Урок по письму и развитию речи по теме "Слова, обозначающие названия предмета". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 2


Цель урока: закрепление умения соотносить вопросы «Кто?», «Что?» со словами, обозначающими   название предмета.

Задачи урока:

  • Закреплять  умение классифицировать слова, обозначающие названия предмета и ставить к ним вопросы (кто?), (что?).
  • Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие   название предмета в устной и письменной речи.
  • Развивать у школьников умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать внимание, воображение, познавательную активность.
  • Воспитывать любовь к предмету и природе, через игровой материал.

Оборудование:

  • для учителя – таблица с образцами написания буквы «Б», жук – буквоед, карточки с написанием поврежденной буквы «Б», кроссворд, сигнальные карточки, предметные картинки, схематичные изображения слов, веселые человечки.
  • для обучающихся – тетрадь, учебник, простой карандаш, ручка, линейка, конверты с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Посмотрите все ли у вас готово к уроку.
– Какой сейчас у нас урок? (Письмо и развитие речи).

II. Повторение

2.1. Речевая зарядка

– Разговорим наши язычки, чтобы четко и быстро проговаривать слова.

На-на-на – наступила весна.
Нег- нег-нег – тает снег
Жи-жи-жи на дорогах лужи.

– О каком времени года говорится в речевой зарядке? (О весне).
– Весной прилетают из тёплых краёв птицы, появляются насекомые, распускаются на деревьях листочки. Весной люди белят стволы деревьев, чтобы в коре не поселились жуки короеды.
– А вот в стране Алфавитии, ребята, завелся жук-буквоед.

2.2. Минутка чистописания

 – Угадайте, какую букву обглодал жук-буквоед? (Картинка с изображением поврежденной буквы «Б»)

2.3 Показ правильного написания прописной буквы «Б».

– Давайте повторим  правильное написания буквы « Б». Я буду писать по образцу, а вы по воздуху. Почти от верхней линии вспомогательной строки, к нижней линии рабочей строки ведём (пишем) удлинённую прямую наклонную линию. Закругляем её влево и ведём вверх  пересекая верхнюю линию рабочей строки, закругляем её  вправо. Пишем полуовал.

– Найдите в классе поврежденные жуком – буквоедом буквы «Б». Давайте их полечим (Обводят карандашом, соединяя поврежденные линии).
– Пальчиком пропишите вылеченную букву.

2.4. Пальчиковая гимнастика

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

– Чтобы красиво написать букву Б в тетради, мы должны подготовить свои пальчики.

Упражнение «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, бе­зымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указа­тельного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указа­тельному пальцу. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Упражнение «Скалочка»

– Покатать ручку между ладонями.
– Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

2.5 Работа в тетрадях

– Откроем тетради и запишем дату, классная работа,  пропишем заглавную букву Б..

2.6 Пропишем слоги и соединения

(Дети прописывают за учителем Ба, Бл, Бм, Бя, Бб.

Ш. Закрепление

3.1  Введение в тему.

Угадай слово.

– Вы сейчас вспомнили как писать слоги и соединения.
– А теперь следующее задание
– Давайте, прочитаем слоги (но  ра  Бу  ти).
– Перед вами не просто слоги, если их поставить в правильном порядке, то получится имя сказочного героя.
– Какое получилось слово? (Буратино)
– Из какой сказки пришел к нам Буратино? (Золотой ключик)
– Какой 1й звук в слове Буратино? Какой буквой он обозначается на письме?
– Эту букву мы писали на минутке чистописания.

3.2 Сообщение темы и цели урока.

– Буратино задает вам вопрос
– Представьте, что он игрушка, на какой вопрос он будет отвечать? (Что?)
– Почему? (Игрушка – неодушевленный предмет)
– А, если перед вами живой сказочный мальчик, то на какой вопрос он будет отвечать? (Кто?)
– Почему? (Мальчик – одушевленный предмет)
– Молодцы!
– Сегодня, мы будем классифицировать слова, отвечающие на вопрос (кто?) и слова, отвечающие на вопрос (что?). Вы должны быть очень внимательные, чтобы не обидеть слова.
– Буратино. Очень рад, что пришел к вам именно на этот урок, он не может правильно выполнить задание, которое задала ему Мальвина.

3.3 Разгадывание  кроссворда

– Давайте поможем Буратино разгадать кроссворд и разделить слова в 2 столбика.

Картинки (1 – дождь, 2 – коляска, 3 – парта, 4 – белка, 5 – волк).

Дети по одному выходят к доске и  записывают слова в  2столбика, остальные работают в тетрадях.
– Какое слово получилось в выделенном столбике?
– На какой вопрос отвечает слово дятел?
– Почему? (Это птица)
– В какой столбик его запишем?

Вывод.

– Какие слова, отвечают на вопрос  Кто?
– Какие слова, отвечают на вопрос  Что?

– Буратино всех вас благодарит. Теперь ему все понятно.
– Давайте отпустим дятла, чтобы он нашел жука – буквоеда, ведь дятел санитар леса, а тетерь пусть побудет санитаром в стране Алфавитии.

3.4. Физминутка

Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Затем пальчики сожмем
Сядем и писать начнем

3.5. Игра на развитие творческого воображения

– Молодцы, ребята. Буратино приготовил для вас игру.
– Посмотрите на рисунки. На что похожи эти изображения? Запишите слова, обозначающие названия предметов в 2 столбика. (Графические изображения предметов: птица, дерево, животное, волна, облако, бабочка).

Дети  могут назвать свои слова, обозначающие названия  предметов  по графическим изображениям. Например: волна, река, забор…

Кто?                     Что?                    

(Дети зачитывают ответы)

3.6. Физминутка

Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На цветочек тихо села.

– Какой 1 звук в слове бабочка?  Какой буквой обозначим его на письме?
– Где летают бабочки? (На лугу, в поле)

3.7. Самостоятельная работа

На лугу летают (кто?)                                                                    бабочки   трава  жуки цветы
На лугу растёт (что?)

Взаимопроверка

Вывод.

– Какие слова, отвечают на вопрос «Кто?»
– Какие слова, отвечают на вопрос  «Что?»

3.8. Работа с картинками

– У вас на столе лежат конверты. Достаньте картинки,  выберите только те картинки, которые относятся к вашему вопросу.

Проверка.

Вывод.

– Какие слова, отвечают на вопрос  «кто?»
– Какие слова, отвечают на вопрос « что?»

3.9. Проверка

– Покажите карточки с вопросами. Я буду читать рассказ, а вы показывайте вопрос к названию предмета.
Взошло солнце. Зачирикали воробьи. Подул легкий ветерок.  Вспорхнули бабочки.

Вывод

– Какие слова, отвечают на вопрос «Кто?»
– Какие слова, отвечают на вопрос «Что?»

– Буратино всех вас благодарит. Теперь ему все понятно, надо возвращаться к себе в сказку.
– Скажем Буратино на прощанье:
– До встречи! Или до свидания!

Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку – она погибнет, сорвёшь цветок – он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».

Послушайте стихотворение «Родное» (слайд 1).

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Всё что рядышком со мною, –
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!

IV. Домашнее задание

С.98, упр. 187
1 вариант – выписывают 3 слова, отвечающих на вопрос «Кто?».
2 вариант – выписывают 2 слова, отвечающих на вопрос «Что?».

V. Итог

– На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы?

(Таблица.)

Оценки с комментированием.