Цели:
- пополнять знания учащихся о своей родине в годы Великой Отечественной войны,
- развивать познавательный интерес, воспитывать чувство благодарности к ветеранам войны и труженикам тыла.
Форма проведения: праздник.
Оформление: компьютер, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, ватман, листы цветной бумаги и карандаши у каждого ученика.
Ход праздника
<Слайд 1, 2>
ВЕДУЩИЙ. Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великая Отечественная... Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след.
УЧЕНИК 1. А что такое война?
<Слайд 3>
ВЕДУЩИЙ. Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Война...
УЧЕНИК 2. Подождите! То, о чем говорите, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было?
<Слайд 4>
ВЕДУЩИЙ. В нашей семье бережно хранят фотографии моего деда. Они очень старые. Для него война закончилась в Сталинграде. Он рассказывал нам в письме о боях в страшной войне.
УЧЕНИК 3. А мой прадед участник Ленинградской блокады. Он вернулся. На его плечах были шрамы и осколок. Он нам рассказывал о войне, о своих друзьях. Он был награжден орденами, медалями.
<Слайд 5>
ВЕДУЩИЙ. Страшная была война. Эти пожелтевшие треугольники – доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой дедушка моей бабушке. Когда он ушел на фронт, его дочка (моя мама) только родилась. Он спрашивал в письме: “Агукает ли моя доченька?” Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя бабушка получила лишь похоронку.
УЧЕНИК 1.Я понял, что такое война. Война - это смерть.
<Слайд 6>
ВЕДУЩИЙ. Война - это очень страшно... Каждый год 9 Мая народы России, все люди Земли склоняют головы в память о павших и в благодарность участникам Великой Отечественной войны, которые своей жизнью и тяжким ратным трудом обеспечили Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками.
- Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.
<Слайд 7>
- Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслось.
(фонограмма, Левитан о начале ВОВ)
УЧЕНИК 4.
И всё, что для нас было близко и свято,
Что нас поднимало раздольной волной,
Всё было раздавлено, скомкано, смято
Внезапно нахлынувшей горем войной.
УЧЕНИК 5.
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя.
И есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
УЧЕНИК 6.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.
ВЕДУЩИЙ. Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины.
<Слайд 8>
УЧЕНИК 7.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
<Слайд 9>
Дети исполняют песню “Священная война”, автор текста - В.Лебедев-Кумач, композитор - А. Александров (Приложение 1)
Ведущий. Беда на нашу страну обрушилась 22 июня 1941года. Полчища вооружённых до зубов фашистов перешли границу нашего государства, принялись уничтожать людей и превращать наши земли в пустыню. Началась невиданная по масштабам истребления всего живого война.
В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен.
<Слайд 10>
Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву - и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали “Тайфун”
УЧЕНИК 1. Что такое тайфун?
ВЕДУЩИЙ. Ураган, уничтожающий все на своем пути. Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу. Но наш народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.
<Слайд 11, 12, 13>
- А впереди была битва на Курской дуге, под Сталинградом, впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин.
Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны.
УЧЕНИК 8.
Гром и дым. Огонь и кровь.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра - атака вновь,
В семь - опять атака!
Впереди огня преграда -
Смертоносная стена.
Но встает, промолвив: “Надо!”
Самым первым старшина.
УЧЕНИК 9.
Если надо - значит, надо!
“Надо” взвод встает.
Рвутся гулкие гранаты,
Пулемет прицельно бьет.
Поддержать отважных надо -
Прокричал майор: “Вперед!”
И, команду дав отряду,
Впереди него встает.
<Слайд 14>
ВЕДУЩИЙ. Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он раздавил фашистскую гадину.
(запись Левитана о конце войны)
За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями. 11 тысяч - удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. Но какою ценою завоевана победа?!
<Слайд 15>
Война унесла более
- 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более
- 6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,
- 4 000 000 угнано на каторжные работы в Германию.
Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.
УЧЕНИК 10.
Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
УЧЕНИК 11.
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет и не было ничего трудней,
Метиной особою, самой высшей пробою
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
УЧЕНИК 12.
Наградила нас она фронтовым содружеством,
Не было содружества крепче и родней,
Под огнем, под пулями закаляли мужество
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
<Слайд 16
Дети исполняют песню "Память”, автор текста Ада Мулухова, композитор Евгений Цибров. (Приложение 2)
<Слайд 17>
УЧЕНИК 13.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
УЧЕНИК 14.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
ВЕДУЩИЙ. В этом году 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы , Победы советского народа в Великой войне.
67 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.
Много горя и страха принесла война, но несмотря на голод, холод, разруху, наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе, народ , который победил - фашизм!
День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.
<Слайд 18> (видеоролик “Минута молчания”).
УЧЕНИК 15.
Помните!
Через века, через года,-
Помните, о тех,
Кто уже не придёт никогда.
Помните!
В горле сдержите стоны,
Памяти павших,
Будьте достойны!
Вечно достойны!
ВЕДУЩИЙ. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны. Есть такие памятники и в наших селах. Назовите их.
<Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24> (фотографии памятников Яснозоренского сельского поселения).
ВЕДУЩИЙ. Ребята, кто из ваших родственников был на войне? Что вы можете о них рассказать?
<Слайд 25>
(рассказ ученика о прадедушке)
Дети исполняют песню “Прадедушка”
(Муз. Александра Ермолова, сл. Михаила Загота). (Приложение 3)
ВЕДУЩИЙ. Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.
Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.
<Слайд 26>
УЧЕНИК 16.
Все люди нашей огромной страны
Мира хотят, не хотят войны,
Страданий и боли, горя и мук.
Хотят, чтобы солнце сияло вокруг!
Чтоб наша Планета была вся светла,
Чтоб всем хватало добра и тепла,
Чтоб не пугали нас бомб разрывы,
Чтоб мамы и дети – все были живы!
ВЕДУЩИЙ. А сейчас давайте сделаем свой плакат “Мы голосуем за мир!”
У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти “руки” на нашу заготовку.
(Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)
(Дети исполняют песню “Солнечный круг”, автор текста - Л. Ошанин, композитор - А.Островский). (Приложение 4)
УЧЕНИК 17.
Пусть солнце утопит всю Землю в лучах!
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!
<Слайд 27>
ВЕДУЩИЙ. 9 мая – День Победы отмечают во всём мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передаёт его из поколения в поколение.
Сегодня я поздравляю всех с этим великим праздником и желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
УЧЕНИК 18.
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём.
С днём нашей Славы!
С Днём Победы!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили Вы Планете
Великий май, победный май!
(Дети исполняют песню “Главный праздник”, слова Николая Мазанова, музыка Найли Мухамеджановой). (Приложение 5)
Литература.
- Вершинин Р.С. Огненная дуга: сценарий тематического утренника, посвященного Дню воинской славы России — разгрома нашими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве 23 августа 1943 года // Клуб. — 2004. — № 8. — С. 21.
- Давыдова М. День Победы: сценарий // Клуб. — 2005. — № 5. — С. 28.
- Кочурова C. Поклон и память поколений: литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы // Клуб. — 2008. — № 5. — С. 24.