Цель:
- Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”.
- Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
- Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
- Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
- Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией.
- Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.П. Чехова, толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Подведение итогов конкурса рисунков по произведению А.П.Чехова “Степь”.
- Найти ошибку в плане. Расставить всё правильно, в соответствии с сюжетом рассказа.
3. Произведение Чехова “Ванька”.
1. Вступление.
- Ребята, откройте учебники на странице 77 и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся? (слайд 1)
- Да, это произведение А.П.Чехова “Ванька”. (слайд 2)
- Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.
Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.
У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя вы уже знаете?
(слайды 3-4)
2. Подготовка к восприятию текста.
- Что вы можете сказать о жизни детей?
Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли счастливое детство?
Зная и другое детство, тяжелое, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в своем произведении “Ванька”.
(слайд 5)
Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.
И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш
ровесник, привезенный из деревни в большой город.
Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона
Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в
жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть
отличия и разобщённость этих двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время,
представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в
избе при свече сидит на коленях перед скамьей
мальчик и что-то пишет…
(слайд 6)
3. Первичное восприятие текста. Читает вслух учитель или заранее подготовленные ученики.
Обсуждение с учениками первого впечатления от прослушанного рассказа.
- Ваши впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания детей)
- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?
4. Словарная работа.
- В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления.
Постарайтесь объяснить их значение. Для этого вы можете использовать словарь.
Каждая группа ищет значения слов в толковых словарях.
(слайд 7)
- 1 группа - заутреня, колодка, шпандырь;
- 2 группа - клирос, выволочка, тулуп;
- 3 группа - образ, ледник, горничная;
- 4 группа - подпасок, кучер, ямщик.
(слайды 8-9)
Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.
Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба.
Образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты.
Подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер).
5. Чтение “про себя”.
6. Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту).
- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо.
(слайд 10)
- В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).
- Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”).
- Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество.
- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова:
“высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.
- Какие из этих слов подходят к словесному портрету дедушки?
- А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте.
- Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?
(слайд 11-12)
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему?
- Найдите и прочитайте описание ночной деревни.
- Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.
- Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника?
(слайд 13)
- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой?
- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку.
- Какое настроение передает этот отрывок?
- Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне?
- Похожа она на городских хозяев Ваньки?
- Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну?
(“…от нечего делать выучила …”)
- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?
- Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги)
- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?
- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?
(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)
Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.
Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.
- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки.
- За что была выволочка Ваньке?
- Как кормят Ваньку?
- Спит ли Ванька ночью?
(слайд 14)
- Как к нему относятся подмастерья?
(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)
- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.
- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)
- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило?
- Интересны ли его наблюдения относительно Москвы? Прочитайте. О Москве Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.
(слайд 16)
7. Характеристика главного персонажа.
(слайд 17)
- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.
(высказывания детей)
- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.
Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.
- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.
- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.
- Какая речь у Ваньки?
- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.
- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им.
- А как вы относитесь к Ваньке?
- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?
- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?
- Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)
-Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только собственной участи, это движение души нравственно чистой и доброй.
3. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.
Домашнее задание: Упражнения в выразительном чтении эпизодов “Ванька”, “Как Ванька собирается писать письмо” “Письмо”, “Описание Москвы”, “Дедушка”, “Описание морозной ночи в деревне”, “Дед рубит елку”, “Елка в барском доме”, “Обещания Ваньки”, “Собака Вьюн”.