Тема урока "Химия и стирка"

Разделы: Химия


Цель. Существенно расширить кругозор учащихся.

Задачи.

  • Повысить творческую активность учащихся.
  • Учить видеть прикладную направленность своим знаниям, применяя их на практике при решении задач, связанных с проблемами, возникающими в повседневной жизни.
  • Воспитывать чувство ответственности, коммуникабельности в совместной деятельности.

Девиз.

Жизнь – прекрасная штука. Надо только научиться ей пользоваться.

В.В. Шелепов

Ход игры.

Игра проводится в 10 классах для девушек. Приглашаются учащиеся нескольких школ района. Проводится жеребьевка, учащиеся разделяются на три команды. Оценивает жюри (Приложение 6). Каждая команда имеет название. Названия придумывают учащиеся заранее. Например, «Богини стирки», «Непревзойденные леди», «Мыльные девчата», «Отчаянные домохозяйки».

Управление Презентацией. На главном слайде № 3 располагаются основные этапы игры. С главного слайда можно с помощью гиперссылок переходить на любой этап и возвращаться снова по гиперссылке. Значки, которые имеются на слайде, отправляют вас на следующие слайды:
– игра для зрителей (в какой-то момент нужно будет выкроить время и тогда можно развлечь зрителей).
– это игра «Символы ухода за одеждой».
Участницам предлагается ответить на вопрос «С чего все началось?» На слайде № 2 появляются картинки с изображением яблока, Адама и Евы. Необходимо установить связь между рисунками.

Правильный ответ. Ведущий. Все началось с обыкновенного яблока. Когда Адам и Ева вкусили от плода познания добра и зла, они устыдились своей наготы. Разъяренный бог выгнал непослушных из рая, одев их предварительно в звериные шкуры. Итак, если бы не пагубное любопытство Евы и слабохарактерность Адама, проблем со стиркой у нас бы не было!

Ведущий. Весь процесс получения ткани можно разделить на 3 этапа: прядение, ткачество и отделка. Предварительно необходимо обработать волокна. Учащимся предлагается задание: « В какой последовательности обрабатывают волокна?» На слайде № 4 располагаются этапы обработки волокна, но не в той последовательности,  в какой нужно. За короткое время команды должны предложить свои варианты ответов. Жюри учитывает быстроту и правильность ответов учащихся. Итак, на слайде презентации мы видим:

Чесание (разделение на отдельные волокна) и получение ленты
Рыхление (очищение от грязи)
Выравнивание волокна и получение ровницы
Прядение (вытягивание и скручивание) и получение пряжи
Сортировка (отделение качественных волокон от некачественных)

Правильный ответ. Ведущий показывает на слайде последовательность обработки волокна. При наведении курсора мыши высвечиваются  цифры, показывающие последовательность.

Обработка волокон (ответы). 1. Сортировка (отделение качественных волокон от некачественных)
2. Рыхление (очищение от грязи)
3. Чесание (разделение на отдельные волокна) и получение ленты
4. Выравнивание волокна и получение ровницы
5. Прядение (вытягивание и скручивание) и получение пряжи

Блок. Ткани и волокна. Слайд № 5. Это задание предполагает ответы на вопросы по каждой группе тканей.

Лен. Слайды № 6-11. Курсором мышки наводим на цифры, расположенные в кружочках и получаем задание. Наводим мышку на стрелочку, расположенную около каждого вопроса и получаем ответ «Да» или «Нет» (Приложение 2)
Шерсть. Слайд № 12. Поступаем как с предыдущим заданием «Лен» (Приложение 2).
Хлопок. Слайд № 13. Этот блок содержит 4 вопроса (Приложение 2).
Шелк. Слайд № 14. Блок содержит 4 вопроса (Приложение 2).

Следующий этап игры. Блок называется «Чем стирали в разные времена». Слайд № 15. Здесь расположены два подблока: первые моющие средства и факты стирки. С помощью гиперссылок можно перейти на любой из них. На слайде № 17 имеются картинки, позволяющие представить стирку в прошлом.

