Школа и семья, как помочь друг другу?

Разделы: Администрирование школы, Работа с родителями, Социальная педагогика


Родной язык, святой язык.
Отца и матери язык. –

Так писал великий татарский поэт Г.Тукай. А наш современник татарский писатель  лауреат Государственной премий им. Г. Тукая  Мухаммат Махдеев говорил: «Чтобы воспитать у ребенка любовь к родному языку, а в последствии чувства гордости за свой народ, нужно просто в детстве малышу, и только ему одному, рассказывать сказку на своем родном языке. Ведь известно всем, именно в семье формируется чувство принадлежности к своему народу».
Как можем мы не согласиться с этими словами?! Семья – один из главных институтов в воспитании, развитии, самоопределении ребенка. Самобытность народа сохраняется благодаря семейному воспитанию. Объединение усилий дошкольных учреждений,  школы и семьи в воспитании детей обеспечивает непрерывное развитие ребенка. К такому выводу пришли участники общешкольной конференции «Школа и семья, как помочь друг другу?». Именно тогда были определены основные грани соприкосновения всех субъектов образовательного процесса: интеллект, здоровье, искусство, труд.

Целенаправленное согласованное взаимодействие педагогов, детей и родителей – основа целевой подпрограммы «Семья», которая является одним из направлений развития школы. Ее главная идея – это повышение статуса семьи, становление ее на более высоком качественном уровне.

Вопросам возрождения и сохранения национальных традиций татаро-башкирского народа в Березниковской школе  всегда обращалось большое внимание. По организации совместной деятельности школы и семьи по данному направлению нами накоплен определенный опыт, есть свои новые подходы, с которыми я бы хотела вас познакомить.

Березниковская школа является комплексом, объединяющим 2 дошкольных учреждения. И в Березниковском, и Ишимовском детских садах,  для ознакомления детей с народной культурой прошлого, созданы мини-музеи. Большую помощь в их создании оказали родители: сбором  предметов старинного быта, орудий труда, рукоделий, старинных костюмов. Дети с большим интересом слушают и инсценируют народные сказки. Здесь на новогоднем празднике родители детям показывают  сказку на родном языке «Лиса, заяц и петух». Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки воспитатели вместе с детьми и родителями оформляют альбомы «Моя семья», «О чем говорит мое имя?», «Родословное древо». Дети учатся называть свое имя, имена родителей, бабушек, дедушек и других близких им людей.

 В школе проходят такие классные  часы, как  «Атропонимика, Топонимика – какие это науки?», «Мое родословное древо», «Семейная реликвия». Материалы работ участвуют на региональном конкурсе «Корнями дерево сильно».

В школе проводятся различные конкурсы прикладного искусства, такие, например, как выставка-продажа «Вещь на рынок».

В школе развита также система дополнительного образования. Ребята актерской группы «Родничок» ставят на сцене пьесы любимых татарских авторов. Костюмы и реквизиты театра готовят ученики вместе с родителями. Родители и члены семьи  – самые внимательные и доброжелательные зрители юных артистов.

Члены кружка «Двери открывает музей» ведут работу по накоплению материалов об уважаемых людях села, знаменитых династиях. Интересным и  запоминающимся для посетителей музея является уголок интерьера дома композитора,  заслуженного деятеля культуры и  искусств РФ и   РТ Масгута Имашева. Активисты музея представили на региональном конкурсе школьных музеев семейную реликвию 4-х поколений рода Имашевых (чалма) в презентации «Экскурсия по одному предмету», которая  заняла 1 место среди национальных школ Пермского края.

Ведущей экспозицией музея является страница «Судьба семьи – в судьбе страны». В этом направлении развивается творческий интеллектуальный потенциал семьи по возрождению и  сохранению национальных традиций, уклада жизни в определенной исторической эпохе.

