Занятие по автоматизации звука "Р"

Разделы: Логопедия


Цель. Автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
  • Активизировать словарь по теме “Цирк”.
  • Совершенствовать лексико-грамматические категории.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику, целостное восприятие

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у ребёнка желание правильно и красиво говорить.

Оборудование.

Разрезная картинка “Автобус”, карточки с цифрами 2 и 3, картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, компьютер, презентация, настенное зеркало, палочки для выкладывания схем предложений.

Словарная работа: закреплять названия: музыкальных инструментов, профессий людей, играющих на них.

Предварительная работа: беседы о цирке, рассматривание иллюстраций, составление схем предложений, работа с деформированным текстом.

Индивидуальная работа: следить за звукопроизношением поставленных звуков.

Методы:

  • Словесный.
  • Практический.
  • Игровой.

Приемы:

  • Поход в цирк
  • Дидактическая игра “Собери картинку”.

Ход занятия

I. Организационный момент. СЛАЙД 1. Презентация.

Логопед. Настя, сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.

(Картинка с изображением цирка)

II. Артикуляционная гимнастика. СЛАЙД 2

Логопед. Но прежде чем мы отправимся в цирк, нужно сделать артикул, гимнастику, чтобы твой язычок говорил красиво и правильно т.к. придётся много говорить, помогать артистам) (на слайде постепенно появляются картинки с арт.упр.: качели, маляр, парус, барабан) (Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику)

Логопед. А теперь — бегом в цирк (упражнение “Барабанщик”),

Логопед. Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк?

Ребёнок. На машине, на такси..

Логопед. Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.)

Логопед. Так на чём мы поедем?

Ребёнок. На автобусе. СЛАЙД 3

Логопед. Пока мы едем на автобусе, я тебе расскажу, что мы будем делать сегодня на занятии. Какой звук учились говорить?

Ребёнок. (Р)

Логопед. Сегодня мы будем говорить звук “Р” в слогах, в словах, предложениях.

III. Характеристика звука [Р].

Логопед. Произнеси звук “Р”

Логопед. Какой он - звук [Р]? Расскажи о нём.

Ребёнок. Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

IV. Автоматизация звука.

1) в слогах

Логопед. Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (ребёнок называет: клоуны, жонглёры, фокусники...)

Логопед. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. СЛАЙД 4

Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки лают столько же раз.

Я произнесу слог, а ты его повтори столько раз, какая цифра будет на карточке, (ребёнок повторяет за логопедом слоги)

ра - 2 пра - 3 пар - 2 бро - 3
гор - 2 роб - 3 рак - 2

Логопед. Молодец!

2) в словах:

образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Логопед. На арене выступает клоун. СЛАЙД 5 Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?

Ребёнок. Да.

Логопед. Большое ведро, а маленькое ... ведёрко, коробка - коробочка, торт - тортик, помидор - помидорчик, картина - картиночка, карандаш - карандашик, рубашка-рубашечка. (Рядом с большим предметом появляется маленький.)

3) в предложениях

Логопед. Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

Логопед. Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

- Нора роет крота.

Грядка растёт на репе.

Ириски едят Иришку.

Логопед. Умница. С заданием справилась.

Логопед. Давай посмотрим, что же ещё приготовил для нас клоун. Какие-то палочки. Как ты думаешь, что можно из них сделать?

Ребёнок. Можно составить схему предложения.

Логопед. Хорошо, выложи схему предложения: На грядке растёт репа. Крот роет нору. (Ребёнок выкладывает схемы)

Логопед. Молодец. Давай рассмотрим клоуна. Какого цвета у него волосы?

Ребёнок. У него рыжие волосы.

Логопед. Если у него рыжие волосы, то как можно назвать его одним словом ?

Ребёнок. Рыжеволосый.

Логопед. У него голубые глаза. Назовём его....

Ребёнок. Голубоглазый.

Логопед. Замечательно. Представление продолжается.

V. Развитие фонематического слуха.

Образование существительных, обозначающие названия профессий.

Логопед. Во время представления громко играет цирковой оркестр. СЛАЙД 6.

Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых нет звука [р]:

Ребёнок. Пианино.

Логопед. Молодец! Правильно назвала инструменты! Как назовём человека, который играет на пианино (балалайке, саксофоне)? Отвечай, пожалуйста, полным ответом,

(балалаечник, саксофонист)

VI. Динамическая пауза

Логопед. Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем?

Ребёнок. Гармонистами. (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!

VII. Развитие звукового анализа.

Логопед. А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигрёнок. СЛАЙД 7.

Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ Р] в начале слова, тигр встанет на первую тумбу, если в середине - на вторую, а если в конце слова - на третью тумбу.

(Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает тигра на нужную тумбу.)

Ребёнок. Тигр запрыгнул на первую тумбу, потому что звук “Р” находится в начале слова.

VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].

Логопед. Представление заканчивается.

Артисты прощаются со зрителями СЛАЙД № 8

Нам тоже пора возвращаться. СЛАЙД № 3

Пока мы едем из цирка в д/с, давай проговорим чистоговорки:

Ра - ра - ра - высокая гора.

Ро - ро - ро - новое ведро.

Ры - ры - ры - летят комары.

Ру - ру - ру – ягод наберу.

Логопед. Вот мы и в д/ с.

IX. Итог занятия.

Логопед. Какой звук мы брали с собой в цирк?

Ребёнок. Мы брали с собой звук [Р].

Логопед. Умница, со всеми заданиями ты справилась замечательно. И я хочу сказать тебе, что ты ....... ( МОЛОДЕЦ – написано на доске). Сделай звуковой анализ этого слова на доске (ребёнок выкладывает фишками звуковую схему)

Логопед. Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим такую цифру, как ты оцениваешь свою работу на занятии. 5 – если ты отвечал правильно на все вопросы и выполнил все задания...