Ведущий. Совершим виртуальное путешествие в прошлое. Из каких бы волокон ни изготавливали ткани, легко догадаться, что и в древние времена, как и теперь, одежду нужно было стирать. Разумеется, для вас не составит труда ответить на вопрос, какие первые моющие средства использовались человеком?

Слайд № 17. Правильный ответ. Правильные ответы на слайдах выставлены с помощью триггеров.

Песок Верно
Обыкновенная вода Верно
Мыло Ошибка
Теплые отруби и бобовая мука Верно
Синтетические моющие средства Ошибка
Яичные желтки и кипящее молоко Верно

Ведущий. Как умудрялись не стать замарашками прекрасные венецианки? Что делали, добры молодцы с кафтанами, испачканными кабаньей кровью на охоте?

Следующий этап игры. Факты. Стирка.  Лови удачу. Задание: угадать правильно факты.

Слайды № 18, 19, 20.

Ведущий. Одежда в старые времена стоила дорого. Нередко платье передавалось по наследству от родителей к детям. Приходилось за одеждой тщательно ухаживать. Чем же стирали в разные времена?

Слайд № 18. Что предпринимала жена Цезаря, когда замечала, что тога царственного супруга недостаточно свежа, чтобы идти в ней на форум? Из трех предлагаемых ответов необходимо выбрать один.

Ответ. Чтобы вымыть плащ Цезаря, его топтали ногами в чанах, добавляя к воде разложившуюся мочу животных, которая содержит аммиак и заставляет воду пениться.

Слайд № 19. Как стирали белье в Древней Греции?

Ответ. В Древней Греции белье стирали следующим образом: в глинистой почве рыли небольшие ямы и наливали туда воду. Эти ямы заменяли корыта и тазы. Прачки привозили на тележках белье и сбрасывали его в ямы, а затем, спрыгнув туда, топтали его ногами. Потом белье полоскали и расстилали на морском берегу. Прибой, завершая работу, тер белье о прибрежную гальку. Очищать одежду и руки от жира грекам помогала глина.

Слайд № 20. Что использовали на Руси вместо мыла?

Ответ. На Руси вместо мыла в старину использовали ягоды бузины, корни мыльнянки и сок алоэ. Их измельчали и смешивали с зольным щелоком. Шерстяные изделия стирали в отваре белой фасоли.

Далее игроки переходят на главный слайд № 3 и далее перейти к новому этапу игры (слайд № 21), который включает несколько заданий: 1) природа загрязнений; 2) мыло; 3) больше или меньше. Смело отправляемся к новым порциям заданий.

Слайд № 22. Природа загрязнений (Приложение 3).

Ведущий. В течение трех-четырех столетий мыло и только мыло оставалось основным средством для стирки. Однако оно имело и имеет ряд существенных недостатков. В воде мыло гидролизуется, в результате чего раствор приобретает высокую щелочность.

Слайд № 26. Вопрос. Ответ.
Большое количество мыла расходуется на связывание имеющихся в воде солей Да
Это нежелательно при стирке изделий из шерсти, шелка и даже синтетических волокон Да
Образующиеся кальциевые и магниевые соли осаждаются на ткани, придавая ей жесткость и серый цвет Да

Следующее задание. Больше или меньше. Самое главное здесь  – правильно организовать работу. Вам предлагается загрузить стиральную машинку сухим бельем, учитывая то обстоятельство, что максимальная загрузка машины вам известна. Команды приступают к выполнению задания. Перейти с помощью гиперссылки (весы) 1-я команда: 5 кг, 2-я – 3 кг, 3-я – 6 кг. На слайдах № 28, 29 и 30 имеется перечень вещей, которые вы можете загрузить в свою машинку, надеемся, что вы примерно знаете, сколько весит сухое белье. В противном случае воспользуйтесь подсказками № 1, № 2, № 3. При использовании подсказок жюри отбирает по 0,5 балла за каждую подсказку.

Примерная масса белья

Простыня 400-500 г
Наволочка 200 г
Полотенце махровое 350 г
Полотенце обычное 150-200
Пододеяльник 650 г
Скатерть 600 г
Рубашка мужская 300
Рубашка детская 200 г
Женская сорочка 150 г
Носовой платок 25 г

После выполнения этого задания ведущий дает некоторые рекомендации будущим хозяйкам:

  • Каждая партия белья должна состоять из разных по форме и размерам изделий.
  • Одна загрузка: белье одного вида тканей, одной окраски, примерно одинаковой степени загрязненности.

