Интегрированный урок (география + физическая культура) по теме "Гимнастика: акробатика. Африка"

Разделы: География, Спорт в школе и здоровье детей


Вид урока: нетрадиционный, урок-соревнование.

Личностные универсальные действия:

  • Самоопределение – сознание ответственности человека за общее благополучие.
  • Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Смыслообразование – мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
  • Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Регулятивные универсальные действия:

  • Саморегуляция – стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.
  • Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения

Познавательные универсальные действия:

  • Общеучебные – определять, где применяются действия; ставить, формулировать и решать проблемы; уметь структурировать знания.
  • Универсальные логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные универсальные действия:

  • Управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свое поведение, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
  • Взаимодействие – формировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Интеграция осуществляется на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность).

Уровень интеграции – объединение естественнонаучной и гуманитарной культур, осуществляется поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию потенциала предметов.

Цель урока: повторить, обобщить и оценить знания, умения обучающихся по теме “Африка”. Привести в систему знания учащихся по акробатике, через повторение и обобщение учебного материала. Показать связь физической силы и силы знаний.

Задачи по географии:

  • Обучающая: повторить изученный материал, закрепить знания географической номенклатуры.
  • Развивающая: продолжать развивать умения и навыки работать с тематической, физической картой, с контурной картой, с климатограммами, с дополнительными источниками информации.
  • Воспитывающая:
    • Cоздать условия, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлеченность, настойчивость, любознательность).
    • Способствовать формированию чувства товарищества, дружбы.
    • Воспитывать ответственность, умение работать в группах.

Оборудование: карта “Африка. Физическая карта”, раздаточный материал, музыка, “черный ящик”, африканские пословицы и поговорки.

Методы обучения: Наглядный, словесный, репродуктивный. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение). Методы самостоятельной работы, практический.

Форма урока: игра.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Задачи по физической культуре:

1. Совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений.

2. Способствовать развитию силовых качеств.

3. Содействовать формированию здорового образа жизни, потребности систематического занятия физическими упражнениями, доброжелательности, дисциплинированности, чувства коллективизма.

Оборудование и инвентарь:

1. Гимнастические маты – 6 штук.

2. Гимнастические скамейки – 4 штуки.

Ход урока

I. Подготовительная часть. (12 – 13 мин).

1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока учителями физкультуры и географии.

Учитель физкультуры.

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой.

2. Совершенствовать строевые упражнения на месте.

3. Ходьба: на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову; на внешней и внутренней стороне стоп, руки на поясе.

4. Бег: обычный; приставным шагом правым и левым боком; спиной

вперёд; с прямыми ногами вперёд; с прямыми ногами назад; обычный.

5. Ходьба. Перестроение в колонну по три в движении.

6. ОРУ на месте без предметов.

И.п. – о.с.

1 – руки в стороны;

2 – руки вверх;

3 – руки вперёд;

4 – и.п.

И.п. – о.с. 1—2 – левую назад на носок, руки вверх, прогнуться;

3—4 – и.п.

И.п. – стойка, руки согнуты перед собой.

1— 2 – отведение согнутых рук назад;

3—4 – отведение прямых рук влево;

5—8 – то же вправо.

И.п. – о.с.

1—левую в сторону на носок, руки вверх;

2—наклон влево.

3—4 – и.п.

5—8 – то же вправо.

И.п. – о.с.

1 – наклон назад, руки вверх;

2 – наклон, руки в стороны;

3 – присед, руки вперёд;

4 – и.п.

И.п. – о.с.

1– упор присев;

2 – упор лёжа;

3 – упор присев;

4 – и.п.

И.п. – о.с.

1 – 3 – прыжки на месте;

4 – прыжок с поворотом на 360°.

8. Перестроение в колонну по одному.

10"

30"

1'

 

 

40"

 

 

20"

5'

6 раз

 

 

6 раз

 

 

6 раз

 

 

 

 

 

6 раз

 

 

 

 

6 раз

 

 

 

6 раз

 

 

 

6 раз

10"

 

 

Напомнить инструкцию № 41.

Команды налево, направо, кругом.

Следить за осанкой, смотреть вперёд.

 

Темп слабосредний.

 

 

Восстановление дыхания. Команда “В колонну по три налево – Марш!”

 

Прогнуться, посмотреть вверх.

 

 

 

Руки не сгибать.

 

 

Руки точно перед собой.

 

 

 

 

 

Наклон точно в сторону.

 

 

 

 

Выполнять под счёт.

 

 

 

Выполнять под счёт.

 

 

 

 

 

Команда “В колонну по одному налево в обход шагом – Марш!”

Учитель географии.

