Актуальность работы учителя-тифлопедагога по развитию восприятия сюжетных изображений:
При восприятии картины активизируются все свойства восприятия: константность, объем, целостность, детальность, осмысленность, обобщенность
Процесс восприятия картины тесно связан с мышлением. Литвак А.Г. “Мышление оказывает корректирующее влияние на процессы чувственного познания, что проявляется в осознанности и обобщенности имеющихся образов”
Обучая детей воспринимать иллюстративную наглядность, мы обеспечиваем развитие совокупности свойств восприятия, которое лежит в основе объективного отражения целостной и слитной картины мира в единстве с ориентацией пространственных отношений и установлением причинно-следственных связей между объектами восприятия.
Целенаправленная коррекционная работа по данному разделу способствует воспитанию определенных личностных качеств ребенка: внимательность, рассудительность, понятливость, гуманистическая эмпатия, воспитание чувства прекрасного, комического
В процессе работы с картиной активизируются образы памяти: представления, образы воображения
Работа с картиной позволяет воспитывать сенсорно-перцептивные потребности, развитие познавательной активности
Процесс развития восприятия сюжетных изображений детьми педагогом не всегда эффективен. Планирование содержания занятий вызывает затруднения
Причины снижения эффективности занятий по развитию восприятия сюжетных изображений с детьми с нарушением зрения:
Процесс узнавания детьми образов зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта
Процессы сохранения и забывания образов зависят от качества усвоения материала, его значимости для ребенка, числа повторений, типологических особенностей личности
Недостаточная вариативность подбора педагогом приемов работы с детьми в процессе развития сюжетных изображений
Условия эффективной реализации работы по развитию восприятия сюжетных изображений с детьми с нарушением зрения:
1. Взаимосвязь педагогической деятельности тифлопедагога и воспитателя. Тифлопедагог готовит восприятие детей по картине к общеобразовательному занятию, которое будет проводить воспитатель по развитию речи с использованием картины
2. Соблюдение офтальмогигиенических и оптико-физических характеристик картины в соответствии с составом детей по степени и характеру нарушения зрения. Необходима четкость, контрастность по цветовой гамме, окантовка картины. Не должно быть много объектов для восприятия. Картина должна предъявляться на цветном контрастном фоне. Детей рассаживают учитывая сторону окклюзии ребенка. Освещенность должна быть достаточна и равномерна. Педагог с указкой располагается между картиной и детьми. Либо в ряду с детьми и тогда пользуется лазерной указкой.
Учителю-тифлопедагогу необходимо также учитывать следующие условия в процессе развития восприятия сюжетных изображений:
1) опора на опыт эмоционально-непосредственного восприятия (опора педагога на непосредственные эмоции детей. Можно использовать “движущиеся картинки”
2) для привлечения и удержания внимания детей, сохранения интереса к действиям героев на картине.
3) ступенчатость развития художественного восприятия
1 ступень - манипулятивно-изобразительная (по Калининой Т.В.) – до 5 лет. Основное пед.средство на этой ступени-манипуляция и игра с художественными материалами и средствами изображения. Основные приобретения ребенка-открытие сюжетного изображения (возможностей передачи связей между предметами
2 ступень - изобразительно-выразительная (6-8 лет). Основное пед.средство на этой ступени-игра с ритмической организацией элементов художественной формы, создание изображений на основе ритмически организованной формы. Основные приобретения ребенка - открытие выразительных возможностей элементов языка искусства.
4) опора в процессе обучения на собственную художественно-практическую деятельность ребенка (создание собственных изображений в процессе совместной деятельности педагога с ребенком)
5) использование игры как ведущего метода обучения
Направленность занятий тифлопедагога по развитию восприятия сюжетной картины детьми с нарушением зрения:
1. Знакомство детей с содержанием картины, уточнение или формирование представлений об изображенных объектах
2. Обеспечение осмысленности восприятия сюжета
3. Комбинаторная игра (с элементами языка изобразительного искусства) Приемы комбинаторики (группировка элементов – “Выдели героев картины, которые чувствуют себя радостно; выдели героев картины, которые бегут”, повторы элементов “Выдели фишками все объекты картины светло-серого цвета”)
4. Метод созерцания (созерцание абстрактных композиций под музыку)
5. Метод сравнения (“Найди самый длинный и самый короткий объект”, “самый близкий и самый удаленный от зрителя объект” и т.д.)
