветные карандаши, краски, кисти, мяч, магнитофон, бланки методик, заготовка рисунка человека.

1. Упражнение “Мое настроение”

Цель: знакомство участников группы друг с другом, развитие групповой сплоченности, открытости.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники группы сидят по кругу. Психолог предлагает участникам по очереди рассказать о своем настроении.

Материал: мяч, магнитофон.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю вам по очереди, передавая мяч друг другу, представиться по имени, и сказать какое у вас сейчас настроение”.

2. Упражнение “Ритуал приветствия”

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими участниками.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники должны разбиться на пары и придумать ритуал “Приветствия”, изображая его жестами без слов.

Инструкция: “Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие?

Сейчас я предлагаю вам придумать смешное приветствие в виде рукопожатия.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить и повторить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.

Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать самое смешное рукопожатие”.

Анализ:

Чье рукопожатие (ритуал “Приветствия”) вам понравилось больше всего?

3. Упражнение “Создание визитки”.

Время: 10 минут.

Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: участникам предлагаются бейджики, на которых нужно написать свое имя.

Инструкция: “Предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя”.

Анализ:

1. Как вы себя чувствуете?

2. Какое у вас настроение?

4. Упражнение “Правила работы группы”.

Цель: создание комфортной благоприятной атмосферы в группе, повышение у участников тренинга заинтересованности в прохождении занятий.

Время: 10 минут.

Материал: листы с записанными правилами.

Техника проведения: участникам предлагается перечень правил, которые необходимо соблюдать в процессе проведения тренинга, правила разъясняются. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

Инструкция: “Теперь вам будут предложены правила поведения в нашей группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила”.

Правила

1.Называть друг друга по имени, обозначенном на “визитке”.

2.Уважать говорящего, не перебивать, слушать, иметь право быть услышанным.

3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.

4.Говорить от своего имени (“я считаю...”, “я думаю...”).

5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.

6.Избегать прямых оценок людей (“мне не нравишься ты”), а говорить о действии того или иного человека (“мне не нравится твой проступок”).

7.Быть открытым в общении.

8.Активно участвовать в происходящем.

9.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

5. Упражнение “Я желаю тебе”

Цель: создание положительного настроя на работу, сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения: каждый из участников по очереди бросает мяч сидящему рядом и говорит короткое (в одно слово) пожелание.

Инструкция: “Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч сидящему рядом, адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому отдали мяч, в свою очередь передает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить”.

6. Упражнение “Эмоциональная диагностика”.

Цель: диагностика состояния членов группы.

Время: 15 минут.

Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей соответствующие люшеровским цветам.

Техника проведения: психолог предлагает участникам каждому чувству и эмоции присвоить свой цвет и раскрасить этим цветом домик, а затем раскрасить силуэт человека.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю вам присвоить каждому чувству свой цвет и раскрасить этим цветом домик напротив названия чувства (вот радость для вас она будет каким цветом?). Цвета не должны повторяться.

А теперь переверните лист и раскрасьте силуэт. На что он похож?

Разверните лист”.

Анализ:

Обратите внимание, в какой части вашего тела сосредоточена та или иная эмоция.

  • Что в данный момент у вас в голове?
  • Какое чувство у вас в груди?
  • Какое чувство в руках и ногах?

7. Мини-лекция “Знакомство с понятием релаксации”.

Цель: познакомить подростков с понятием релаксация.

Время: 10 минут.

Инструкция: “Современный мир подвергает серьезным испытанием психику человека. Повышенный темп, скорость, перегрузки пронизали все стороны бытия современного человека. А если к общей напряженности прибавить еще неизбежные для каждой отдельной судьбы потери близких людей, неприятности в учебе, обманутые надежды и несбывшиеся ожидания, то становится очевидным высокая стрессогенность нашей жизни.

Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. За примерами далеко ходить не надо: вспомните, как у Вас хмурятся брови, сжимаются кулаки, напрягаются плечи, когда Вы оказываетесь в стрессовой ситуации.

Хорошо расслабляться умеют только маленькие дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький ребёнок во время сна - "будто без костей"; или как нежится на солнышке Ваша кошка). А все взрослые люди в этом полном суеты и вечно куда-то спешащем мире постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваются расслабляться.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физический усилий. Релаксация бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний обычно соответствующих покою, расслабления мышц”.

