Музей "Отечество" в становлении гражданственности и патриотизма школьников

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике как средству гражданско-патриотического воспитания личности в едином образовательном процессе. Особую роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников играют музеи, которые являются носителями человеческой памяти, они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают школьников к предметному миру культуры. Музейная педагогика способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения средствами музейной педагогики – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Свою жизнь военно-исторический музей боевой славы «Отечество» обрел в 2008 году. Первоначально по просьбе учащихся, родителей и ветеранов Совета ветеранов №8 муниципального района «Выхино-Жулебино» в рекреации третьего этажа школы ко Дню Победы был создан Зал боевой славы, оформлена экспозиция, посвященная тяжелым годам Великой Отечественной войны, героям Великой Отечественной войны, маршалам Победы. В связи с ним родилась идея создания школьного музея. Силами учителей, учеников и родительской общественности была обновлена и систематизирована музейная коллекция, проведена инвентаризация уже имеющихся фондов музея, многие экспонаты отреставрированы. В 2010 году музей «Отечество» получил сертификат № 1245 от 30.03.2010 года о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения».

Изучение истории Великой Отечественной войны - это основная экспозиция музея. Девиз музея: «Никто не забыт, ничто не забыто». В экспозиции музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги людей в боях за Родину, а также, материалы, рассказывающие о работе тыла. Экскурсоводами музея организованы и проведены экскурсии по различным темам. Экспозиции разрабатывали и оформляли учителя и ученики совместно с Советом ветеранами № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино». В состав совета музея входят ветераны разных поколений, учащиеся, учителя и родительская общественность. С экспозициями и материалами музея познакомились ученики и родители нашей школы, гости, посетившие школу. Ребята проводят беседы в классах к праздничным и юбилейным датам. Со времени создания музея проведено более 120 экскурсий, лекций, праздников, уроков Мужества, Вахт Памяти. Основой музейных фондов являются личные вещи, документы, письма ветеранов, экспонаты, переданные в военно-исторический музей боевой славы «Отечество». Основной фонд музея составляет 99 экспонатов, вспомогательный фонд – 55.

Деятельность школьного военно-исторического музея боевой славы «Отечество» направлена на решение следующих задач: осуществление экспозиционной работы, внедрение в музейную педагогику ИКТ, комплектование музейных фондов, ведение фондовой работы, привитие детям бережного отношения к историческим ценностям, героической славе русского народа, расширение кругозора и увеличения объема знаний учащихся в области истории, географии, культуры.

Работа ведется параллельно по всем направлениям военно-исторического музея. Систематически обеспечивалась фотосъемка, отражающая встречи учащихся школы с героями событий военной истории и героической славы. Регулярно проводилась просветительская работа среди учащихся школы с целью приобретения музейных предметов, принадлежащих старшему поколению в семьях детей, ветераны, посещающие школу, также дарили музею личные вещи, письма, за счет чего значительно пополнились музейные фонды. Это позволило расширить экспозицию и тематику экскурсионной работы музея.

На базе военно-исторического музея боевой славы «Отечество» проходят уроки, используются экспозиции при изучении определенных тем учебной программы по истории в различных классах. Развитие способностей детей - учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В рамках работы музея «Отечество» ведется проектно-исследовательская работа, в которой принимают участие обучающиеся средних и старших классов, что также значительно пополнило фонды музея, расширило его экспозицию и как следствие - объем знаний учащихся по истории и москвоведению. Материалы и документы музея используются учащимися для написания рефератов, научно-исследовательских и творческих работ, создаются собственные проекты. Учащиеся работали с литературой, справочниками, документами, знакомились с архивными материалами, обращались за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учились наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим, приобретать навыки исследовательской деятельности, защищать свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества. Хотелось бы выделить некоторые работы, сделанные учащимися 5«А», 7«Б» и 9«А» классов.

В рамках работы музея «Отечество» в школе ведется поисково-собирательная работа, например, собран, обработан и оформлен материал в альманахи по темам:

