Цель:научить правильно произносить звук [р] в словах со стечениями и предложениях с подобными словами.
Задачи:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять словарный запас, кругозор;
- совершенствовать интонационную окраску речи;
- развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции;
- совершенствовать навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, презентация “Автоматизация звука [р’] в словах и предложениях”, карточки с загадками и отгадками
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Ход урока
Слайд 1
Тигр.
Берегите тигров, детки!
Я же зверь ужасно редкий!
И, пожалуйста, меня
Берегитесь как огня!
Логопед. А почему ты такой сердитый?
Тигр. У меня плохое настроение. Меня пригласили в гости к друзьям в зоопарк, но страшный монстр отнял у меня мой любимый звук. без него я ничего не могу сделать.
На слайде – монстр
Я – страшный монстр.
От меня немало бед.
Я назло всем вам
Съем со звуком Р слова.
Логопед. Уважаемый монстр. А что нужно сделать, чтобы вы из страшного и злого превратились в доброго и красивого монстрика, и вернули тигру его любимый звук.
Монстр. Это почти невозможно. Но вы можете попробовать, выполнив мои задания.
Логопед. Ребята, давайте поможем тигру
вернуть его любимый звук. и попасть в гости к
друзьям.
Наши дети знают твой любимый звук и помогут тебе
его найти.
Для начала мы вспомним, какой же звук ты любишь.
(Звучит музыка, под которую дети поют песню тигра)
Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
Тигр:Какие же вы молодцы!
1) Уточнение артикуляции звука [р]
Звук [р] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Воздушная струя сильная, идёт по середине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р] твёрдый, звонкий.
2) Развитие фонематического восприятия
Тигр:Но в гости не ходят без подарков. Я приготовил для моих друзей подарки, но монстр перепутал все коробочки с подарками. И теперь не знаю, какие из них понравятся моим друзьям… (понравятся те подарки, в названии которых встречается любимый звук тигра) .
Сладости, крыжовник, инжир, свекла, печенье, хурма, гранат, пицца, мармелад, халва, шоколад, торт, пастила.
Картинка с подарками выделяются.
3) Развитие артикуляционной моторики
Тигр. Ребята, а как у вас получается произносить этот звук. что вы для этого делаете.
Дети. Мы для этого делаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционные упражнения:
- “Заборчик” – “Дудочка” с нагрузкой (“коза – корова”).
- “Часы” с нагрузкой (“пальчики и ножки”).
- “Качели” с нагрузкой (“пальчики и ножки”).
- “Чистим верхние зубы”.
- “Катушка” (язык выкатывается из-за верхних зубов)
- “Маляр”
- “Лошадка”
- “Грибок”
- “Барабанчик”
Монстр.Молодцы. Пока вы справляетесь с заданиями. А сейчас, чтобы попасть в гости, вы должны пойти по следам зверей и правильно повторить все слоги.
Дети пальчиками ходят по следам и повторяют слоги.
ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ДРА-ДРУ-ДРО-ДРЫ
КРА-КРУ-КРО-КРЫ
БРА-БРУ-БРО-БРЫ
ВРА-ВРУ-ВРЫ-ВРО
ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ
ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
ФРА-ФРО-ФРУ-ФРЫ
МРА-МРО-МРУ-МРЫ
СТРА-СТРО-СТРУ-СТРЫ
Логопед. И так мы в зоопарке. Но как узнать, кто же пригласил тигра в гости.
Монстр.А для этого вы должны выполнить следующее задание. Вы должны прочитать загадку и найти к ней отгадку.
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, А потому, что он … |
Вот так лошадка! – Воскликнул Андрейка, – Словно большая Тетрадка в линейку |
Не известно, чем он горд – Тем ли, что имеет горб? Он как памятник себе, Только листик на губе. |
По реке плывёт бревно, Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … |
Ёжик вырос в десять раз Получился … (дикобраз) Не лев, не тигр, не кошка, |
Стеречь добычу он имеет дар, Брат киски разномастный … (ягуар) И петь не поёт, И летать не летает. За что же тогда Его птицей считают? |
В Австралии они живут, Прыгунчики отличные, А сумку им носить – не труд Явление привычное. |
Кто один имеет рог? Ну, конечно, … |
Дети читают загадки, подбирют к ним отгадки.
Монстр. Молодцы. Ну, а теперь получите самое последнее задание. Повторите скороговорку, сначала медленно, а потом быстро.
У двух носорогов было два рога,
А сколько рогов у ста носорогов?
Монстр. Ребята, вы справились со всеми заданиями. Я возвращаю вашему тигру его любимый звук Р. А сам буду теперь добрым и миролюбивым.
Тигр.
Вышел тигр
Из-за горы:
Прорычал он громко:
– Ррры!
Прилетели кокаду:
– Что имели вы в виду?
Р-разорву и р-растопчу?
Р-разнесу и разметаю?
Р-распугаю всех подряд?
Тигр сказал:
– Я просто Р-р-рад! (по Г.Кружкову)
Дети повторяют стихотворение с движениями.
3. Итог занятия
Логопед:Давайте повторим.
– Какой звук вы учились правильно произносить?
– Какие слова со звуком [р’] вы запомнили из
нашего занятия?
– Вам удалось справиться со всеми заданиями,
молодцы!