Родной язык, святой язык.
Отца и матери язык. –
Так писал великий татарский поэт Г.Тукай. А наш
современник татарский писатель лауреат
Государственной премий им. Г. Тукая Мухаммат
Махдеев говорил: «Чтобы воспитать у ребенка
любовь к родному языку, а в последствии чувства
гордости за свой народ, нужно просто в детстве
малышу, и только ему одному, рассказывать сказку
на своем родном языке. Ведь известно всем, именно
в семье формируется чувство принадлежности к
своему народу».
Как можем мы не согласиться с этими словами?!
Семья – один из главных институтов в воспитании,
развитии, самоопределении ребенка. Самобытность
народа сохраняется благодаря семейному
воспитанию. Объединение усилий дошкольных
учреждений, школы и семьи в воспитании детей
обеспечивает непрерывное развитие ребенка. К
такому выводу пришли участники общешкольной
конференции «Школа и семья, как помочь друг
другу?». Именно тогда были определены основные
грани соприкосновения всех субъектов
образовательного процесса: интеллект, здоровье,
искусство, труд.
Целенаправленное согласованное взаимодействие педагогов, детей и родителей – основа целевой подпрограммы «Семья», которая является одним из направлений развития школы. Ее главная идея – это повышение статуса семьи, становление ее на более высоком качественном уровне.
Вопросам возрождения и сохранения национальных традиций татаро-башкирского народа в Березниковской школе всегда обращалось большое внимание. По организации совместной деятельности школы и семьи по данному направлению нами накоплен определенный опыт, есть свои новые подходы, с которыми я бы хотела вас познакомить.
Березниковская школа является комплексом, объединяющим 2 дошкольных учреждения. И в Березниковском, и Ишимовском детских садах, для ознакомления детей с народной культурой прошлого, созданы мини-музеи. Большую помощь в их создании оказали родители: сбором предметов старинного быта, орудий труда, рукоделий, старинных костюмов. Дети с большим интересом слушают и инсценируют народные сказки. Здесь на новогоднем празднике родители детям показывают сказку на родном языке «Лиса, заяц и петух». Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, свои истоки воспитатели вместе с детьми и родителями оформляют альбомы «Моя семья», «О чем говорит мое имя?», «Родословное древо». Дети учатся называть свое имя, имена родителей, бабушек, дедушек и других близких им людей.
В школе проходят такие классные часы, как «Атропонимика, Топонимика – какие это науки?», «Мое родословное древо», «Семейная реликвия». Материалы работ участвуют на региональном конкурсе «Корнями дерево сильно».
В школе проводятся различные конкурсы прикладного искусства, такие, например, как выставка-продажа «Вещь на рынок».
В школе развита также система дополнительного образования. Ребята актерской группы «Родничок» ставят на сцене пьесы любимых татарских авторов. Костюмы и реквизиты театра готовят ученики вместе с родителями. Родители и члены семьи – самые внимательные и доброжелательные зрители юных артистов.
Члены кружка «Двери открывает музей» ведут работу по накоплению материалов об уважаемых людях села, знаменитых династиях. Интересным и запоминающимся для посетителей музея является уголок интерьера дома композитора, заслуженного деятеля культуры и искусств РФ и РТ Масгута Имашева. Активисты музея представили на региональном конкурсе школьных музеев семейную реликвию 4-х поколений рода Имашевых (чалма) в презентации «Экскурсия по одному предмету», которая заняла 1 место среди национальных школ Пермского края.
Ведущей экспозицией музея является страница «Судьба семьи – в судьбе страны». В этом направлении развивается творческий интеллектуальный потенциал семьи по возрождению и сохранению национальных традиций, уклада жизни в определенной исторической эпохе.
Особая гордость школы – это детское объединение «Созвездие». Их деятельность – музыкально-эстетическая. Они участвуют в конкурсах, организуют и проводят фестивали, гастроли, выступают перед сельскими зрителями с различными концертными программами.
