Метод проектов на уроках профессионально-трудового обучения в СКОШ VIII вида

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Цель: вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность в процессе складывания салфеток при сервировке праздничного стола.

Задачи:

  • Познавательные:
    • Учащиеся должны иметь представление об истории салфетки, о правилах столового этикета и эстетического оформления стола.
    • Учащиеся должны быть ознакомлены с основами выполнения проекта.
  • Обучающие:
    • Учащиеся должны знать правила складывания салфеток при сервировке стола, уметь эстетически красиво оформлять стол и соблюдать правила техники безопасности при работе.
  • Развивающие:
    • Учащиеся должны проявлять творческое воображение, эстетический вкус и восприятие при складывании салфеток и сервировке стола.
    • Учащиеся должны уметь переносить знания, усвоенные на уроке, на аналогичную ситуацию.
    • Учащиеся должны уметь взаимодействовать и общаться в процессе проектирования и защиты проекта.
  • Воспитательные:
    • Учащиеся должны проявлять трудолюбие, внимательность, чувство ответственности за порученную работу, способность самостоятельно принимать решения.
    • Учащиеся должны иметь вкус, желание принимать пищу за красиво сервированным столом.

Этапы выполнения и критерии оценивания проекта:

1. Подготовительный этап (обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, обоснование выбора проекта, исследование проблемы).
2. Конструкторский этап (рассмотрение вариантов, отбор оптимального варианта, составление плана работы, подбор предметов сервировки).
3. Технологический этап (выполнение пр. части – складывание тканевой салфетки, сервировка стола, учёт требований при сервировке стола, соблюдение правил техники безопасности).
4. Заключительный этап (правила этикета, эстетическое оформление стола, отчёт о проделанной работе, защита проекта, итоги, обсуждение проекта, рефлексия).
5. Критерии оценивания проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, оригинальность при защите проекта).

Проблема: желание учащихся красиво складывать салфетки и сервировать стол для праздничных мероприятий при отсутствии соответствующих знаний и умений.

Оборудование, наглядность, предметы сервировки:

– мультимедийный проектор, экран;
– методические разработки по проекту в форме презентаций;
– пооперационные карты и техника безопасности в форме презентаций;
– тканевые салфетки и скатерти; 
– предметы сервировки стола.

Предварительная работа:

– сбор и обработка необходимой информации по складыванию тканевых салфеток и сервировке стола, обращение к банку данных.

Индивидуальная работа и диффиренцированный подход: индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции.

Содержание урока

 1. Организационный момент

 Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Подготовительный этап проекта

1) Обсуждение темы и цели проекта, определение проблемы

В жизни людей много приятных событий и праздников. Это и Новый год, и Юбилей, и День рождения. К праздникам люди всегда готовятся и стараются отметить среди родных и друзей.

С любовью накрытый стол – гордость многих хозяек. Посмотрите на эти картинки. Где лучше проведена сервировка? Почему? Как вы думаете, всё ли может сразу получиться? Нет. Нужно внимательно посмотреть, попробовать. Девочки! кто хочет попробовать сложить такую салфетку. Не получилось?

Хотите этому научиться? Давайте вместе поучимся складывать салфетки.

– Тема нашего урока «Эстетическое оформление стола. Способы складывания салфеток».
– Сегодня мы будем учиться складывать тканевые салфетки различными способами, сервировать ими праздничный стол.
– А теперь внимание на экран.

Презентация 1 «Салфетки для сервировки»

2) Краткая формулировка  задачи

Сервировка стола – дело творческое и здесь существуют правила, которые следует принимать во внимание. Сегодня мы с вами попробуем определить основные правила складывания салфеток при сервировке праздничного стола.

Презентация 2 «Творческий проект»

3) Обоснование выбора и актуальность проекта

Девочки! У каждой из нас раз в году случается приятное событие – день рожденья. И каждая из нас хочет, чтобы этот день принёс радость, которую желает разделить с друзьями, повеселиться за праздничным столом. Как сделать, чтобы этот день запомнился нам всем надолго?

ПРОБЛЕМА: Мы очень хотим научиться складывать салфетки и сервировать стол для праздников, но не знаем, как это сделать.

4) Исследование проблемы

Праздники – это, прежде всего радость, положительные эмоции и, конечно же, красивый праздничный стол.
Сервируя праздничный стол, мы будем знакомиться с искусством складывания салфеток, которое обязательно пригодится нам в жизни. Девочки, где нам это умение может пригодиться?
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
Основная цель сервировки – создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами сервировки.
Про сервировку стола мы знаем ещё не всё, предлагаю поговорить сегодня о салфетках. Что вы знаете о салфетках?
Наверное, многие из вас не знают историю появления салфеток, которые были важной частью традиционных праздников, свадеб, дней рождений. Салфетки и скатерти могли переходить по наследству, служить приданным или ценным подарком.

3. Конструкторский этап проекта

Презентация 3 «Складывание салфеток»

1. Рассмотрение вариантов.
2. Отбор оптимального варианта.
3. Составление плана работы.
4. Подбор предметов сервировки, техника безопасности.

4. Технологический этап проекта

Практическая часть –  складывание салфеток и сервировка стола.
Учащиеся выполняют практическую работу по складыванию салфеток и оформлению творческого проекта.

5. Заключительный этап проекта

Презентация 4 «Защита проекта»

1) Организация самоконтроля в соответствии с правилами  этикета  и требованиями к эстетическому оформлению стола.

2) Защита  творческого проекта.

Во время защиты творческого проекта учащиеся представляют свою композицию по сервировке стола, рассказывают о ней по следующему плану:

– описание композиции;
– описание способа складывания салфеток;
– расположение салфеток на столе;
– собственная оценка выполненной работы.

3) Итоги.

1. Сегодня мы проводили …
2. Мы учились складывать …
3. Определяли, как можно разложить … за праздничным столом для того, чтобы гостям было удобно.
4. Эти знания пригодятся нам в дальнейшей жизни при организации … или встреч с друзьями.
5. Ещё мы поняли, что …  вызывает аппетит и хорошее настроение.
6. Это полезно для …
7. Урок доставил нам …, а в дальнейшем, мы хотели бы провести …

4) Обсуждение творческого проекта

  • Какой из проектов понравился больше всего и почему?
  • Какой проект более интересен и оригинален?
  • Какой проект в большей степени соответствует заданным требованиям?
  • Какой проект был наиболее трудным?
  • Хотите вы ещё заниматься этим проектом? Каким?
  • Девочки, как вы думаете, для человека какой профессии необходимо умение складывать салфетки? 

5) Рефлексия

– Какие вы умницы, очень много знаете о сервировке стола. Где вы брали информацию о салфетках?
– Мы читали книги и журналы о салфетках и сервировке стола, проходили этот материал на уроке и на внеклассных занятиях.
– Как вы думаете, где могут пригодиться вам в дальнейшем эти знания?
 – Эти знания могут пригодиться нам в жизни при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями, а также в будущем на работе.
– Можем ли мы применить свои умения в школе?
– Можно проводить сервировку в школе лучшему столику. Это было бы очень интересно для всех ребят.
– Понравился ли вам урок?
– Этот урок доставил нам радость. Мы поняли, что красивая сервировка вызывает аппетит и хорошее настроение. Это полезно для здоровья.