Готовимся к ЕГЭ. От анализа текста к сочинению

Разделы: Русский язык


Цели:

  • закрепить умения и навыки работы с текстом;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование:

  • записи на доске;
  • памятки “Композиция сочинения”;
  • тексты на каждой парте;
  • презентация со слайдами, на которых задания, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ);
  • таблицы с критериями оценки этапов сочинения

Методические рекомендации. Перед началом работы с текстом можно обсудить материалы о К.Паустовском, которые могут быть представлены в презентации.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

- Что случится, если не подготовиться к экзамену?

- В чем сильные и слабые стороны вашей подготовки к сочинению?

(“надо”, “хочу”, “могу”)

II. Этап актуализации знаний.

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: “От анализа текста к сочинению”. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Выявление места и причины затруднений.

- Вспомните этапы написания сочинения – рассуждения. Кто забыл, загляните в памятку “Композиция сочинении” (на парте).

- Что, по-вашему, является сложным или вызывает затруднения? Чего опасаетесь? (ответы учащихся)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

- Определите общую цель урока, тему урока.

- Какие действия и в какой последовательности надо осуществить (т.е. построим план достижения цели)

- Выберите способ устранения затруднений (решение упражнений, заданий по тексту)

V. Реализация построенного проекта с использование мультимедийной доски.

1) Чтение текста

- Внимательно прочитайте предложенный текст.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.

(3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.

(4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы “очаровательной красоты” (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.

(6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.

(10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.

(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго.

(13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело.

(15) Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти.

(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.

(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости!

(23) Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г.Паустовскому)

2) Задания по анализу текста

1. Какие проблемы поднимаются автором текста?

  1. Проблема материнства
  2. Проблема формирования личности
  3. Проблема взаимоотношений в семье
  4. Проблема бессердечия и душевной черствости
  5. Проблема одиночества

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

  1. Философская
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Нравственная

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

1. Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло, любовь и заботу.

2. Русская женщина... Её образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости с этим образом. Это заметил и писатель ________, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

- Почему выбрали второй вариант? (ответы учащихя)

- Да, вы это верно подметили

4. Прокомментируйте следующую ситуацию (метод “Мозговой штурм”)

:(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог

VI . Самостоятельна работа.

5. Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

- Поработайте экспертами в группах по 2 человека: оцените комментарий к основной проблеме текста. Отметьте и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Проблему чувства одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины Ивановны, которая выростила дочь и осталась одинокой женщиной. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе несчасной женщины. Прогуливаясь по саду, она как одинокая обветренная липа в облетевшем саду жизни греется воспоменаниями о весне, когда молодой читала Тургенева, как сажала эти деревья. Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама любящая, не смотряниначто.

6. Напишите, как К.Паустовский выражает свое отношение к изображаемому. При необходимости используйте следующие языковые клише (право выбора)

  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ...
  • Автор считает, что ...
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что ...
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что ...

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1.А.Чехов “Ванька”, “Тоска”

2. А.Алексин “Раздел имущества”

3. В.Распутин “Уроки французского”

4. Э. Хемингуэй “Старик и море”

5. Л.Толстой “Война и мир”

6. М.Горький “На дне”

Самостоятельна работа

8. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

  • нельзя остаться равнодушным ...
  • к сожалению ...
  • огорчает то, что ...
  • разделяя переживания автора, хочу сказать, что ...

9. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле... Поступки его должны быть разумны и человечны. Д.С.Лихачев

- Проверьте себя (ответ на интерактивной доске)

Прочитайте фрагмент сочинения. Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.

VII. Рефлексия учебной деятельности (метод “Мудрый совет”)

VIII. Домашнее задание

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.