Сегодня мы с вас познакомим с одним из методов релаксации, который будет способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения у вас.

8. Релаксационное упражнение “Океан”

Цель: познакомиться с понятием релаксация, с приемами снятие напряжения, навыкам психологической саморегуляции, освоить приемы релаксации через дыхание и зрительные образы.

Время: 40 минут.

Техника проведения: подростки размещаются в удобной для себя позе на ковре, психолог читает релаксационное упражнение.

Инструкция:

Расслабление

Примите удобную позу... Закройте глаза... Положение тела должно быть таково... чтобы при самом глубоком расслаблении мышц... поза... не изменилась... Расслабьте мышцы... и убедитесь... что тело... неподвижно... Дышите спокойно... внимание... сосредоточено... на занятии... Чувствуете... и контролируете только себя... свое... тело... Все заботы и дела... отходят... на второй план... Покой... приятный покой... овладевает... телом... Вы хорошо чувствуете... как успокаивается... и расслабляется... ваше тело... Тело... успокоилось... и расслабилось... Все мышцы... расслабляются... вы чувствуете... как расслабляются... мышцы... Тело расслаблено... тело спокойно... Покой... полный покой... Живот... теплеет... живот приятно... теплеет... Живот согревается... приятным... глубинным... теплом... Тепло... и приятно... тепло... и спокойно... С каждым выдохом... тепло из живота... мягкими волнами покоя... распространяется... по телу... На каждом выдохе... теплые волны покоя... проходят... по телу... Тело... согревается... Тепло... и покой... проходят... по телу... Покой... и безмятежность... покой... и безмятежность... Покой... полный... покой... Тело и сознание спокойны... и безразличны... Они... отдыхают... Вы хорошо... чувствуете покой... покой... и благополучие... во всем... теле... Ваше сознание... успокаивается... Покой... и безмятежность... Сейчас почувствуйте свое лицо... Почувствуйте... как мышцы лица... расслабляются... Лицо... спокойно... лицо... безразлично... Вы медленно погружаетесь в теплый... приятный... туман... покоя... Вы погружаетесь в туман... Туман... окутывает... ваше тело... Туман... окутывает... голову... Мозг... успокаивается... Мысли... замедляются... Медленнее... медленнее... медленнее... Вы дышите легко... и ровно... Дыхание спокойное... ритмичное... Вы... успокаиваетесь... Все Ваше тело... находится в состоянии покоя... Сейчас внимание на дыхание... Легкий вдох... Легкий спокойный выдох... Легкий вдох... Легкий плавный выдох... Дыхание ровное... И спокойное... Вы отдыхаете... Доброта... и любовь... наполняют... тело... Ты находишься в облаке тумана... Все звуки исчезают в тумане... Ты ясно слышишь только мой голос... Туман окутывает тело... окутывает сознание... Туман подхватывает тебя, кружит... кружит... ведет за собой... Ты плавно плывешь в тумане безразличия и покоя... Ты плывешь в тумане к океану добра и энергии...

Сейчас ты стоишь на вершине скалы у берега океана... Океана добра и энергии... океана молодости и здоровья... У подножия скалы простирается золотистый солнечный пляж... Десять ступенек отделяют тебя от пляжа внизу... Скоро мы начнем спускаться по ступенькам вниз... С каждым шагом ты будешь все более и более расслабляться... Когда ты достигнешь пляжа, то расслабишься глубже, чем когда-либо ранее... Теперь сделай шаг вниз... вниз на девятую ступеньку...

