Цель урока: Продолжить формирование представлений о сущности и значении гидролиза солей;составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава каждой соли. Приложение 2
Задачи урока: Формировать умения теоретически обосновывать результаты эксперимента по гидролизу солей; научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии; сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента.
Оборудование: Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; таблица “Окраска индикаторов в различных средах”; растворы солей: хлорида цинка, фосфата натрия, хлорид калия; универсальная индикаторная бумажка; мультимедийное устройство
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Активизация знаний учащихся:
Гидролиз – реакция обмена между растворимыми солями и водой
Сильные кислоты – кислоты, являющиеся сильными электролитами (H2SO4, HCl, HNO3, HBr, HI, HClO4 и другие)
Слабые кислоты – кислоты, являющиеся слабыми электролитами (H2CO3, H2SO3, H2S, H2SiO3, H3PO4 и другие)
Сильные основания – сильные электролиты - щелочи (NaOH, KOH, Ca(OH)2 и другие)
Слабые основания – нерастворимые основания, слабые электролиты (Cu(OH)2, Al(OH)3 и другие) Приложение 3
III. Выполнение упражнений.
Задание: По материалам видеосюжета заполнить таблицу Приложение 4
Формула соли | Уравнение реакции гидролиза | Среда раствора |
Таблицу заполнить по вариантам.
I вариант. Записать уравнения реакции для следующих солей: Na2SiO3, Na2SO4, NH4Cl
II вариант. Записать уравнения реакции для следующих солей: ZnSO4, NaCl, Na2CO3 Приложение 5
Экспериментальная задача: Исследуйте реакцию среды растворов солей: КCl, Na3PO4, ZnCl2, результаты занесите в таблицу и на основании наблюдений сделайте вывод о типе соли, типе гидролиза (по какому иону) и среде раствора соли. Приложение 6
I этап выполнения работы:Определитьхарактер среды в растворах солей с помощью индикатора.(Работа с таблицей) Приложение 7
II этап выполнения работы: Записать уравнения реакций гидролиза предложенных солей. Все данные оформить в таблице. Приложение 8
Уравнение реакции гидролиза | Тип гидролиза | |
КCl | ||
Na3PO4 | ||
ZnCl2 |
По результатам выполненных заданий назвать типы известных нам солей по силе исходных кислот и оснований.
Классификация солей. Приложение 9
1 тип: Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой
KNO3, Na2SO4, ...
2 тип: Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой
Сu(NO3)2, FeSO4, ...
3 тип: Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой
Na2CO3, K2S, ...
4 тип: Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой
ZnS, FeSO3, ...
Рассмотрим, каковоместо гидролиза солей в заданиях ЕГЭ. Приложение 10
Задания А-24 (ЕГЭ)
Кислую среду имеет водный раствор:
- K3PO4
- NaCl
- Na2CO3
- ZnSO4
Задания В-4 (ЕГЭ-2013)
Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
Формула соли | Среда раствора |
А) KNO2 | 1) кислая |
Б) Al2(SO4)3 | 2) щелочная |
B) KNO3 | 3) нейтральная |
Г) KCN |
Гораздо более значим и многообразен гидролиз обратимый. Например, в результате гидролиза алюмосиликатов происходит разрушение горных пород. Гидролиз карбоната натрия, фосфата натрия применяется для очистки воды и уменьшения её жёсткости. Приложения 11,12,13
Значение гидролиза в природе
- Преобразование земной коры
- Обеспечение слабощелочной среды морской воды
Значение гидролиза в народном хозяйстве
- Порча производственного оборудования
- Выработка из непищевого сырья ценных продуктов (бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи)
- Очистка промышленных стоков и питьевой воды
- Подготовка тканей к окрашиванию
- Известкование почв
Значение гидролиза в повседневной жизни человека
- Стирка
- Мытье посуды
- Умывание с мылом
- Процессы пищеварения
IV. Закрепление
Задание: Приложение 14
Исключите лишнюю соль из списка:
А) ZnCl2, CuSO4, KNO3, Ni(NO3)2
Б) K2S, AgNO3, CrCl3, Pb(NO3)2
В) Na2S, CaCl2, Li3PO4, K2CO3
Г) KNO3, MgBr2, Na2SO4, CaI2
Д) SnCl2, Al(NO3)3, PbSO4, Fe2(SO4)3
Напишите уравнения реакций гидролиза выбранных вами солей.
V. Домашнее задание
Параграф 16, упр. 3 - 8 стр. 186.
По вопросу приложений обращайтесь к автору статьи.