Цель: Закрепление грамматически правильной речи.
Задачи:
- Упражнять в умении слышать, различать и определять в предложениях предлоги, добавлять пропущенный предлог.
- Закреплять понимание и навык практического употребления в речи разных предлогов.
- Упражнять в составлении графической схемы предложения.
- Вырабатывать чёткость дикции.
- Совершенствовать речевой слух.
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать логическое мышление, память.
- Воспитывать выдержку, доброжелательность, умение слушать детей, педагога, работать в коллективе.
Оборудование: домик, символы предлогов, альбомы, сюжетная картина “Прятки”, куклы (лиса, Незнайка, заяц, почтальон, сорока), д /и “Чей домик?”, наборы для составления графических схем, предметные картинки (2 сосны, лиса, синица, символы НА, ПОД, слово-действие “сидит”, поезд), карандаши, тетради, следы, тропинка.
Ход совместной непосредственно организованной деятельности с детьми
1. Организационный момент.
Беседа
- Ребята, любите ли вы путешествовать?
- Зачем люди путешествуют?
- На чём можно путешествовать?
- Какое маленькое слово вы называли? (НА)
Выставляется символ предлога НА.
- Сегодня у нас будет необычное занятие: занятие- путешествие. А вместе с нами будут путешествовать и другие маленькие слова. Назовите их.
2. Сообщение цели.
- Во время путешествия мы будем чётко говорить маленькие слова и составлять с ними предложения.
- А поедем мы на ....
Отгадайте загадку:
Что там мчится и шипит и колёсами стучит:
- чу- чу- чу, чу- чу- чу я по рельсам лечу.
Выставляется поезд
- Ну что, все готовы? А где же наша Маша?
Ищет вещи Маша, Маша - растеряша:
На кровати нет, под кроватью нет.
И на стуле нет и под стулом нет.
Вот какая Маша, Маша - растеряша.
- Машу ждать не будем. Занимайте места в вагонах. Поезд отправляется от станции.
Дети строятся паровозом
Поезд мчится и скрипит и колёсами стучит:
- чу- чу- чу, чу- чу- чу мигом всех вас докачу.
3. Основная часть.
- Наш поезд приехал в лес. На поляне домик. Постучим и узнаем, кто в нём живёт. Кто назовёт слова – движения, тот пройдёт по следам, постучит в домик и спросит: “Кто в домике живёт?”.
1. Лиса – ребёнок загадывает загадку:
- Я хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса, зовут меня....
Дети разгадывают загадку и Лиса – ребёнок показывается в окне домика
- В каком домике я живу? Вот вам картинки лесных жителей, найдите им домики.
Детям предлагаются карточки с изображениями белки, дупла, змеи, камня, зайца, куста, гнезда и предлогов В, ПОД, НА.
Постучим снова в домик. Только тропинка узкая, всем не пройти. Кто придумает предложение с маленьким словом К, тот и пойдёт по тропинке.
2.Сорока – ребёнок загадывает загадку:
- Верещунья – белобока, а зовут меня...
Утром, присев на зелёном пригорке, учат сороки скороговорки...
Дети разгадывают загадку и Сорока – ребёнок показывается в окне домика
- Сорока, а наши ребята тоже знают скороговорки.
- Тогда вот вам картинки, составьте по ним скороговорку.
А. На сосне синица, под сосной лисица.
Б.Составить графическую схему предложения: Синица сидит на сосне.
- Постучим снова в домик. Какое слово появляется, если предмет внутри другого предмета? (В).
3. Заяц – ребёнок загадывает загадку:
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгаю ловко, люблю морковку.
Дети разгадывают загадку и Заяц – ребёнок показывается в окне домика
- Я очень люблю прыгать. Попрыгайте и вы со мной.
НАД - прыжок, ПОД - присесть
*Над домом появилось солнце.
*Ёжик спит под пеньком.
*Подождите несколько минут (провокационное предложение)
*Птицы пролетели над лесом.
*Под деревом выросли грибы.
*Надо играть дружно (провокационное предложение)
- Постучим снова в домик. Какое слово появляется, если предмет удаляется?
4. Незнайка – ребёнок загадывает загадку:
- Я весёлый человечек.
Только я ничего не знаю, поэтому меня зовут...
Дети разгадывают загадку и Незнайка – ребёнок показывается в окне домика
- Я растерял все маленькие слова и не могу составить предложения. Помогите мне.
Дети договаривают нужный предлог и обозначают символом в тетрадях.
*Птица вылетела....... клетки. (ИЗ)
*...... станции подошёл поезд. (К)
* Мальчик спрятался .... деревом. (ЗА)
*Мама вымела мусор...... стола. (ИЗ-ПОД)
- Постучим снова в домик. Скажите наоборот: ПОД - ...
5. Белка – ребёнок загадывает загадку:
По веткам прыгает, но не птица, рыжая, но не лисица.
- Где же ты, белка? Мы тебя не видим.
- А я люблю играть в прятки. А вместе со мной играют маленькие слова. Найдите их на картине.
Составление предложений по картине “Прятки”.
Стук в домик с обратной стороны.
6. Почтальон – ребёнок загадывает загадку:
- Зимой и летом по утрам и вечерам
Журналы, письма и газеты
Разносит людям по домам.
Дети разгадывают загадку и Почтальон – ребёнок показывается в окне домика
- Ребята, я принёс вам альбомы. Придумайте по ним предложения.
7. Итог
- Чему учились во время путешествия?