Цели:
- обобщить материал по темам
- проверка усвоения теоретических знаний по ранее изученным темам и умение применять их на практике в стандартных и нестандартных ситуациях;
- развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- работать над устной речью, учить слушать, комментировать ответ;
- формировать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, стандартное оборудование кабинета физики (посуда), рабочие карты, справочные таблицы.
Ход урока
I. Организационный этап
Постановка целей урока, сообщение плана работы.
II. Актуализация опорных знаний
Работа с формулами: используя план работы с формулой в рабочей карте, прокомментировать каждый слайд презентации
План работы с формулой:
- для какой физической величины записана формула
- как рассчитать данную физическую величину
- назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу
Приложение 1. (Презентация)
III. Работа со справочными таблицами.
Составьте рассказ о веществе, используя таблицы:
– Плотности некоторых твердых тел, жидкостей и газов.
– Удельная теплоемкость некоторых веществ.
– Температура плавления некоторых веществ.
– Удельная теплота плавления некоторых веществ.
– Температура кипения некоторых веществ.
– Удельная теплота парообразования некоторых веществ.
Задание выполняется по колонкам. Выбираются вещества, находящиеся в разных агрегатных состояниях при комнатной температуре.
IV. Работа с графиком зависимости температуры от времени. Составляются вопросы и задаются всем учащимся, обсуждаются ответы.
V. Работа с текстом.
Найти ошибки в тексте, аргументировать свое утверждение.
VI. Решение экспериментальной задачи.
Демонстрируется эксперимент (рисунок установки смотреть в рабочей карте), необходимо объяснить наблюдаемый процесс.
VII. Комментированное домашнее задание и подведение итогов урока.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ, Псков, 1996.
- Перышкин А.В. Физика 8, М.: Дрофа, 2010.
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен, Каро, С-Пб. 2008.
- Энциклопедия для детей “Аванта”: том “Биология”, том “Физика”, М.: “Аванта+”, 2001.
Интернет-ресурсы
Рабочая карта
План работы с формулой:
- для какой физической величины записана формула
- как рассчитать данную физическую величину
- назвать единицы измерения физических величин, входящих в формулу
1. Составьте вопросы, дать ответы на которые можно, используя график зависимости температуры от времени.
2. Найдите ошибки в тексте.
Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками. Включив чайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул– по всему телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там” Вот погодка сегодня! – вместо приветствия произнес он. Солнце – то какое, а температура с утра -20” “Нет -4”, -возразил я. Мы заспорили, потом Толя сообразил в чем дело. “У меня термометр на ветру висит, а у тебя – в укромном месте, поэтому и показывает больше”
3. Экспериментальная задача.
Что наблюдали? Объясните результат эксперимента.
“Подсказки” для решения задачи. 1. При уменьшении атмосферного давления температура кипения уменьшается 2. Жидкость может перемещаться из области высокого давления в область низкого давления. |
Домашнее задание: у многих животных в жару возникает проблема: как спастись от перегрева. Природа наделила различными приспособлениями и свойствами животных, и они теперь по-разному спасаются от жары. Попробуйте выделить основные приспособления и свойства.