Цель и задачи:
Коррекционные:
- обогащение и активизация словаря детей;
- закрепление правильного звукопроизношения в речи;
- закрепление навыков правильного употребления грамматических форм и конструкций;
- закрепление навыков образования относительных прилагательных от существительных;
- развитие фонематического слуха;
- развитие согласования речи с движением;
- развитие мышления.
Образовательные:
- закрепление звуко-слогового анализа слов;
- закрепление навыка чтения и печатания слов;
- развитие произвольного внимания, концентрации и переключаемости;
- учить выразительно, эмоционально читать стихотворения;
- развитие диалогической речи и навыков драматизации.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к родному краю, к природе;
- формирование навыка сотрудничества для получения результата;
- воспитание навыков самоорганизации и контроля.
Оборудование: муляжи продуктов, костюмы животных, звуковые коробочки, кассы букв, 2 конверта, в которых находятся слова для составления предложений.
Подготовительная работа: чтение русских сказок, разучивание стихов о хлебе, пословиц, поговорок, загадок.
Ход занятия
Организационный момент
Л.: Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о ком или о чем идет в ней речь?
Ни мяч – а круглый
Ни клубок – а катиться.
В печи испечен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
Кто это? (Колобок)
Л. – Правильно. Это загадка про Колобка. А вы хотите сказку про Колобка посмотреть?
Л.: Наша сказка не простая, не обычная такая. Т.к. наши все герои ходят в детский садик, в логопедическую группу.
Ни в старые времена, а в наши дни. В казанской квартире жили Әби и Бабай.
В один из дней после того, как увели они внука в садик, бабай сел играть за компьютер.
Э.: Вы посмотрите на этого старика. Как только внук уходит в детский сад, идет и садится за этот кампутер, идет и садится. Ни как его не оторвешь.
Б.: Эбика, ты посмотри, в этом кампутере даже колобок печь учат. Вот рецепт есть, ты только послушай.
Э.: Эх, ты, старый дуралей. Моя голова не сравнится с твоим кампутером, в ней столько способов приготовления колобков есть, твоему кампутеру и не снилось.
Б.: Раз так, то давай испеки к чаю вкусный колобок.
Э.: Времени у меня нет. Мне нужно в бассейн, потом мы идем в сауну, еще запись к массажистке. Соседка Маруся давно меня ждет.
Б.: Так ведь бассейн и сауна целый день работают.
Э.: Ладно тогда. Испеку. Только у меня тоже будет для тебя задание. Внучек говорил, что в кампутере есть сайт, на котором учат красиво и правильно разговаривать. Если ты до моего возвращения научишь Колобка правильно разговаривать, я буду каждое утро печь.
Б.: Сделаю, сделаю. Без проблем. С помощью кампутера не только Колобка, но и козу можно научить правильно и красиво разговаривать.
Л.: После этого уговора, Эби взяла нужные продукты, замесила тесто и испекла Колобок.
Б.: Какой вкусный запах. Кажется, Колобок готов.
Э.: Колобок готов, посмотри бабай. Какой он красивый, румяный получился. Ну ладно, я пошла. А ты помни про наш уговор.
Б.: Помню, помню. Счастливого пути. Пусть Колобок пока остывает, я пока немного полежу, а потом буду его учить.
Л.: Сказал так бабай и ушел. А Колобок не захотел учиться, сидит и думает.
Колобок: Когда пойду в школу, тогда и научусь. А сейчас пойду лучше погуляю.
Л.: Сказал так Колобок, спрыгнул с лавки и покатился. Катился – катился, до леса докатился. А там навстречу ему заяц.
Заяц: Колобок, колобок, а почему я тебя не видел в нашем лесу?
К.: Меня только что испекли.
Заяц: Вот ты-то мне инужен. Я тебя сейчас съем.
К.: Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Заяц: Ой! Да мне пока не до песен. Я хожу в логопедический садик. Там нам дали задание: вот из этих продуктов нужно выбрать те, из которых можно испечь колобок. Вот если я тебя съем, то узнаю, из чего ты сделан. Или помоги мне.
Л.: Но ведь Колобок отказался учиться. Может мы с вами ему поможем? Вот здесь в корзинке лежат продукты, из которых нужно выбрать те, которые нужны для приготовления теста.
Ребята соглашаются, и каждый выбирает для себя один продукт.
(молоко, мука, песок, сода, сахар, масло, яйцо, соль, вода, сливки,...............)
Л.: Молодцы, справились с заданием. А Колобок покатился дальше. Катиться – катиться, а навстречу ему сердитый волк.
Волк – Здравствуй, Колобок. Я сегодня очень злой, поэтому я тебя съем.
К.: Что случилось, почему ты злой, и кто тебя рассердил?
Волк – Нам в садике велели вспомнить, из каких звуков состоят слова, названия продуктов, из которых пекут тебя. Вот я тебя съем и вспомню, из каких звуков ты сделан.
К.: Мне страшно, почему я Бабая не послушал?
Л.: Ребятки, давай-те поможем Колобку, жалко его. Давайте, каждый сделает анализ своего слова.
Ребята выкладывают звуко-слоговой анализ слов – названий продуктов.
Л.: Молодцы. И с этим заданием вы справились.
Опять Колобок вдоль леса покатился, вдруг навстречу ему Медведь.
М.: Колобок, колобок, я тебя съем.
К.: Не ешь меня, Медведь. Я от Эбики ушел и от Бабая ушел. Заяц с Волком тоже меня не тронули.
М.: А как Заяц с Волком тебя отпустили?
К.: Я с друзьями помог им сделать задания.
М.: Тогда и мне помоги. Нужно на карточках написать (или выложить из букв разрезной азбуки) названия продуктов.
Л.: Ребятки, давай-те поможем Колобку. напишите каждый свое слово.
– Молодцы. Прочитайте эти слова.
– Медведь остался доволен, а Колобок покатился дальше. Видит навстречу Лиса идет.
Лиса: Слышала я, Колобок, про твоих друзей-помошников. Но от меня тебе не уйти. Трудное у меня задание. Вот слова, из них нужно составить предложения. А предложения это не простые, это поговорки.
Дети выкладывают и составляют из слов предложения, называют правила предложений.
Лиса: Справились с заданием. Хорошие у тебя друзья.
Тут входят Бабай и Эби.
Б.: Вот где наш Колобок.
Э.: А мы его везде ищем.
К.: Эбием, Бабаем, это мои друзья. С их помощью я остался целым. они меня и от Зайца, и от Волка, Медведя и Лисы спасли. Они еще и стихи про хлеб знают.
Дети рассказывают стихи о хлебе.
Б.: Послушай, Эбикэй, как наш Колобок заговорил. И всему научился, без кампутера.
Э.: Я же говорила, что можно без него обойтись. А я вам приготовила угощение, вкусные блинчики.