Почувствуй, как ты расслабляешься глубже... Теперь вниз, на восьмую ступеньку... еще глубже... Теперь на седьмую... глубже... Вниз, на шестую ступеньку... глубже... На пятую ступеньку... еще глубже... Вниз, на четвертую ступеньку... Третью... Вторую... Первую... Остановись... Ты стоишь на песке золотистого солнечного пляжа... За краем пляжа начинается бесконечный океан с кристально-чистой синей водой... Это океан нескончаемой жизни и сознания... Иди вперед, туда, где сухой песок встречается с влажным песком у края воды... Тебе приятно прикосновение теплых солнечных лучей... Ты полностью окружен мощным энергетическим полем золотистого света... Свет полностью защищает тебя от всех негативных внешних воздействий... Ты хорошо чувствуешь мощь и добрую силу океана... Почувствуй, как волны подступают к тебе и отступают назад... Войди в воду и остановись, когда она дойдет до коленей... Это океан, частью которого ты являешься... Океан содержит всю необходимую тебе силу... Ощути эту силу, эту мощь, исходящую от дна... Сила входит в тебя через ступни... проникает в тело... Она наполняет тебя любовью и радостью бытия... Мощь океана приносит мужество и веру... Ты чувствуешь, как этот бесценный дар океана наполняет твое тело... Ты наполняешься любовью к жизни и всем живым существам... Ты знаешь, что можешь разумно и спокойно справиться с любой проблемой... Ты ничего не боишься... Все страхи ушли, и это действительно так... Теперь войди в воду глубже и плыви... Ты чувствуешь, как мощь океана проходит сквозь тело... Животворная мощь океана проходит сквозь тело... очищает тело... Ты чувствуешь огромный прилив сил и энергии... Плыви, пока мой голос возвратит тебя на берег...

Самостоятельная работа 10 минут

Пора возвращаться... Ты возвращаешься на берег океана... Выйди из воды, подставь свое молодое, упругое, здоровое тело под теплые солнечные лучи... Повернись к океану и поблагодари его за подаренную силу... Иди к ступенькам на вершину скалы... Через несколько секунд ты поднимешься наверх и будешь чувствовать себя прекрасно... Ты будешь полон энергии и спокойствия... Ты всегда будешь спокоен и энергичен... Когда ты поднимешься на десятую ступеньку, сознание полностью прояснится... Поставь ногу на первую ступеньку... Поднимайся вверх... Вторая ступенька... Третья ступенька вверх... Сознание проясняется... Четвертая ступенька... Пятая ступенька... Во всем теле нарастает ощущение легкости... и прохлады... Шестая ступенька... Седьмая ступенька... Голова ясная... легкая... Восьмая ступенька... Девятая ступенька... Приятная бодрость... во всем теле... Десятая ступенька... Туман рассеялся...

Активизация

Ваши силы восстанавливаются... Отдых освежил вас... Вы хорошо отдохнули... Голова ясная... легкая... Во всем теле нарастает ощущение легкости... и прохлады... Приятная бодрость... во всем теле... Вы заряжены энергией... желанием деятельности... Вы глубоко и полноценно отдохнули...

Через минуту сеанс закончится... И вы будете бодрыми... отдохнувшими... Силы приливают к рукам... и ногам... Сознание становится яснее... хочется потянуться...

Потянитесь! Активнее!

А теперь... глубоко вздохните... и улыбнитесь... Улыбайтесь, улыбайтесь!

Сеанс окончен.

Анализ:

  • Какие чувства возникли при выполнении упражнения?
  • Получилось ли у вас расслабиться?
  • Получилось ли представить предлагаемые образы?

9. Рисование представленных образов океана.

Цель: рисования представленных образов с целью отреагирования внутреннего состояния и самовыражения; расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью.

Материал: бумага, краски, кисти.

Техника проведения: участникам группы предлагается нарисовать возникшие в процессе релаксации образы, используя краски и кисти.

Инструкция: “Сейчас предлагаю вам нарисовать картину возникших образов в процессе выполнения упражнения “Океан””.

Анализ:

  • Что вы чувствовали, когда рисовали свои образы?
  • Какое у вас сейчас настроение?
  • Трудно ли было передать образы с помощью рисунка?
  • Все ли у вас получилось?

10. Упражнение “Говорящая анкета”

Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подросткам предлагается продолжить фразы.

Инструкция: “Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите следующие фразы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
  • Что тебе понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Мое настроение после занятия ...”.

11. Упражнение “Прощальный ритуал”.

Цель: попрощаться друг с другом, поблагодарить друг друга за совместно проведенные занятия.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста. Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

Инструкция:То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Это поможет нам сохранить энергию группы, положительный настрой на жизнь даже после занятия.

Предлагаю вам сказать пожелания всем участникам”.