Автоматизация звука [р] в слогах, словах и связном тексте

Разделы: Логопедия


Цель:научить правильно произносить звук [р] в словах со стечениями и предложениях с подобными словами.

Задачи:

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • расширять словарный запас, кругозор;
  • совершенствовать интонационную окраску речи;
  • развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции;
  • совершенствовать навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркало, презентация “Автоматизация звука [р’] в словах и предложениях”, карточки с загадками и отгадками

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Ход урока

Слайд 1

Тигр.

Берегите тигров, детки!
Я же зверь ужасно редкий!
И, пожалуйста, меня
Берегитесь как огня!

Логопед. А почему ты такой сердитый?

Тигр. У меня плохое настроение. Меня пригласили в гости к друзьям в зоопарк, но страшный монстр отнял у меня мой любимый звук. без него я ничего не могу сделать.

На слайде – монстр

Я – страшный монстр.
От меня немало бед.
Я назло всем вам
Съем со звуком Р слова.

Логопед. Уважаемый монстр. А что нужно сделать, чтобы вы из страшного и злого превратились в доброго и красивого монстрика, и вернули тигру его любимый звук.

Монстр. Это почти невозможно. Но вы можете попробовать, выполнив мои задания.

Логопед. Ребята, давайте поможем тигру вернуть его любимый звук. и попасть в гости к друзьям.
Наши дети знают твой любимый звук и помогут тебе его найти.
Для начала мы вспомним, какой же звук ты любишь.

(Звучит музыка, под которую дети поют песню тигра)

Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

Тигр:Какие же вы молодцы!

1) Уточнение артикуляции звука [р]

Звук [р] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Воздушная струя сильная, идёт по середине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р] твёрдый, звонкий.

2) Развитие фонематического восприятия

Тигр:Но в гости не ходят без подарков. Я приготовил для моих друзей подарки, но монстр перепутал все коробочки с подарками. И теперь не знаю, какие из них понравятся моим друзьям… (понравятся те подарки, в названии которых встречается любимый звук тигра) .

Сладости, крыжовник, инжир, свекла, печенье, хурма, гранат, пицца, мармелад, халва, шоколад, торт, пастила.

Картинка с подарками выделяются.

3) Развитие артикуляционной моторики

Тигр. Ребята, а как у вас получается произносить этот звук. что вы для этого делаете.

Дети. Мы для этого делаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения:

  • “Заборчик” – “Дудочка” с нагрузкой (“коза – корова”).
  • “Часы” с нагрузкой (“пальчики и ножки”).
  • “Качели” с нагрузкой (“пальчики и ножки”).
  • “Чистим верхние зубы”.
  • “Катушка” (язык выкатывается из-за верхних зубов)
  • “Маляр”
  • “Лошадка”
  • “Грибок”
  • “Барабанчик”

Монстр.Молодцы. Пока вы справляетесь с заданиями. А сейчас, чтобы попасть в гости, вы должны пойти по следам зверей и правильно повторить все слоги.

Дети пальчиками ходят по следам и повторяют слоги.

ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
ДРА-ДРУ-ДРО-ДРЫ
КРА-КРУ-КРО-КРЫ
БРА-БРУ-БРО-БРЫ
ВРА-ВРУ-ВРЫ-ВРО
ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ
ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
ФРА-ФРО-ФРУ-ФРЫ
МРА-МРО-МРУ-МРЫ
СТРА-СТРО-СТРУ-СТРЫ

Логопед. И так мы в зоопарке. Но как узнать, кто же пригласил тигра в гости.

Монстр.А для этого вы должны выполнить следующее задание. Вы должны прочитать загадку и найти к ней отгадку.

Он ходит, голову задрав,
не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …
Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, –
Словно большая
Тетрадка в линейку
Не известно, чем он горд –
Тем ли, что имеет горб?
Он как памятник себе,
Только листик на губе.
По реке плывёт бревно,
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Ёжик вырос в десять раз
Получился … (дикобраз)

Не лев, не тигр, не кошка,
Хоть похож и не немножко.
Пусть не виден в нём азарт!
Это хищник – …(леопард).

Стеречь добычу он имеет дар,
Брат киски разномастный
(ягуар)
И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
В Австралии они живут,
Прыгунчики отличные,
А сумку им носить – не труд
Явление привычное.
Кто один имеет рог?
Ну, конечно, …

Дети читают загадки, подбирют к ним отгадки.

Монстр. Молодцы. Ну, а теперь получите самое последнее задание. Повторите скороговорку, сначала медленно, а потом быстро.

У двух носорогов было два рога,
А сколько рогов у ста носорогов?

Монстр. Ребята, вы справились со всеми заданиями. Я возвращаю вашему тигру его любимый звук Р. А сам буду теперь добрым и миролюбивым.

Тигр.

Вышел тигр
Из-за горы:
Прорычал он громко:
– Ррры!
Прилетели кокаду:
– Что имели вы в виду?
Р-разорву и р-растопчу?
Р-разнесу и разметаю?
Р-распугаю всех подряд?
Тигр сказал:
– Я просто Р-р-рад! (по Г.Кружкову)

Дети повторяют стихотворение с движениями.

3. Итог занятия

Логопед:Давайте повторим.
– Какой звук вы учились правильно произносить?
– Какие слова со звуком [р’] вы запомнили из нашего занятия?
– Вам удалось справиться со всеми заданиями, молодцы!