Цель урока: закрепление умения соотносить вопросы «Кто?», «Что?» со словами, обозначающими название предмета.
Задачи урока:
- Закреплять умение классифицировать слова, обозначающие названия предмета и ставить к ним вопросы (кто?), (что?).
- Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие название предмета в устной и письменной речи.
- Развивать у школьников умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Развивать внимание, воображение, познавательную активность.
- Воспитывать любовь к предмету и природе, через игровой материал.
Оборудование:
- для учителя – таблица с образцами написания буквы «Б», жук – буквоед, карточки с написанием поврежденной буквы «Б», кроссворд, сигнальные карточки, предметные картинки, схематичные изображения слов, веселые человечки.
- для обучающихся – тетрадь, учебник, простой карандаш, ручка, линейка, конверты с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Посмотрите все ли у вас готово к уроку.
– Какой сейчас у нас урок? (Письмо и развитие
речи).
II. Повторение
2.1. Речевая зарядка
– Разговорим наши язычки, чтобы четко и быстро проговаривать слова.
На-на-на – наступила весна.
Нег- нег-нег – тает снег
Жи-жи-жи на дорогах лужи.
– О каком времени года говорится в речевой
зарядке? (О весне).
– Весной прилетают из тёплых краёв птицы,
появляются насекомые, распускаются на деревьях
листочки. Весной люди белят стволы деревьев,
чтобы в коре не поселились жуки короеды.
– А вот в стране Алфавитии, ребята, завелся
жук-буквоед.
2.2. Минутка чистописания
– Угадайте, какую букву обглодал жук-буквоед? (Картинка с изображением поврежденной буквы «Б»)
2.3 Показ правильного написания прописной буквы «Б».
– Давайте повторим правильное написания буквы « Б». Я буду писать по образцу, а вы по воздуху. Почти от верхней линии вспомогательной строки, к нижней линии рабочей строки ведём (пишем) удлинённую прямую наклонную линию. Закругляем её влево и ведём вверх пересекая верхнюю линию рабочей строки, закругляем её вправо. Пишем полуовал.
– Найдите в классе поврежденные жуком –
буквоедом буквы «Б». Давайте их полечим (Обводят
карандашом, соединяя поврежденные линии).
– Пальчиком пропишите вылеченную букву.
2.4. Пальчиковая гимнастика
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук
– Чтобы красиво написать букву Б в тетради, мы должны подготовить свои пальчики.
Упражнение «Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Упражнение «Скалочка»
– Покатать ручку между ладонями.
– Покатать ручку между большим и указательным
пальцами.
2.5 Работа в тетрадях
– Откроем тетради и запишем дату, классная работа, пропишем заглавную букву Б..
2.6 Пропишем слоги и соединения
(Дети прописывают за учителем Ба, Бл, Бм, Бя, Бб.
Ш. Закрепление
3.1 Введение в тему.
Угадай слово.
– Вы сейчас вспомнили как писать слоги и
соединения.
– А теперь следующее задание
– Давайте, прочитаем слоги (но ра Бу ти).
– Перед вами не просто слоги, если их поставить в
правильном порядке, то получится имя сказочного
героя.
– Какое получилось слово? (Буратино)
– Из какой сказки пришел к нам Буратино? (Золотой
ключик)
– Какой 1й звук в слове Буратино? Какой буквой он
обозначается на письме?
– Эту букву мы писали на минутке чистописания.
3.2 Сообщение темы и цели урока.
– Буратино задает вам вопрос
– Представьте, что он игрушка, на какой вопрос он
будет отвечать? (Что?)
– Почему? (Игрушка – неодушевленный предмет)
– А, если перед вами живой сказочный мальчик, то
на какой вопрос он будет отвечать? (Кто?)
– Почему? (Мальчик – одушевленный предмет)
– Молодцы!
– Сегодня, мы будем классифицировать слова,
отвечающие на вопрос (кто?) и слова, отвечающие на
вопрос (что?). Вы должны быть очень внимательные,
чтобы не обидеть слова.
– Буратино. Очень рад, что пришел к вам именно на
этот урок, он не может правильно выполнить
задание, которое задала ему Мальвина.
3.3 Разгадывание кроссворда
– Давайте поможем Буратино разгадать кроссворд и разделить слова в 2 столбика.
Картинки (1 – дождь, 2 – коляска, 3 – парта, 4 – белка, 5 – волк).
Дети по одному выходят к доске и записывают
слова в 2столбика, остальные работают в
тетрадях.
– Какое слово получилось в выделенном столбике?
– На какой вопрос отвечает слово дятел?
– Почему? (Это птица)
– В какой столбик его запишем?
Вывод.
– Какие слова, отвечают на вопрос Кто?
– Какие слова, отвечают на вопрос Что?
– Буратино всех вас благодарит. Теперь ему все
понятно.
– Давайте отпустим дятла, чтобы он нашел жука –
буквоеда, ведь дятел санитар леса, а тетерь пусть
побудет санитаром в стране Алфавитии.
3.4. Физминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Затем пальчики сожмем
Сядем и писать начнем
3.5. Игра на развитие творческого воображения
– Молодцы, ребята. Буратино приготовил для вас
игру.
– Посмотрите на рисунки. На что похожи эти
изображения? Запишите слова, обозначающие
названия предметов в 2 столбика. (Графические
изображения предметов: птица, дерево, животное,
волна, облако, бабочка).
Дети могут назвать свои слова, обозначающие названия предметов по графическим изображениям. Например: волна, река, забор…
Кто? | Что? |
(Дети зачитывают ответы)
3.6. Физминутка
Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На цветочек тихо села.
– Какой 1 звук в слове бабочка? Какой буквой
обозначим его на письме?
– Где летают бабочки? (На лугу, в поле)
3.7. Самостоятельная работа
На лугу летают (кто?) бабочки трава жуки цветы
На лугу растёт (что?)
Взаимопроверка
Вывод.
– Какие слова, отвечают на вопрос «Кто?»
– Какие слова, отвечают на вопрос «Что?»
3.8. Работа с картинками
– У вас на столе лежат конверты. Достаньте картинки, выберите только те картинки, которые относятся к вашему вопросу.
Проверка.
Вывод.
– Какие слова, отвечают на вопрос «кто?»
– Какие слова, отвечают на вопрос « что?»
3.9. Проверка
– Покажите карточки с вопросами. Я буду читать
рассказ, а вы показывайте вопрос к названию
предмета.
Взошло солнце. Зачирикали воробьи. Подул легкий
ветерок. Вспорхнули бабочки.
Вывод
– Какие слова, отвечают на вопрос «Кто?»
– Какие слова, отвечают на вопрос «Что?»
– Буратино всех вас благодарит. Теперь ему все
понятно, надо возвращаться к себе в сказку.
– Скажем Буратино на прощанье:
– До встречи! Или до свидания!
Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку – она погибнет, сорвёшь цветок – он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».
Послушайте стихотворение «Родное» (слайд 1).
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Всё что рядышком со мною, –
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
IV. Домашнее задание
С.98, упр. 187
1 вариант – выписывают 3 слова, отвечающих на
вопрос «Кто?».
2 вариант – выписывают 2 слова, отвечающих на
вопрос «Что?».
V. Итог
– На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы?
(Таблица.)
Оценки с комментированием.