Особая гордость школыэто детское объединение «Созвездие». Их деятельность – музыкально-эстетическая. Они участвуют в конкурсах, организуют  и проводят фестивали, гастроли, выступают перед сельскими зрителями с различными концертными программами.

Целенаправленное выявление лучшего опыта семейного воспитания, поднятие престижа добропорядочной семьи привели к положительным  результатам, и они нас радуют. Ученики вместе с родителями стали активнее принимать участие не только в жизни школы, но и в жизни села. 8 проектов учащихся, родителей и педагогов  стали победителями VI районного конкурса социальных и культурных проектов «Все начинается с семьи». Все они направлены  на укрепление семейных традиций. Особо хочется выделить проекты Заитова Руслана (9 кл.) «Детская ремесленная мастерская» и Мустаевой Лилии (9 кл.) «Ателье золотошвейки», которые направлены на развитие народного промысла и ремесленничества.

Новыми формами по взаимодействию школы с семьями по художественно-эстетическому направлению являются Фестиваль семейной художественной самодеятельности и Семейные гастроли. Основная цель которых – преумножение нравственных, культурных, национальных традиций татаро-башкирской семьи. Первый фестиваль прошел в 2005 году и посвящался 75-летнему юбилею Масгута Имашева. Он был почетным гостем и председателем жюри. Более 300 зрителей рукоплескали нашим участникам –  семьям, выступающим в различных номинациях.  Кто как не такие люди, как М. Имашев рождают чувство гордости за своего земляка, за свою малую Родину. День проведения фестиваля символичен, он традиционно проходит 1 июня, в  День защиты детей. А бессменным председателем жюри, идейным  руководителем фестиваля является М Имашев.

С целью привлечения желающих присоединиться к пропаганде народного искусства и приглашения участвовать на Фестивале в мае семьи-победители прошлых лет выходят на семейные гастроли по  деревням Бардымского, Уинского, Октябрьского, Чернушинского районов.

Программа Фестивалей семейной художественной самодеятельности заняла второе место на втором всероссийском национальном конкурсе программ по работе с семьей «Лучшие Российские программы». Это еще раз свидетельствует о глубине и значимости таких форм работы с семьями, как   смотры, гастроли и фестивали.

Бардымский район – с/х район. Основной вид деятельности населения – земледелие и животноводство. Так было раньше. Распад колхозов, экономический и политический кризисы привели к экономическому спаду нашего региона: заросли некогда колосившиеся поля, от ферм и зерновых комплексов остались одни руины. Когда-то главное богатство крестьянина – земля – остается никому ненужным. Как остановит такой процесс? Как убедить молодежь остаться на родной земле, а это и значит сохранить самобытность народа. Такие злободневные вопросы не могут не волновать ни жителей села, ни тем более учителей. Ведь если живет село, будет жить и школа.

Привитие любви к родной земле, к труду земледельца нужно вести с малых лет. И это обучение должно быть систематичным, охватывая обучение и практику в школе, закрепляя знания и умения дома. Именно решения этой сложной задачи мы добивались, реализуя экспериментальную программу по трудовому воспитанию дошкольников и учащихся «Личность. Природа. Деятельность». В основе структурной и содержательной модели программы лежит изучение новых агротехнологии и их применение на практике, с обязательным учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных запросов. Через учебную и внеучебную, внеклассную деятельность (учебные курсы «Культура земледелия», учебно-производственную практику), разрабатывая и реализуя социальные проекты, учащиеся познают весь процесс прибыльного хозяйствования на земле.

На сегодняшний день деятельность по циклограмме экспериментальной площадки «Личность. Природа. Деятельность» переведена в режим функционирования. Главный результат нашего эксперимента –  школьное образование соответствует целям опережающего развития, в нашем понимании это  означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем, что поможет нашим выпускникам успешной социализации в местном сообществе.
Положительный опыт работы, накопленный в результате реализации Программы экспериментальной деятельности, позволил коллективу Березниковской школы, при поддержке всех субъектов образования и общественности, принять решение продолжить работу по трудовому воспитанию учащихся, но на более качественной ступени –  организации производственного труда (протокол педсовета №2 от 20.04.2012 г., протокол общешкольного собрания №1 от 16.05.2012).