Дополнительная информация. Во время испытаний стиральных машин было замечено, что правильно рассортированное белье не скручивается в жгут при стирке, не образует ком.

Этап игры «Определение вида ткани». Может возникнуть такая ситуация: вы не знаете, из какого вида ткани сшита ваша одежда, попытайтесь определить тип волокон сами, например, по характеру горения. Если вы возьмете одну ниточку и подожжете ее спичкой, то по характеру горения определите вид ткани, следовательно, и способ стирки. Капитан команды выбирает вид ткани на слайде № 31 и из предлагаемых ответов выбирает правильный.

Правильные ответы. Приложение 4.

Следующий этап игры. Коллекция пятен. Слайды № 38, 39. Предлагаем выбрать из нашей коллекции пятна и удалить их, используя ваши знания. Чтобы удалить пятна от фруктов нужно знать свежее пятно или старое и только тогда действовать. Ведущий. Правильный ответ. Свежие пятна от фруктов легко смываются теплой водой, старое пятно можно вывести раствором лимонной кислоты. Только нельзя применять мыло! Помните, что от мыла фруктовые пятна только закрепляются.

Слайд № 32. Пятна от черники. Ведущий. Правильный ответ. К сожалению, эти пятна сходят с трудом. Для того чтобы избавиться от них советуем намочить запачканное место в сыром молоке, после высыхания, промыть ткань раствором из 1 ложки буры, 2 столовых ложек нашатырного спирта и ? стакана воды. Затем тщательно промойте водой с мылом и прополощите вещь.

Ведущий. Очень часто приходится удалять пятна от чернил. Вам предлагается несколько вариантов: уксусная кислота, простокваша, парное молоко, перекись водорода. Правильный ответ. Свежее пятно можно удалить теплым парным молоком или простоквашей. Свежее пятно удаляют раствором уксусной кислоты.

Следующий этап«Полиглот».

Ведущий. На готовых изделиях, как правило, можно найти сведения о ткани на этикетке. Предлагаем вам отправиться в мир этикеток и узнать, кому они принадлежат. На слайде № 46, 47, 48, 49 и 50 можно увидеть надписи на этикетках, а уже потом команды решат, какой из видов ткани, представленных на слайдах № 45 им выбрать.

Символы ухода за одеждой. Слайд № 51, 52, 53. Приложение 5.

Практическая часть. Три задания: 1) стирка; 2) удаление пятен йода; 3) удаление пятен чая.
Слайд № 56. Предлагаем показать ваши практические навыки. Вам предстоит выработать правила высыпания стирального порошка в воду. Обратите внимание, что вы должны не только выработать правила, но и показать, как это делаете вы. Желаем успехов! Также никто вам не запрещает использовать три подсказки, но помните, что за каждую вы потеряете 0,5 балла.

Правильный ответ. Возьмите за правило следить за тем, чтобы пыль от порошка не попала в органы дыхания. Старайтесь держать лицо дальше от коробки, а ее ближе к воде. Еще лучше сначала насыпать порошок в мерник, а затем погружать в воду. Но, если вы чувствительны к действию порошка, наденьте марлевую повязку. Для защиты рук лучше надеть перчатки или смазать руки кремом.
Пятна от йода. На слайде № 57 картофель. Как его можно использовать в данной ситуации? Ответ на слайде № 58.
Слайд № 59. Пятна от чая. Попробуй отстирать! Есть много способов, но ты используй то, что предлагают. Сделай правильный выбор. Правильный ответ. Следы чая можно вывести без стирки. Возьмите губку, смочите ее нашатырным спиртом, затем воспользуйтесь раствором лимонной кислоты. Через 10-15 минут смойте водой.

Литература:

  1. Шпаковская Т. Л., Петров А. В. Маленькие секреты большой стирки. – М: Химия, 1988. – 128 с.
  2. Юдин А. М., Сучков В. Н., Коростелин Ю. А. Химия для вас. – М: Химия, 1987. – 192 с.

Приложение 7