Цели и задачи конкурса:
- Активизация внеурочной деятельности детей.
- Создание условий для развития творчества и коммуникативных навыков учащихся.
- Воспитание любви и уважения к родной литературе, русскому языку.
- Воспитание у учащихся культуры поведения, уважительного отношения к участникам мероприятия.
- Познакомить с творчеством Б. Заходера – поэта, прозаика, переводчика.
Критерии оценивания выступлений участников конкурса:
- Знание наизусть декламируемого произведения.
- Выразительность и правильность речи.
- Творческий подход.
- Актёрские данные.
- Сценическая культура исполнителя (внешний вид, манеры).
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Выставка детских рисунков.
- Выставка книг Б. Заходера.
- Рисунки к произведению «Мохнатая азбука»
- Грамоты, дипломы для награждения.
- Мягкие игрушки кошек и собак (ими украшен класс).
- Мягкая игрушка Винни-Пуха.
- Мультфильм «Приключение Винни-Пуха».
Эпиграф:
«Ведь если смеются товарищи дети, становится сразу светлее на свете…»
Б. Заходер
Ход конкурса
I. Вступительное слово.
– Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в необычную волшебную страну. А зовётся она Вообразилия. И придумал её для нас известный детский писатель Борис Владимирович Заходер. Да вот незадача, вход в эту страну разрешён не всякому.
– А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет стихотворение «Моя Вообразилия». (чтение стихотворения «Моя Вообразилия»)
– Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (Тем, у кого есть воображение. Тем, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).
– Кто из вас умеет мечтать, фантазировать, выдумывать? (дети поднимают руки).
II. Рассказ об авторе.
Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года. С раннего детства главной привязанностью мальчика были животные и литература. Он рано потянулся к творчеству, к книгам. Он придумывал сказки, загадки, любил рассказывать их товарищам, а товарищи их любили слушать. В детстве Б. Заходер не играл в футбол, почти не дрался, даже яблоки ни разу не воровал, а вместо этого целыми днями читал книги.
– Вы тоже прочитали не одно стихотворение Б. Заходера, выучили наизусть и сегодня участвуете в конкурсе чтецов, которое будет судить жюри.
III. Представление членов жюри.
IV. Выступление учащихся.
– Сюда приглашается …
V.Ч тение отрывков из «Мохнатой азбуки».
– На конкурсе выступают настоящие ученики, а у Б. Заходера есть птичья школа и в ней учатся по «Мохнатой азбуке». Давайте и мы вспомним некоторые буквы алфавита.
(Чтение отрывков из «Мохнатой азбуки», в руках – иллюстрации животных.)
Аист
Азбука пусть начинается с Аиста –
Он, как и азбука, с «А» начинается.
Верблюд
Верблюд решил, что он – жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюёт на всех!
Ёж
– Что ж ты , Ёж, такой колючий?
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Индюк
Индюку и лучший друг
Честно скажет: – Ты, – индюк!
Обезьянки
– Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…
Хорошо ли это, детки?
Русачок
Этот зайчик – наш земляк –
Называется – русак!
Слон
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый Слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
Тигр
Решётка на нём нарисована чётко.
И очень к лицу людоеду решётка!
Филин
Только ночью страшен филин.
А при свете – он бессилен!
Цапля
Зачем такой носище Цапле?
Чтоб цапли рыбок цапали!
Щука
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки!
VI. Выступление учащихся.
– А сейчас мы послушаем стихи замечательного поэта, переводчика, писателя Б. Заходера в исполнении учащихся … класса.
VII. Рассказ об авторе.
– Талант Бориса Заходера многогранен. Он разнообразный поэт, пишущий грустные и весёлые, короткие и большие стихи и поэмы. Он и прозаик: он написал и сказки. Он ещё и драматург. Его пьесы «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки» идут в детских и кукольных театрах. Борис Заходер – киносценарист. По его сценариям созданы кинофильмы: «Гимнастика для головастика», «Как рыбка чуть не утонула», «Вот тебе и заяц». Борис Заходер – переводчик. Все знают и любят его забавного и весёлого Винни-Пуха.
VIII. Инсценирование стихотворения «Строители».
– Сколько умений, профессий у одного человека. Послушаем стихотворение «Строители» и посмотрим, а что умеют дети.
(Инсценирование стихотворения «Строители»)
Слесарь
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка!
Шофёр
Качу, лечу
Во весь опор.
Я сам – шофёр. И сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль!
Переплётчица
Заболела эта книжка:
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму её и склею!
Портниха
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, –
Будет и тебе одёжка!
Сапожник
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости!
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
IX. Выступление учащихся.
– А мы продолжаем слушать весёлые, интересные стихи Б. Заходера в исполнении учеников … класса.
X. Викторина.
(1–2 класс)
– Сколько игрушек кошек и собак. И это не случайно. У Бориса Заходера большое количество стихотворений, где главные персонажи кошки, коты, котята, собаки и щенки.
Я вам предлагаю поиграть. Вот вам отрывки из этих стихотворений. Сообразите, где говорится о кошках, а где о собаках?
1. Был он чёрен, словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху чёрен, снизу чёрен…
Весь – сплошная чернота!
2. В лесочке, над речкой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая …
3. Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от …»
4. Наказать я сам готов
Тех, кто мучает … !
5. Как хороша,
Как изящна левретка!
Жаль, что левретки
Встречаются редко!
6. Древнюю мудрость –
Науку овчарок –
Колли от мам получают
В подарок.
7. Могу вам твёрдо обещать:
Я вас не стану просвещать –
Кто может сам ловить мышей,
Не станет мучить малышей!
8. В темноте острее взгляд,
Благодушной мышки…
В темноте идут на лад
Тёмные делишки!
9. …Честно говоря,
Очень редко лают зря!
10. Есть один закон у нас:
Утопающих – спасай!
Нападающих – кусай!
11. Да, плохо живётся
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно…
12. Ах,
Плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!...
Викторина (3–4 класс)
– Вспомните или догадайтесь, какими словами оканчиваются следующие стихотворные строчки, взятые из произведений Б. Заходера.
1. Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до… (десяти) «Два и три»
2. Открыта Школа для птенцов!
Занятия – с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем … (предметам). «Птичья школа»
3. Тут мама стала объяснять,
Что надо упражняться,
Что я бы, чем мячи гонять,
Мог даже подзаняться,
Что без ученья нипочём
Не станешь даже … (скрипачом). «Скрипач»
4. Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест … (сметану). «Кит и кот»
5. Жил да был один Судак –
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке –
Жил у бабушки на … (печке). «Чудак Судак»
6. Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
– О ком это стихотворение? (лентяе) «Петя мечтает»
7. – Мама! – крикнул китобой,
Отскочив от пушки. –
Что же это?
Хвост трубой…
Ушки на макушке… (о коте) «Кит и кот»
XI.
– Приглашаются ученики … класса.
XII. Загадка.
– Назовите героя, который произносит эти слова.
«И не важно, чем он занят, если он худеть не станет, а уж он худеть не станет никогда! Да! (Винни-Пух).
(Пока жюри подводит итоги, дети смотрят мультфильм)