Классный час "Пишем синквейн о Якутии"
Цели:
- формировать чувство любви к родному краю;
- развивать творческие способности учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство с учащимися
II. Вводная беседа учителя с учащимися
– Мы живём в Усть-Майском районе, который расположен на востоке
центральной Якутии. Родилась и выросла я среди среднерусской
природы, с детства привыкла к спокойным, простым русским пейзажам:
полям, лугам, перелескам, холмам. Но вот уже на протяжении 22 лет я
живу в Якутии. Якутская земля стала мне родной и близкой. У нас
очень красивые места: широкая река Алдан, Лена, густая, щедрая
тайга, золотоносные горы. Я очень люблю этот суровый край. А как вы
относитесь к своему родному городу, к своей республике?
– Как человек может выразить свою любовь к родине? (писать картины,
музыку, стихи)
Я предлагаю вам сегодня написать стихи о нашем с вами родном крае –
о Якутии. Да-да, стихи, только не совсем обычные. Мы будем писать
синквейн. (Презентация)
III. Осмысление понятия «Синквейн»
– Что же такое синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам.
Правила составления синквейна
одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею; (мама)
два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль; (добрая, родная)
три слова, глаголы, описывающие действия в рамках
темы; (любит, воспитывает, защищает)
фраза из нескольких слов, показывающая отношение к
теме, заявленной в первой строчке; (я люблю свою маму)
слово или несколько слов, связанные с первым,
отражающие сущность темы. (счастье)
Мама
Добрая, родная,
Любит, воспитывает, защищает
Счастье!
IV. Речевая подготовка с написанию синквейна о Якутии.
(Просмотр видеофильма о Якутии.)
– Итак, тему мы заявляем в слове «Якутия». Какое ещё слово можно
использовать в качестве темы нашего синквейна?
(Родина)
– Работаем над второй строчкой. Какими прилагательными мы можем
охарактеризовать нашу родину – Якутию? (Суровая, морозная,
холодная, снежная, алмазная, золотоносная, щедрая, благодатная,
богатая)
– С помощью глаголов давайте попробуем осмыслить, какие
действия выполняет родина, Якутия по отношению к нам, людям,
живущим на этой суровой, но щедрой ми благодатной земле?
(Кормит, согревает, испытывает, защищает)
– Придумайте несколько маленьких предложений, показывающих ваше
отношение к теме синквейна – Якутии, родине. (Я люблю свою
родину. Родина похожа на заботливую маму. Как здорово жить в
Якутии.)
– Какие ассоциации вызывает у вас тема нашего синквейна? Какие
синонимы вы можете подобрать к словам Якутия, родина? Это слово или
словосочетание станет заключительным в нашей работе. (Счастье.
Великолепие. Благодать.)
V. Самостоятельное написание синквейна о Якутии
– Теперь вы готовы самостоятельно сочинить синквейн, в котором можете выразить свои чувства к родному краю. Работать будете в парах. Договаривайтесь, какие слова из подобранных вы будете использовать в каждой из 5 строчек. А может быть, вы придумаете свои прилагательные, глаголы. Возможно, кто-нибудь успеет написать два стихотворения.
VI. Социализация результатов работы
– А теперь мы с вами можем провести мини-фестиваль поэзии, посвящённой родному краю. Представьте ваши работы слушателям – вашим одноклассникам.
V. Итоги работы. Рефлексия