Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Каждое логопедическое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Важна роль дыхания, как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения. Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции, дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный.
В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно - логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы). Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
В связи с этой проблемой в нашем учреждении особую значимость стали придавать дыхательной гимнастике. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох. Разработаны комплексы дыхательной гимнастики, где учитываются:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах:
- участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
- использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;
- заниматься до еды;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: “Греем ручки” (выдыхание струи воздуха на ладони), “Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты), “Листья падают и кружатся” (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), “Цветной фонтанчик” (поддувание дождика, прикрепленного к палочке), “Свечка” (задувание свечи), “Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек), “Лети, лети, лепесток” (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги “цветика-семицветика”), “Цветочек” сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек, вдохнув аромат), “Покатай карандаш” (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш), “Загони машину в гараж” (через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гараж) и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров:
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: “Кукла Катя хочет спать” (А-а-а), “Дует сильный ветер” (У-у-у) и др.
- Многократное повторение слогов на одном выдохе: “Дождик капает по крыше” (“Па-па-па”), “Зайка прыгает” (“Оп-оп-оп”), “Мишка топает” (“Топ-топ-топ”) и т.д.;
- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: “Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер”;
- Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
- Выразительное чтение стихотворений.
При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, можно планировать комплексы дыхательно – голосовой гимнастики на каждую неделю. Желательно, чтобы тема комплекса и лексическая тема совпадали. Благодаря частой смене упражнений интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Приведу примеры нескольких комплексов дыхательно – звуковой гимнастики:
1. Лексическая тема: “Зима. Новый Год”; (при выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт):
- “Бьют часы 12 раз” И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, пальцы сцеплены в замок. Вдох – И.п.; выдох – наклониться в сторону, сказать “Бом!”. Повторить 12 раз.
- “Ёлочка нарядная” И.п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, развести руки в стороны; выдох – поворот туловища в сторону, полуприседание, руки в И.п., сказать “Ах!”.
- “Хлопушка” И.п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – руки развести в стороны, выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать “Хлоп!”. Повторить 6-8 раз.
- “Дует Дед Мороз”. И.п. – сидя на корточках, ладони сложить трубочкой вокруг рта. Вдох – И.п.; на выдохе протяжно сказать: “У - у – у”. Повторить 6-8 раз.
2. Лексическая тема: “Космос”.
- “Запускаем двигатель”. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – И.п.; выдох – вращать вогнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном вдохе произносить: “Р – р – р”. Повторить 4-6 раз.
- “Надеваем шлем от скафандра”. И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – И.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: “Чик”. Повторить 4-6 раз.
- “Вдохнём свежий воздух на Земле”. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: “Ах!”. Повторить 4-6 раз и т.д.
Для младших дошкольников с нарушениями речи можно использовать простейшие звуковые дыхательные упражнения. Например:
1. Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произносят соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.
2. Логопед читает стихотворение, а ребята выполняют движения в ритме стиха:
Жучок-жучок (малыш разводит руки в стороны
ладошками вверх, поднимает голову, вдох).
Отправляется в полёт (задерживает дыхание).
Жу- жу -жу (делает поворот вправо).
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж). Постою и
отдохну (встает прямо, опустив руки).
Я налево полечу (поднимает голову, вдох). Жу –
жу – жу (делает поворот влево).
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж). Постою и отдохну!
(встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3р.
3. Логопед читает стихотворение, а ребята выполняют движения в ритме стиха:
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (руки
опущены, ноги слегка расставлены, вдох через
нос).
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево,
губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова
направо, губы трубочкой, выдох).
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох
через губы трубочкой, вдох).
И в облака (опустить голову, подбородком
коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения
руками). Повторить 3-4 раза.
4. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть, у кого дальше полетит?” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.
Методические указания: Игру повторяют несколько раз, меняя детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть на бабочку только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.
5. Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой налить чуть-чуть. Предложить детям поиграть в “Буль – бульки” с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача детей играть в “Буль – бульки” - не пролить воду. Обязательно обратить внимание детей на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите детям подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей.
Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, оздоравливаем детей. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.
Литература.
1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
4. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.
6. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.
7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
8. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.
9. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.
10. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.