  1. «Фронт приближается к Москве» (Начало войны и первые приграничные сражения – июль-сентябрь 1941 года, город меняет свое лицо, на окопах, ополченцы).
  2. «Октябрьская трагедия» (Вяземская катастрофа, враг у ворот, Москва на осадном положении).
  3. «Перелом в ходе военных действий» (Легендарный парад, немцы рвутся к Москве, концерты в осажденном городе).
  4. «Враг отброшен» (Разгром немцев под Москвой, зима 41-го года).
  5. «Герои-панфиловцы».
  6. «Москва – город герой», «Оборона Москвы», «Битва за Москву – 30 сентября 1941 года-7 января 1942 года».
  7. «Брест – город герой».
  8. «Севастополь – город герой», «Оборона Севастополя – 30 октября 1941-го-3 июля 1942 года».
  9. «Ленинград – город герой», «Ленинградская блокада», «Битва за Ленинград – 10 июля 1941 – 9 августа 1944 года».
  10. «Смоленск – город герой», «Смоленское сражение – 10 июля-10 сентября 1941 года».
  11. «Волгоград (Сталинград) – город герой», «Сталинградская битва- 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 года».
  12. «Одесса – город герой», «Оборона Одессы – 5 августа-16 октября 1941 года».
  13. «Мурманск – город герой».
  14. «Керчь – город герой».
  15. «Курская битва – 5 июля – 23 августа 1943 года».
  16. «Тула – город герой».
  17. «Киев – город герой», «Оборона Киева 7 июля-26 сентября 1941 года».
  18. «Пионеры-герои».
  19. «Дети войны» (по воспоминаниям участников).
  20. «У войны не женское лицо» (по воспоминаниям участниц).
  21. «Улицы района «Выхино-Жулебино», названные в память Героев Великой Отечественной войны».
  22. «Герои района «Выхино-Жулебино» (Хлобыстов А.С., Вострухин П.М., Кузнецов В.И., Полубояров П.И., Чугунов И.Я., Осиев Н.П., Ионов А.Д.)
  23. «Герои района «Выхино-Жулебино», названные в память Героев Великой Отечественной войны» (Чунтонов Н.Г., Семанчук П.И., Седельников П.И., Головатюк А.Д., Ивашенков А.П., Березин А.Н., Князев Ф.С.)
  24. Памятники боевой славы Великой Отечественной войны в Москве, военно-исторические музеи Москвы и Московской области.

В рамках работы музея «Отечество» организовываются и проводятся экскурсии в профильные общественные и государственные музеи, посещаются выставки по тематике музея, как членами музейного актива, так и учащимися школы.

Музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» поддерживает тесные дружеские связи Советом ветеранов № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино», председатель которого, Цыганов Вячеслав Семенович, является старшим наставником и помощником во всех начинаниях ребят и взрослых. Особенно хотелось бы остановиться на важности и эффективности встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Программы таких встреч, организационные вопросы проведения всегда обсуждались на заседании музейного актива учащихся. Дети сами организовывали эти встречи с помощью руководителя музея, педагогического коллектива и администрации. Встреч было не мало, программы не повторялись.

На базе музея организована инициативная группа «Забота» по оказанию шефской помощи ветеранам муниципального района «Выхино-Жулебино». За каждым классом закреплены ветераны, которых ребята поздравляют с праздниками, приглашают к себе на классные часы, Уроки Мужества.

Поисковая работа в школе вызывает большой интерес у обучающихся. Ребята создают проекты, оформляют альбомы с анкетами-воспоминаниями ветеранов, дедушек, бабушек, родственников о тяжелых годах войны, пишут исследовательские работы о героях, чьими именами названы улицы Юго-Восточного округа. Такое мероприятие воспитывает чувство семейной гордости за свой народ, ответственности за честь фамилии, осознание истории семьи как части истории народа.

В рамках работы музея в классах проходят классные часы, на которых рассказывается о биографиях героев, чьими именами названы улицы Юго-Восточного округа.

На протяжении многих лет учащиеся нашей школы принимают активное участие в районном Смотре строя и песни «Традициям отцов верны!»

В школе был проведен окружной семинар «Гражданско-патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы» для заместителей директоров по воспитательной работе. Были проведены открытые уроки: 4А класс по литературному чтению «Воспитание у учащихся любви к своей Родине, быть гражданином и патриотом своей страны по стихотворению Н.А. Некрасова «Школьник» (Кириллова Н.П.), 9А класс урок истории «Блокада Ленинграда» (учитель Мастанова Х.Д.), урок литературы в 7А классе (учитель Козлова О.В.) «Тарас Бульба – патриот земли русской» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Прошли открытые внеклассные мероприятия: в 4Б классе «За родной край» (песни военных лет) (кл. рук. Опалихина Н.Л.), в 6А классе «Память священна» (кл. рук. Дерябина А.М.), историко-литературная композиция в 9Б классе «Поклонимся великим тем годам» (кл. рук. Ванина М.В.). Уроки и внеклассные мероприятия были высоко оценены гостями. Была показана литературно-музыкальная композиция «Ради мира на Земле», посвященная 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Второй год в районе «Выхино-Жулебино» проводится, ставший уже традиционным межшкольный турнир «Помни ради будущего», посвященный памяти ликвидаторов аварии на ЧАЭС. В этом году он был приурочен к 65-летию Великой Победы 1945 года. Мероприятие организовано по инициативе Совета Музея «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм» школы №1344 совместно с МОО «Союз Чернобыль». В этом году в турнире приняла участие команда нашей школы, которая выполнила четыре норматива: надевание противогаза, костюма химической защиты, оказание первой медицинской помощи, знание теории по вопросу истории аварии ЧАЭС. Команда школы заняла второе место, и была награждена дипломом и кубком. Турнир «Помни ради будущего» занял достойное место в программе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения района Выхино-Жулебино.

