Судить об уровне физической подготовленности юношей IX-X классов по разделу «Гимнастики» можно на примере выполнения таких упражнений на перекладине, как подтягивание, подъём переворотом и подъём силой.
Обучая учащихся подтягиванию в висе на перекладине посредством махового движения ног вперёд-вверх до угла 90 градусов, добиваюсь того, что у ребят формируются умения и навыки, необходимые для выполнения более сложных упражнений на перекладине – подъём переворотом и подъём силой в упор.
При разучивании данных упражнений, их элементов на уроках применяю систему подготовительных и подводящих упражнений. Это делает процесс обучения более доступным и эффективным.
Для обучения подъёму переворотом в V-X классах использую следующие подводящие и подготовительные упражнения (упражнения выполнять в парах – первый работает на перекладине, второй его страхует, затем учащиеся меняются местами).
Перекладина высокая:
- Упражнение 1. И.п. – вис на перекладине. Размахивание изгибами (8Х4 раза).
- Упражнение 2. И.п. – вис на перекладине. 1-2 – размахивание изгибами; 3 – поднести прямые ноги к перекладине (5х3 раза).
- Упражнение 3. И.п. – вис на перекладине. 1-2 – размахивание изгибами; 3 – подтянуться (5х3 раза).
Перекладина низкая:
- Упражнение 4. И.п. – вис стоя. Толчком двумя подтянуться, подбородок на уровне грифа перекладины. Держать 3-5 сек. (3Х5раз).
- Упражнение 5. И.п. – вис стоя. Толчком одной махом другой подъём переворотом в упор (4х3 раза).
- Упражнение 6. И.п. – вис стоя. Толчком двумя подъём переворотом в упор (3Х4раза).
Перекладина высокая:
- Упражнение 7. И.п. – вис на перекладине. 1-2 размахивание изгибами; 3 – подтянуться и одновременно понести прямые ноги к перекладине (3Х3 раза).
- Упражнение 8. И.п. – вис на перекладине. 1-2 – размахивание изгибами; 3 – подъём переворотом в упор. Размахивание изгибами выполнять с нарастающей силой, сгибать руки и подносить ноги к перекладине одновременно (2х3 раза).
- Упражнение 9. И.п. – то же, что в упражнении 8. Подъём переворотом в упор. Упражнение выполняется самостоятельно с учётом индивидуальной подготовленности учащихся (4х3 раза).
Последовательность обучения подъёму силой в упор в V-X классах с помощью подготовительных и подводящих упражнений (выполнять в парах) такова.
Перекладина высокая:
- Упражнение 1. И.п. – вис на перекладине. Размахивание изгибами (8Х4 раза).
- Упражнение 2. И.п. – вис на перекладине. 1-2 – размахивание изгибами; 3 – поднести прямые ноги к перекладине (5х3 раза).
- Упражнение 3. И.п. – вис на перекладине. Активное размахивание изгибами, на махе вперёд – вверх до 90 градусов выполнить полуподтягивание (8х4 раза).
Перекладина низкая:
- Упражнение 4. И.п. – вис стоя. Толчком двумя подъём в упор силой на обе руки (5х4 раза).
- Упражнение 5. И.п. – упор двумя. Опускание в упор на правую руку (сильнейшую на первой стадии обучения), т.е. подъём силой в обратной последовательности, держать (3-5х5 раз).
- Упражнение 6. И.п. – вис стоя. Толчком двумя подъём в упор силой, поочерёдно выпрямляя руки (3х5 раз).
Перекладина высокая:
- Упражнение 7. И.п. – вис на перекладине. 1-2 - размахивание изгибами (с нарастающей силой); 3 – активный мах ногами вперёд – вверх до угла 90 градусов и подтягивание – подъём силой в упор, поочерёдно выпрямляя руки (4х4 раза).
- Упражнение 8. То же, но упражнение выполнять самостоятельно. Количество размахиваний изгибами зависит от подготовленности ученика (4х3 раза).
В домашние задания можно включать эти же упражнения, а также другие, способствующие решению основной задачи. В процессе освоения учащимися данных упражнений от урока к уроку осуществляется контроль.
В заключении хочется добавить, что такой жёсткий контроль и учёт себя оправдывают. Начиная обучение сложным элементам на перекладине с V класса, большинство учащихся справляются с предложенными упражнениями.