Путешествие с маленькими словами в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Закрепление грамматически правильной речи.

Задачи:

  • Упражнять в умении слышать, различать и определять в предложениях предлоги, добавлять пропущенный предлог.
  • Закреплять понимание и навык практического употребления в речи разных предлогов.
  • Упражнять в составлении графической схемы предложения.
  • Вырабатывать чёткость дикции.
  • Совершенствовать речевой слух.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать логическое мышление, память.
  • Воспитывать выдержку, доброжелательность, умение слушать детей, педагога, работать в коллективе.

Оборудование: домик, символы предлогов, альбомы, сюжетная картина “Прятки”, куклы (лиса, Незнайка, заяц, почтальон, сорока), д /и “Чей домик?”, наборы для составления графических схем, предметные картинки (2 сосны, лиса, синица, символы НА, ПОД, слово-действие “сидит”, поезд), карандаши, тетради, следы, тропинка.

Ход совместной непосредственно организованной деятельности с детьми

1. Организационный момент.

Беседа

- Ребята, любите ли вы путешествовать?

- Зачем люди путешествуют?

- На чём можно путешествовать?

- Какое маленькое слово вы называли? (НА)

Выставляется символ предлога НА.

- Сегодня у нас будет необычное занятие: занятие- путешествие. А вместе с нами будут путешествовать и другие маленькие слова. Назовите их.

2. Сообщение цели.

- Во время путешествия мы будем чётко говорить маленькие слова и составлять с ними предложения.

- А поедем мы на ....

Отгадайте загадку:

Что там мчится и шипит и колёсами стучит:
- чу- чу- чу, чу- чу- чу я по рельсам лечу.

Выставляется поезд

- Ну что, все готовы? А где же наша Маша?

Ищет вещи Маша, Маша - растеряша:
На кровати нет, под кроватью нет.
И на стуле нет и под стулом нет.
Вот какая Маша, Маша - растеряша.

- Машу ждать не будем. Занимайте места в вагонах. Поезд отправляется от станции.

Дети строятся паровозом

Поезд мчится и скрипит и колёсами стучит:
- чу- чу- чу, чу- чу- чу мигом всех вас докачу.

3. Основная часть.

- Наш поезд приехал в лес. На поляне домик. Постучим и узнаем, кто в нём живёт. Кто назовёт слова – движения, тот пройдёт по следам, постучит в домик и спросит: “Кто в домике живёт?”.

1. Лиса – ребёнок загадывает загадку:

- Я хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса, зовут меня....

Дети разгадывают загадку и Лиса – ребёнок показывается в окне домика

- В каком домике я живу? Вот вам картинки лесных жителей, найдите им домики.

Детям предлагаются карточки с изображениями белки, дупла, змеи, камня, зайца, куста, гнезда и предлогов В, ПОД, НА.

Постучим снова в домик. Только тропинка узкая, всем не пройти. Кто придумает предложение с маленьким словом К, тот и пойдёт по тропинке.

2.Сорока – ребёнок загадывает загадку:

- Верещунья – белобока, а зовут меня...

Утром, присев на зелёном пригорке, учат сороки скороговорки...

Дети разгадывают загадку и Сорока – ребёнок показывается в окне домика

- Сорока, а наши ребята тоже знают скороговорки.

- Тогда вот вам картинки, составьте по ним скороговорку.

А. На сосне синица, под сосной лисица.

Б.Составить графическую схему предложения: Синица сидит на сосне.

- Постучим снова в домик. Какое слово появляется, если предмет внутри другого предмета? (В).

3. Заяц – ребёнок загадывает загадку:

Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгаю ловко, люблю морковку.

Дети разгадывают загадку и Заяц – ребёнок показывается в окне домика

- Я очень люблю прыгать. Попрыгайте и вы со мной.

НАД - прыжок, ПОД - присесть

*Над домом появилось солнце.

*Ёжик спит под пеньком.

*Подождите несколько минут (провокационное предложение)

*Птицы пролетели над лесом.

*Под деревом выросли грибы.

*Надо играть дружно (провокационное предложение)

- Постучим снова в домик. Какое слово появляется, если предмет удаляется?

4. Незнайка – ребёнок загадывает загадку:

- Я весёлый человечек.
Только я ничего не знаю, поэтому меня зовут...

Дети разгадывают загадку и Незнайка – ребёнок показывается в окне домика

- Я растерял все маленькие слова и не могу составить предложения. Помогите мне.

Дети договаривают нужный предлог и обозначают символом в тетрадях.

*Птица вылетела....... клетки. (ИЗ)

*...... станции подошёл поезд. (К)

* Мальчик спрятался .... деревом. (ЗА)

*Мама вымела мусор...... стола. (ИЗ-ПОД)

- Постучим снова в домик. Скажите наоборот: ПОД - ...

5. Белка – ребёнок загадывает загадку:

По веткам прыгает, но не птица, рыжая, но не лисица.

- Где же ты, белка? Мы тебя не видим.

- А я люблю играть в прятки. А вместе со мной играют маленькие слова. Найдите их на картине.

Составление предложений по картине “Прятки”.

Стук в домик с обратной стороны.

6. Почтальон – ребёнок загадывает загадку:

- Зимой и летом по утрам и вечерам
Журналы, письма и газеты
Разносит людям по домам.

Дети разгадывают загадку и Почтальон – ребёнок показывается в окне домика

- Ребята, я принёс вам альбомы. Придумайте по ним предложения.

7. Итог

- Чему учились во время путешествия?