6. Метод анализа в форме диалога (анализ композиций в форме диалога)
Виды комбинаторных игр:
Комбинаторная игра – достаточно новая и незнакомая для педагогов деятельность. Остановимся на этом методе работы подробнее
Детям предлагаются игры с тональным ритмом пятен, с цветовым ритмом пятен, с ритмом линий, с ритмом штриха, с ритмом разномасштабных элементов
Предлагать данную деятельность детям необходимо в определенной последовательности:
Комбинаторная игра с элементами языка изоискусства (группировка элементов – “Выдели героев картины, которые чувствуют себя радостно; выдели героев картины, которые бегут”, повторы элементов “Выдели фишками все объекты картины светло-серого цвета”)
Созерцание абстрактных композиций под музыку
Построение цепочки ассоциаций (Игра ТРИЗ “Снежный ком”. Ребята, объекты на картине могут быть похожи чем-то друг на друга. Например картина “Рыбаки”. Мальчик -рыбак-удочка (они оба здесь для того, чтобы ловить рыбу), удочка-песок (одного цвета, и на удочке мальчика-рыбака прилипли песчинки), небо и вода в озере (цвет одинаковый глубокий, потому что в воде отражается небо) и т.д.
Создание композиций на основе открытых возможностей худсредств и приемов ритмической организации формы (Тифлопедагог предлагает отдельные элементы картины, а ребенок создает композицию картины по памяти)
Анализ композиций в форме диалога
Совместное восприятие произведений мастеров на тему, близкую композициям детей (Педагог предъявляет детям цикл картин на тему близкую к предъявленной картине)
Приемы, повышающие эффективность работы тифлопедагога на занятии по развитию восприятия сюжетных изображений:
- детальное рассматривание картины в соответствии с алгоритмом описания
- детальное рассматривание по композиционному плану или по заданному признаку
- вопросы к детям, активизирующие ориентировочно-поисковую деятельность (кто?что?где?) и вопросы, повышающие осмысленность восприятия
- приемы “вхождения” в картину с целью активизации опыта и представление детей о событиях
- составление целого изображения картины из частей
- анализ детьми цветовой гаммы сюжетного изображения, моделирование цветовой гаммы
- различные задания по развитию зрительного внимания, памяти
- задания на восприятие эмоций, поз, жестов героев картины
- моделирование детьми событий в предметной и сюжетной игре
Использование жалюзи
Использование жалюзи при узнавании детьми картины, иллюстрации посредством неполного открытия элементов жалюзи повышает целостное восприятие картины, наглядно-образное мышление
Моделирование сюжета изображения из отдельных объектов
Задание по моделированию сюжета изображения из отдельных объектов развивает зрительную память ребенка, зрительное восприятие сюжетных изображений
Анализ детьми цветовой гаммы сюжетного изображения, моделирование цветовой гаммы
Прием заданий на восприятие эмоций, поз, жестов героев картины позволяет лучшему осмыслению картины, развитию внимательности, зрительного внимания
Моделирование детьми событий в предметной и сюжетной игре позволяет повысить эффективность деятельности педагога по развитию восприятия сюжетных изображений, осмыслению деятельности ребенком, закреплению полученных навыков в игре и предметной деятельности
Результаты использования педагогических приемов (элементов технологии) в процессе восприятия сюжетных изображений:
Повышение интереса детей, эмоциональности восприятия на занятиях по развитию восприятия сюжетных изображений (оценивается по спонтанной выразительности рисунков детей, увлеченности, активности участия в “обсуждении” рисунков по лексической теме)
Улучшение ассоциативности восприятия, развитие эмоциональности, целостности, структурности, аконстантности, апперцепции, осмысленности восприятия (оценивается по количеству ассоциаций на заданный образ, оригинальность ассоциативных образов)
Изменение типа восприятия с эмоционально-непосредственного на художественно-игровое, появление ритмической упорядоченности образов восприятия (оценивается по сложности цветового подбора красок к картине, сложности тонального решения).
Осмысленность восприятия сюжетного изображения (оценивается по способности ребенка вербализировать свои переживания при восприятии, словесная оценка ребенком художественных средств как средств выразительности при восприятии изображения
Повышение эффективности работы учителя-тифлопедагога по развитию восприятия сюжетных изображений.
Повышение интереса детей, познавательной активности на занятиях по развитию восприятия сюжетных изображений.