Вид урока: нетрадиционный, урок-соревнование.
Личностные универсальные действия:
- Самоопределение – сознание ответственности человека за общее благополучие.
- Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Смыслообразование – мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
- Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Регулятивные универсальные действия:
- Саморегуляция – стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.
- Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения
Познавательные универсальные действия:
- Общеучебные – определять, где применяются действия; ставить, формулировать и решать проблемы; уметь структурировать знания.
- Универсальные логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Коммуникативные универсальные действия:
- Управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свое поведение, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Взаимодействие – формировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Интеграция осуществляется на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность).
Уровень интеграции – объединение естественнонаучной и гуманитарной культур, осуществляется поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию потенциала предметов.
Цель урока: повторить, обобщить и оценить знания, умения обучающихся по теме “Африка”. Привести в систему знания учащихся по акробатике, через повторение и обобщение учебного материала. Показать связь физической силы и силы знаний.
Задачи по географии:
повторить изученный материал,
закрепить знания географической номенклатуры.
Оборудование: карта “Африка. Физическая карта”, раздаточный материал, музыка, “черный ящик”, африканские пословицы и поговорки.
Методы обучения: Наглядный, словесный, репродуктивный. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение). Методы самостоятельной работы, практический.
Форма урока: игра.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи по физической культуре:
1. Совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений.
2. Способствовать развитию силовых качеств.
3. Содействовать формированию здорового образа жизни, потребности систематического занятия физическими упражнениями, доброжелательности, дисциплинированности, чувства коллективизма.
Оборудование и инвентарь:
1. Гимнастические маты – 6 штук.
2. Гимнастические скамейки – 4 штуки.
Ход урока
I. Подготовительная часть. (12 – 13 мин).
1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока учителями физкультуры и географии.
Учитель физкультуры.
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1. Инструктаж по технике безопасности на
занятиях гимнастикой. 2. Совершенствовать строевые упражнения на месте. 3. Ходьба: на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову; на внешней и внутренней стороне стоп, руки на поясе. 4. Бег: обычный; приставным шагом правым и левым боком; спиной вперёд; с прямыми ногами вперёд; с прямыми ногами назад; обычный. 5. Ходьба. Перестроение в колонну по три в движении. 6. ОРУ на месте без предметов. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки вперёд; 4 – и.п. И.п. – о.с. 1—2 – левую назад на носок, руки вверх, прогнуться; 3—4 – и.п. И.п. – стойка, руки согнуты перед собой. 1— 2 – отведение согнутых рук назад; 3—4 – отведение прямых рук влево; 5—8 – то же вправо. И.п. – о.с. 1—левую в сторону на носок, руки вверх; 2—наклон влево. 3—4 – и.п. 5—8 – то же вправо. И.п. – о.с. 1 – наклон назад, руки вверх; 2 – наклон, руки в стороны; 3 – присед, руки вперёд; 4 – и.п. И.п. – о.с. 1– упор присев; 2 – упор лёжа; 3 – упор присев; 4 – и.п. И.п. – о.с. 1 – 3 – прыжки на месте; 4 – прыжок с поворотом на 360°. 8. Перестроение в колонну по одному. |
10" 30" 1'
40"
20" 5' 6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз 10"
|
Напомнить инструкцию № 41. Команды налево, направо, кругом. Следить за осанкой, смотреть вперёд.
Темп слабосредний.
Восстановление дыхания. Команда “В колонну по три налево – Марш!”
Прогнуться, посмотреть вверх.
Руки не сгибать.
Руки точно перед собой.
Наклон точно в сторону.
Выполнять под счёт.
Выполнять под счёт.
Команда “В колонну по одному налево в обход шагом – Марш!” |
Учитель географии.
Географическая разминка:
- В каком полушарии расположена большая часть материка?
- В какой части Африку пересекает нулевой меридиан?
- Самая длинная река.
- Самая большая пустыня.
- Самые молодые горы.
- Самые старые горы.
- Река пересекающая дважды экватор.
- Самая высокая точка материка.
- Самое большое по площади озеро материка.
- Как называются пересыхающие русла рек Африки?
- Какая форма рельефа преобладает в Африке?
- Назовите средние высоты континента.
- Почему в рельефе материка преобладают равнины?
- Объясните существование на берегу Атлантического океана пустыни Намиб.