Производственное воспитание в педагогике — основа воспитательной деятельности школ-хозяйств. Этот термин впервые применил А.С. Макаренко: он утверждал, что задачи воспитания можно успешно решить, организовав школьное производство.

Работая по программе развития «Школа социализации личности», что для достижения цели, выполнения задач, сформулированных в программе, ученик за время обучения должен обязательно участвовать в грамотно организованном производственном труде. Особенно важно это сейчас, когда рядом с учащимися не стало ни коллективного труда, ни рабочих, ни крестьян, а родители, с которых надо бы брать пример, на селе в основной массе безработные. Только школа может помочь молодому человеку как можно раньше адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, т.е. иметь начальную рабочую специальность, быть готовым к смене профессии, объективно планировать свой карьерный рост, брать на себя ответственность, учиться всю жизнь. Мы возвращаем производственный труд в качестве основного метода воспитания: воспитание вне труда всегда было и будет оставаться пустыми словами.

Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют  инвестиционный характер вложений в образование».

Развитие экономического мышления, предпринимательской жилки можно проследить по некоторым ярким ученикам нашей школы, таким как Тляшева Диана и Кучукбаев Эмиль.

Диана –  победитель школьного, районного, краевого уровней конкурсов социальных и культурных проектов. В 8 классе она стала победителем школьного конкурса «Моя бизнес-сотка», тогда она на своей личной сотке посадила капусту и на заработанные деньги купила ноутбук.  В 9 классе за счет своих вложенных средств и гранта Бардымского муниципалитета она реализовала проект «Сохраним торговую марку «Бардымская картошка». Данный проект был признан лучшей и на краевом конкурсе проектов «Есть идея!». В 2011 году её бизнес-план «Разведение овец и реализация их продукции» занял  I место в районе, а в 2012  бизнес-идея «Золотое руно» завоевал грант на муниципальном уровне. Бизнес-идея Дианы был представлен также на региональные конкурсы бизнес проектов (ОАО «Пермский центр развития предпринимательства») и бизнес идей среди учащихся Пермского края INCAMPteen (ПГНИУ), где она заняла 2 место.

Свой опыт работы по разведению овец Диана презентовала за круглым столом деловых женщин Пермского края и рассказала в интервью журналистам регионального телевидения.

«Шоковая заморозка» так назывался бизнес-план Кучукбаева Эмиля ученика 10 класса. Начиная с 6 класса им были реализованы проекты «Моя бизнес-сотка»,   «На лугу пасутся ко…», «Овощеводство по Миттлайдеру». Реализуя свои проекты, ребята пополнили семейный бюджет, чем порадовали своих родителей.

В этом году Диана и Эмиль заканчивают школу. Независимо, какую профессию выберут ребята, есть уверенность, что они к этому подойдут осознанно, так как, обучаясь в стенах нашей школы, они получили ценный опыт по зарабатыванию денег, а это, несомненно, в будущем им позволит быть конкурентоспособными в любых экономических и социальных условиях.

Литература

1. ПРОЕКТ БИЗНЕС-КЛАССЫ. Методические материалы для «суппотеров». Открытое акционерное общество «Пермский центр развития предпринимательства». 2011.
2.  Социальное партнерство в воспитании детей и подростков в едином воспитательном пространстве Бардымского района. Материалы краевой научно-практической конференции. 13 мая  2009 г. с. Барда.
3.  А.Алексеев. Учиться у земли. Районная газета «Рассвет» №53-54 от 14 мая 2010 года.
4.  И.Пригожин. От «рейдерских» грибов до речной форели. Районная газета «Рассвет» №55-56 от 11 мая 2011 года. С.2.