Цели:
- формировать чувство любви к родному краю;
- развивать творческие способности учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство с учащимися
II. Вводная беседа учителя с учащимися
– Мы живём в Усть-Майском районе, который
расположен на востоке центральной Якутии.
Родилась и выросла я среди среднерусской
природы, с детства привыкла к спокойным, простым
русским пейзажам: полям, лугам, перелескам,
холмам. Но вот уже на протяжении 22 лет я живу в
Якутии. Якутская земля стала мне родной и
близкой. У нас очень красивые места: широкая река
Алдан, Лена, густая, щедрая тайга, золотоносные
горы. Я очень люблю этот суровый край. А как вы
относитесь к своему родному городу, к своей
республике?
– Как человек может выразить свою любовь к
родине? (писать картины, музыку, стихи)
Я предлагаю вам сегодня написать стихи о нашем с
вами родном крае – о Якутии. Да-да, стихи, только
не совсем обычные. Мы будем писать синквейн. (Презентация)
III. Осмысление понятия «Синквейн»
– Что же такое синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам.
Правила составления синквейна
одно слово, обычно существительное,
отражающее главную идею; (мама)
два слова, прилагательные, описывающие
основную мысль; (добрая, родная)
три слова, глаголы, описывающие
действия в рамках темы; (любит, воспитывает,
защищает)
фраза из нескольких слов, показывающая
отношение к теме, заявленной в первой строчке; (я
люблю свою маму)
слово или несколько слов, связанные с
первым, отражающие сущность темы. (счастье)
Мама
Добрая, родная,
Любит, воспитывает, защищает
Счастье!
IV. Речевая подготовка с написанию синквейна о Якутии.
(Просмотр видеофильма о Якутии.)
– Итак, тему мы заявляем в слове «Якутия». Какое
ещё слово можно использовать в качестве темы
нашего синквейна? (Родина)
– Работаем над второй строчкой. Какими
прилагательными мы можем охарактеризовать нашу
родину – Якутию? (Суровая, морозная, холодная,
снежная, алмазная, золотоносная, щедрая,
благодатная, богатая)
– С помощью глаголов давайте попробуем
осмыслить, какие действия выполняет родина,
Якутия по отношению к нам, людям, живущим на этой
суровой, но щедрой ми благодатной земле? (Кормит,
согревает, испытывает, защищает)
– Придумайте несколько маленьких предложений,
показывающих ваше отношение к теме синквейна –
Якутии, родине. (Я люблю свою родину. Родина
похожа на заботливую маму. Как здорово жить в
Якутии.)
– Какие ассоциации вызывает у вас тема нашего
синквейна? Какие синонимы вы можете подобрать к
словам Якутия, родина? Это слово или
словосочетание станет заключительным в нашей
работе. (Счастье. Великолепие. Благодать.)
V. Самостоятельное написание синквейна о Якутии
– Теперь вы готовы самостоятельно сочинить синквейн, в котором можете выразить свои чувства к родному краю. Работать будете в парах. Договаривайтесь, какие слова из подобранных вы будете использовать в каждой из 5 строчек. А может быть, вы придумаете свои прилагательные, глаголы. Возможно, кто-нибудь успеет написать два стихотворения.
VI. Социализация результатов работы
– А теперь мы с вами можем провести мини-фестиваль поэзии, посвящённой родному краю. Представьте ваши работы слушателям – вашим одноклассникам.
V. Итоги работы. Рефлексия