Цели урока:
- Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений по данной теме.
- Развивающие: развитие математического кругозора, логического мышления, внимания и памяти.
- Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем.
Урок алгебры начнем.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения.
Итак, начинаем урок алгебры с эпиграфа:
“НЕЗНАЮЩИЕ ПУСТЬ НАУЧАТСЯ, ЗНАЮЩИЕ - ВСПОМНЯТ ЕЩЕ РАЗ”.
Античный афоризм. (слайд 1-3)
2. Математическая разминка
Расшифруй слово (слайд 4)
а) с3 с2 г) с2 с4 с3 ж) (с2)3/с б) (с2)4 д) с10/с3 в) с8/ с4 е) (с2)2 с2
ключ
С С7 С3 С8 С6 С10 С2 С4 С11 С9 С12 С5 к б м л р у н г н е п а
Смотри не ошибись (слайд 5)
Слово “алгебра” произошло от арабского слова “Аль” - джебр” (в переводе означает – восстановление.)
Задание: Если вы выполните цепочку вычислений, то узнаете какое из выражений означает “приведение подобных членов”
7 – “ал – мукалаба”.
-7 – “аль – джабр”.
Сегодня мы осуществим путешествие в античный музей.
Перед посещением музея мы должны приобрести билеты. Для этого ответим на предложенные вопросы, используя значки: “+ ” – да, “ — ” - нет. Итак, начали!
3. Графический тест теоретического материала. (слайд 6-7)
Верно ли утверждение, определение, свойство?
- Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.
- Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
- Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.
- Сумма показателей степеней всех букв входящих в одночлен называют степенью одночлена.
- Одинаковые или отличающиеся друг от друга только коэффициентами, называют подобными членами.
- Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.
- Многочлен, в котором отсутствуют подобные члены и каждый из них одночлен стандартного вида, называется многочленом стандартного вида.
- Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак “+”, скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки.
- Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак “-”, скобки опускаем, и знаки членов, которые были заключены в скобки, меняют на противоположные.
Проверка: –– — + + + — + + + (слайд 8)
Выставите себе оценки:
- “5” - ошибок нет
- “4” - две ошибки
- “3” - четыре ошибки
- “2” - больше четырех ошибок
Учащиеся получают билеты. Карта экскурсии. Приложение.
4. Картинная галерея
На доске фамилии ученых - математиков. Возле каждой фамилии подписаны числовые выражения. Я читаю предложения. Ваша задача: выполнить действия и по полученным ответам догадаться, о каком ученом шла речь в моем тексте. (слайд 10-11)
Этот античный ученый побеждал на Олимпийских играх и впервые открыл математическую теорию музыки. (Пифагор) (слайд 12-13)
Ученый, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год (Галуа) (слайд 14-15)
Его любимая фраза – “что и требовалось доказать” (Евклид) (слайд 16-17)
5. Зал экспонатов
Задание №1.
Представьте многочлен в стандартном виде и заполните таблицу буквами в соответствии с найденными ответами: (слайд 18-21)
С | 13a - 5ab - 3ab = |
Л | 3ab - 5a2 - 8ab = |
О | 6ab - 2b2 - 6ab + 5a2 +0,6b2 = |
Е | 2a2b - 5ab2 + 3 a2b - 8b2a - 2ba2 = |
Г | - 4aba + 2 a2b + 0,2 a2b2-2 a2b2 = |
И | 3a2b3 + 5a0,2ab2 - 4a2b20,5b + 2a2b2 = |
-1,8a2b2 - 2a2b 3a2b - 13ab2 - 5ab - 5a2 a2b3 + 3a2b2 3a2b2 + a2b3 5a2 - 1,4b2 13a - 8ab
Ответ: Гелиос – БОГ солнца. Его представляли себе красавцем с могучим телом, облаченным тонким колеблемым на ветру одеянием, со сверкающими страшными глазами с развивающимися волосами, прикрытыми либо лучистой короной, либо сверкающим шлемом
Физкультминутка (под музыку)
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз, затем поднять,
Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.
Задание №2.
Облик некоторых мифических персонажей состоит из головы и туловища, взятых от разных существ.
Выполните сложение многочленов. Используя найденные ответы и данные таблицы, узнайте, как выглядели эти существа. (Фигура символически изображает голову, а - туловище.) (слайд 22-31)
А) | + | = | ||||
Б) | + | = | ||||
В) | + | = | ||||
Г) | + | + | = |
Буквенный код ответа | Название мифического персонажа |
х2у2 - 3ху2 | Кентавр |
5ху2 - 2х2у | Минотавр |
х2у2 - 5х2у | Сфинкс |
5х2у2 - 2х2у | Химера |
х2у2 - 3х2у | Шеду |
Ответ: мифический персонаж с головой человека и телом быка называется _________. Существо с головой человека и телом коня - это _________.
_________ - персонаж, имеющий голову человека, тело льва и крылья птицы.
Существо с огнедышащей львиной пастью, туловищем козы и хвостом дракона в мифологии называется _________.
Оставшееся в таблице фантастическое существо - __________ - крылатый бык с человеческим лицом и пятью ногами.
Задание №3.
Паутина одночленов. (слайд 32-33)
А) В свободные части "паутины" запишите такие одночлены, чтобы сумма выражений по каждому сектору булла равна нулю:
-3х2 | 3х | -3х | 3х2 | 3ху | 3ху2 | 3х2у | -3х2у | -3ху | -3ху2 |
Т | Е | И | Д | У | М | Б | Л | К | А |
Б) Используя все имеющиеся на рисунке буквы, прочитайте имя мыслителя. (С какой буквы начинать чтение - догадайтесь сами.)
Ответ: Аристотель (384 - 322г до н.э.) - греческий философ, историк, географ, биолог, физик. Создал науку о погоде - метеорология.
6. Итог урока. (слайд 34)
Вернемся к нашему эпиграфу. Можем ли мы сказать, что наблюдательность дает возможность для применения уже имеющейся информации в новом применении.
Рефлексия: заполнение карты экскурсии Приложение.
7. Домашнее задание (слайд 35)
- Повторить параграф 24, выполнить №24.13