В рамках подготовки к празднованию 65-ой годовщины со Дня Победы в школе проводится ежедневный выпуск радиовестника, посвященного каждому дню, приближающему весь советский народ к Великой Победе; активизирована работа по приведению в порядок захоронений воинов Говолло К.А. и Вислогузова М.П., погибших в Афганистане (захоронения № 31А на Кузьминском кладбище.)

В коллективе ГБОУ СОШ № 894 города Москвы сложилась группа учителей, способных решать проблемы развивающего обучения; вести научно-исследовательскую работу, приобщать к ней школьников.

На базе музея «Отечество» создан военно-патриотический клуб «Боевой расчет». Утвержден состав клуба, оформлена документация, создана символика клуба. В рамках клуба работает объединение дополнительного образования «России славные сыны» - развитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Важное значение в решении этой задачи сыграл школьный музей «Отечество», который явился одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель студии «Театралика» - теоретико-концептуальное обоснование и практико-ориентированная разработка эффективной системы формирования и развития интеллектуального потенциала, коммуникативной компетенции учащихся, ориентирование на выбор профессии в будущем через организацию коллективного творческого дела. К работе студии были привлечены ребята из разных классов. Занятия ребят в студии непосредственно связаны с уроками литературы и в этом году приурочены к празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Студийцами подготовлен праздник на День Знаний «Сказочные жители великой Страны Знаний» (3-8 кл.), постановка по повести К. Симонова «Дни и ночи» (11А кл.), поставка по фильму режиссера Л.Быкова «В бой идут одни старики» (8А кл.). Главным показателем результативности деятельности студии «Театралика», критерием интеллектуальности – станут компетентность, творчество, инициатива, интеллектуальная саморегуляция, уникальность мышления студийцев. Особое внимание в работе объединения дополнительного образования уделялось воспитанию у детей чувства гражданственности и патриотизма, введения в состав основополагающих понятий молодежи термина «культура мира». Студийцы проявляют большой интерес к материалам музея и активно занимались систематизацией и учетом музейных предметов, оформлением школьного музея, созданием экспозиций, экскурсионной работой. На занятиях объединения дополнительного образования ребята изучали жизнь и деятельность выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, составляли картотеку ветеранов Великой Отечественной войны нашего района, изучали историю Отечественной войны 1812 года.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе способствует усилению гражданско-патриотического воспитания обучающихся и повышению качества их образования. По данному направлению образовательно-воспитывающей деятельности школа ежегодно делится опытом работы на различных уровнях. За последние 3 года проведено 5 районных и городских семинаров, педагогический совет по теме «Музейная педагогика», общешкольная конференция. Стало традицией проведение дня открытых дверей музеев. Только за прошлый учебный год проведено 47 экскурсия для учащихся школ города, области и воспитанников детских садов, две экскурсии для городского Совета ветеранов, экскурсия для общества инвалидов. Информация о музейном комплексе «Отечество» размещена на сайте школы http://sch894.moy.su/

На базе школьного музея проводятся уроки, задачи которых научить детей видеть в предметах символы эпохи, создать атмосферу радости от общения с прошлым, побуждать к исследовательской работе. Школьный музей может от простой экскурсии «продвигать» ребёнка к осмысления более серьёзных вопросов и проблем родного края, города области, так и истории, культуры, науки и страны в целом. Роль школьного музея возрастает в рамках предпрофильного обучения и создания авторских элективных курсов, которые, в частности, могут строиться на базе его экспозиций. Первые знания о музее учащиеся получают в библиотеке, через пропедевтические библиотечные уроки: «Что такое музей?», «Почему вещи попадают в музей?», «Мир музея», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи».

У нас много идей и задумок, и свою основную задачу – воспитание в подрастающем поколении чувства любви, гордости и уважения за свою школу, родной край, музей будет выполнять всегда.

В 2010-2011 учебном году школа приняла участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию патриотического воспитания в номинации «Лучшее государственное образовательное учреждение по организации патриотического воспитания». Результат второе место в округе.

Таким образом, школьный музей «Отечество» ГБОУ СОШ № 894 города Москвы несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Для воспитания гармоничной личности необходимо знать основные исторические вехи своей страны, края, города, чтобы в будущем сделать свои родные места более красивыми, экономику – сильной, страну – могущественной. Музей стал центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, он сочетает в себе черты поискового кружка, научного объединения, детского клуба по интересам, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков в процессе учебной и внеучебной деятельности. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свой народ. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде артефактов культуры.

Приложение 1 - Сценарий открытия зала "Отечественной войны 1812 года"