II. Основная часть. (27 – 29 мин.)
За правильное выполнение заданий по географии команде даётся жетон. Дополнительно команда получает жетон, если пришла в эстафете первой.
Конкурс 1: “Черный ящик”.
Задание по географии. Каждой команде дан чёрный ящик.
Текст для команды 1
“Голова любит жаркое солнце, а ноги – холодную воду” - так гласит народная мудрость. В тени этого дерева возможно земледелие. Плоды его едят сырыми, варенными, жаренными, вяленными. Животные тоже охотно их едят. В некоторых районах Африки ее плоды заменяют деньги. Даже рыбу в оазисах иногда ловят на них.
Текст для команды 2
Цветы этого дерева распускаются ночью, опыляют их летучие мыши. Его листья отваривают и едят как овощи, его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому его называют “лимонадным деревом”. Питательные плоды любят и обезьяны, отсюда другое название: “обезьянье дерево”. Из коры получают необычайно прочные волокна, из которых вырабатывают рыболовные сети, мешки, бумагу и даже одежду. Живет это дерево очень долго и тысячу и три тысячи лет. В дуплах некоторых великанов размещаются бани, тюрьмы, автостанции и т.д.
Команда должна отгадать, что находиться в чёрном ящике и записать на лист бумаги.
После чего перейти к спортивной эстафете.
Эстафета. 1-й участник выполняет кувырок вперёд – лечь на гимнастическую скамейку, проползти, подтягиваясь руками (одновременно) – кувырок в стойку на лопатках, перекат в упор присев (М); кувырок вперёд (Д) – оббегает стойку и, возвратившись к команде, передаёт эстафету следующему и т.д.
Конкурс 2: Вокруг Африки.
Задание по географии. На к/к Африки команды наносят объекты береговой линии.
- Гибралтарский пролив.
- Средиземное море.
- Суэцкий канал.
- Красное море.
- Полуостров Сомали.
- Остров Мадагаскар.
- Мозамбикский пролив.
- Индийский океан.
- Гвинейский залив.
- Канарские острова.
- Аденский залив.
- Баб-эль-Мандебский пролив.
- Сомалийское течение.
- Мозамбикское течение.
- Течение мыса Игольного.
- Мыс Игольный.
- Бенгельское течение.
- Гвинейское течение.
- Мыс Альмади.
- Мыс Рас-Хафун.
- Канарские острова.
- Канарское течение.
Эстафета. 1-й участник проползает по гимнастическому мату – выполняет прыжки через скамейку ноги вместе – кувырок назад (М); кувырок назад в полушпагат (Д) – выполняет задание по географии – оббегает стойку и, возвратившись к команде, передаёт эстафету следующему и т.д.
Конкурс 3: Географическая почта.
Задание по географии. Течением принесло сумку с почтой. Надо ее верно разложить. Одна команда отбирает объекты, относящиеся к внутренним водам Африки, другая – рельеф Африки.
Внутренние воды | Рельеф |
Нил | Атлас |
Нигер | Тубкаль |
Конго | Эфиопское |
Чад | Восточно-Африканское |
Виктория | Капские |
Тана | Драконовы |
Ньяса | Тибести |
Танганьика | Ахаггар |
Замбези | Килиманджаро |
Оранжевая | Камерун |
Лимпоп | Кения |
Эстафета. 1-й участник пробегает по гимнастической скамейке – прокатывается боком по гимнастическому мату – выполняет задание по географии – оббегает стойку и возвратившись к команде, передаёт эстафету следующему и т.д.
Конкурс 4: Климатические пояса и природные зоны.
Задание по географии.
Синее море!
Белый пароход!
Говорят, что в Африке лето круглый год!
Говорят, что в Африке круглый год жара.
Разобраться с этим нам пора!
На контурной карте Африки:
Команда 1: составить карту климатических поясов.
Команда 2: составить карту природных зон.
Задание обеим командам: определить по климатограммам климатический пояс, дать краткую его характеристику.
Конкурс 5: Игры народов Африки.
Каждая команда показывает домашнее задание - народную африканскую игру.
“Буйволы в загоне” (Судан).
Ход игры: играют 10 и более человек. Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбега пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.
“Африканские салки по кругу” (Танзания).
Ход игры: играю 10 и более человек. Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладёт лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встаёт на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок. (3–5 мин).