Целенаправленное выявление лучшего опыта семейного воспитания, поднятие престижа добропорядочной семьи привели к положительным результатам, и они нас радуют. Ученики вместе с родителями стали активнее принимать участие не только в жизни школы, но и в жизни села. 8 проектов учащихся, родителей и педагогов стали победителями VI районного конкурса социальных и культурных проектов «Все начинается с семьи». Все они направлены на укрепление семейных традиций. Особо хочется выделить проекты Заитова Руслана (9 кл.) «Детская ремесленная мастерская» и Мустаевой Лилии (9 кл.) «Ателье золотошвейки», которые направлены на развитие народного промысла и ремесленничества.
Новыми формами по взаимодействию школы с семьями по художественно-эстетическому направлению являются Фестиваль семейной художественной самодеятельности и Семейные гастроли. Основная цель которых – преумножение нравственных, культурных, национальных традиций татаро-башкирской семьи. Первый фестиваль прошел в 2005 году и посвящался 75-летнему юбилею Масгута Имашева. Он был почетным гостем и председателем жюри. Более 300 зрителей рукоплескали нашим участникам – семьям, выступающим в различных номинациях. Кто как не такие люди, как М. Имашев рождают чувство гордости за своего земляка, за свою малую Родину. День проведения фестиваля символичен, он традиционно проходит 1 июня, в День защиты детей. А бессменным председателем жюри, идейным руководителем фестиваля является М Имашев.
С целью привлечения желающих присоединиться к пропаганде народного искусства и приглашения участвовать на Фестивале в мае семьи-победители прошлых лет выходят на семейные гастроли по деревням Бардымского, Уинского, Октябрьского, Чернушинского районов.
Программа Фестивалей семейной художественной самодеятельности заняла второе место на втором всероссийском национальном конкурсе программ по работе с семьей «Лучшие Российские программы». Это еще раз свидетельствует о глубине и значимости таких форм работы с семьями, как смотры, гастроли и фестивали.
Бардымский район – с/х район. Основной вид деятельности населения – земледелие и животноводство. Так было раньше. Распад колхозов, экономический и политический кризисы привели к экономическому спаду нашего региона: заросли некогда колосившиеся поля, от ферм и зерновых комплексов остались одни руины. Когда-то главное богатство крестьянина – земля – остается никому ненужным. Как остановит такой процесс? Как убедить молодежь остаться на родной земле, а это и значит сохранить самобытность народа. Такие злободневные вопросы не могут не волновать ни жителей села, ни тем более учителей. Ведь если живет село, будет жить и школа.
Привитие любви к родной земле, к труду земледельца нужно вести с малых лет. И это обучение должно быть систематичным, охватывая обучение и практику в школе, закрепляя знания и умения дома. Именно решения этой сложной задачи мы добивались, реализуя экспериментальную программу по трудовому воспитанию дошкольников и учащихся «Личность. Природа. Деятельность». В основе структурной и содержательной модели программы лежит изучение новых агротехнологии и их применение на практике, с обязательным учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных запросов. Через учебную и внеучебную, внеклассную деятельность (учебные курсы «Культура земледелия», учебно-производственную практику), разрабатывая и реализуя социальные проекты, учащиеся познают весь процесс прибыльного хозяйствования на земле.
На сегодняшний день деятельность по
циклограмме экспериментальной площадки
«Личность. Природа. Деятельность» переведена в
режим функционирования. Главный результат
нашего эксперимента – школьное образование
соответствует целям опережающего развития, в
нашем понимании это означает, что изучать в
школе необходимо не только достижения прошлого,
но и те способы и технологии, которые пригодятся
в будущем, что поможет нашим выпускникам
успешной социализации в местном сообществе.