Географическая разминка:

  1. В каком полушарии расположена большая часть материка?
  2. В какой части Африку пересекает нулевой меридиан?
  3. Самая длинная река.
  4. Самая большая пустыня.
  5. Самые молодые горы.
  6. Самые старые горы.
  7. Река пересекающая дважды экватор.
  8. Самая высокая точка материка.
  9. Самое большое по площади озеро материка.
  10. Как называются пересыхающие русла рек Африки?
  11. Какая форма рельефа преобладает в Африке?
  12. Назовите средние высоты континента.
  13. Почему в рельефе материка преобладают равнины?
  14. Объясните существование на берегу Атлантического океана пустыни Намиб.

II. Основная часть. (27 – 29 мин.)

За правильное выполнение заданий по географии команде даётся жетон. Дополнительно команда получает жетон, если пришла в эстафете первой.

Конкурс 1: “Черный ящик”.

Задание по географии. Каждой команде дан чёрный ящик.

Текст для команды 1

“Голова любит жаркое солнце, а ноги – холодную воду” - так гласит народная мудрость. В тени этого дерева возможно земледелие. Плоды его едят сырыми, варенными, жаренными, вяленными. Животные тоже охотно их едят. В некоторых районах Африки ее плоды заменяют деньги. Даже рыбу в оазисах иногда ловят на них.

Текст для команды 2

Цветы этого дерева распускаются ночью, опыляют их летучие мыши. Его листья отваривают и едят как овощи, его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому его называют “лимонадным деревом”. Питательные плоды любят и обезьяны, отсюда другое название: “обезьянье дерево”. Из коры получают необычайно прочные волокна, из которых вырабатывают рыболовные сети, мешки, бумагу и даже одежду. Живет это дерево очень долго и тысячу и три тысячи лет. В дуплах некоторых великанов размещаются бани, тюрьмы, автостанции и т.д.

Команда должна отгадать, что находиться в чёрном ящике и записать на лист бумаги.

После чего перейти к спортивной эстафете.

Эстафета. 1-й участник выполняет кувырок вперёд – лечь на гимнастическую скамейку, проползти, подтягиваясь руками (одновременно) – кувырок в стойку на лопатках, перекат в упор присев (М); кувырок вперёд (Д) – оббегает стойку и, возвратившись к команде, передаёт эстафету следующему и т.д.

Конкурс 2: Вокруг Африки.

Задание по географии. На к/к Африки команды наносят объекты береговой линии.

  1. Гибралтарский пролив.
  2. Средиземное море.
  3. Суэцкий канал.
  4. Красное море.
  5. Полуостров Сомали.
  6. Остров Мадагаскар.
  7. Мозамбикский пролив.
  8. Индийский океан.
  9. Гвинейский залив.
  10. Канарские острова.
  11. Аденский залив.
  12. Баб-эль-Мандебский пролив.
  13. Сомалийское течение.
  14. Мозамбикское течение.
  15. Течение мыса Игольного.
  16. Мыс Игольный.
  17. Бенгельское течение.
  18. Гвинейское течение.
  19. Мыс Альмади.
  20. Мыс Рас-Хафун.
  21. Канарские острова.
  22. Канарское течение.

Эстафета. 1-й участник проползает по гимнастическому мату – выполняет прыжки через скамейку ноги вместе – кувырок назад (М); кувырок назад в полушпагат (Д) – выполняет задание по географии – оббегает стойку и, возвратившись к команде, передаёт эстафету следующему и т.д.

Конкурс 3: Географическая почта.

Задание по географии. Течением принесло сумку с почтой. Надо ее верно разложить. Одна команда отбирает объекты, относящиеся к внутренним водам Африки, другая – рельеф Африки.

Внутренние воды Рельеф
Нил Атлас
Нигер Тубкаль
Конго Эфиопское
Чад Восточно-Африканское
Виктория Капские
Тана Драконовы
Ньяса Тибести
Танганьика Ахаггар
Замбези Килиманджаро
Оранжевая Камерун
Лимпоп Кения

Эстафета. 1-й участник пробегает по гимнастической скамейке – прокатывается боком по гимнастическому мату – выполняет задание по географии – оббегает стойку и возвратившись к команде, передаёт эстафету следующему и т.д.

Конкурс 4: Климатические пояса и природные зоны.

Задание по географии.

Синее море!

Белый пароход!

Говорят, что в Африке лето круглый год!

Говорят, что в Африке круглый год жара.

Разобраться с этим нам пора!

На контурной карте Африки:

Команда 1: составить карту климатических поясов.

Команда 2: составить карту природных зон.

Задание обеим командам: определить по климатограммам климатический пояс, дать краткую его характеристику.

Конкурс 5: Игры народов Африки.

Каждая команда показывает домашнее задание - народную африканскую игру.

“Буйволы в загоне” (Судан).

Ход игры: играют 10 и более человек. Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбега пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

“Африканские салки по кругу” (Танзания).

Ход игры: играю 10 и более человек. Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладёт лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встаёт на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок. (3–5 мин).