Положительный опыт работы, накопленный в
результате реализации Программы
экспериментальной деятельности, позволил
коллективу Березниковской школы, при поддержке
всех субъектов образования и общественности,
принять решение продолжить работу по трудовому
воспитанию учащихся, но на более качественной
ступени – организации производственного
труда (протокол педсовета №2 от 20.04.2012 г., протокол
общешкольного собрания №1 от 16.05.2012).
Производственное воспитание в педагогике — основа воспитательной деятельности школ-хозяйств. Этот термин впервые применил А.С. Макаренко: он утверждал, что задачи воспитания можно успешно решить, организовав школьное производство.
Работая по программе развития «Школа социализации личности», что для достижения цели, выполнения задач, сформулированных в программе, ученик за время обучения должен обязательно участвовать в грамотно организованном производственном труде. Особенно важно это сейчас, когда рядом с учащимися не стало ни коллективного труда, ни рабочих, ни крестьян, а родители, с которых надо бы брать пример, на селе в основной массе безработные. Только школа может помочь молодому человеку как можно раньше адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, т.е. иметь начальную рабочую специальность, быть готовым к смене профессии, объективно планировать свой карьерный рост, брать на себя ответственность, учиться всю жизнь. Мы возвращаем производственный труд в качестве основного метода воспитания: воспитание вне труда всегда было и будет оставаться пустыми словами.
Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование».
Развитие экономического мышления, предпринимательской жилки можно проследить по некоторым ярким ученикам нашей школы, таким как Тляшева Диана и Кучукбаев Эмиль.
Диана – победитель школьного, районного, краевого уровней конкурсов социальных и культурных проектов. В 8 классе она стала победителем школьного конкурса «Моя бизнес-сотка», тогда она на своей личной сотке посадила капусту и на заработанные деньги купила ноутбук. В 9 классе за счет своих вложенных средств и гранта Бардымского муниципалитета она реализовала проект «Сохраним торговую марку «Бардымская картошка». Данный проект был признан лучшей и на краевом конкурсе проектов «Есть идея!». В 2011 году её бизнес-план «Разведение овец и реализация их продукции» занял I место в районе, а в 2012 бизнес-идея «Золотое руно» завоевал грант на муниципальном уровне. Бизнес-идея Дианы был представлен также на региональные конкурсы бизнес проектов (ОАО «Пермский центр развития предпринимательства») и бизнес идей среди учащихся Пермского края INCAMPteen (ПГНИУ), где она заняла 2 место.
Свой опыт работы по разведению овец Диана презентовала за круглым столом деловых женщин Пермского края и рассказала в интервью журналистам регионального телевидения.
«Шоковая заморозка» так назывался бизнес-план Кучукбаева Эмиля ученика 10 класса. Начиная с 6 класса им были реализованы проекты «Моя бизнес-сотка», «На лугу пасутся ко…», «Овощеводство по Миттлайдеру». Реализуя свои проекты, ребята пополнили семейный бюджет, чем порадовали своих родителей.
В этом году Диана и Эмиль заканчивают школу. Независимо, какую профессию выберут ребята, есть уверенность, что они к этому подойдут осознанно, так как, обучаясь в стенах нашей школы, они получили ценный опыт по зарабатыванию денег, а это, несомненно, в будущем им позволит быть конкурентоспособными в любых экономических и социальных условиях.
Литература
1. ПРОЕКТ БИЗНЕС-КЛАССЫ. Методические материалы
для «суппотеров». Открытое акционерное общество
«Пермский центр развития предпринимательства».
2011.
2. Социальное партнерство в воспитании детей и
подростков в едином воспитательном пространстве
Бардымского района. Материалы краевой
научно-практической конференции. 13 мая 2009 г. с.
Барда.
3. А.Алексеев. Учиться у земли. Районная
газета «Рассвет» №53-54 от 14 мая 2010 года.
4. И.Пригожин. От «рейдерских» грибов до
речной форели. Районная газета «Рассвет» №55-56 от
11 мая 2011 года. С.2.