Театральные постановки как необходимый элемент в процессе изучения иностранного языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средств повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся “проявить себя”, самоутвердиться, испытать чувство успеха.

Одним из путей решения этих проблем является использование театральных постановок на уроках английского языка. Театрализация может быть использована в рамках урока, на обобщающих занятиях, на уроках домашнего чтения и развития речи, на уроках повторения, а также во внеклассной работе. Инсценировки помогают закрепить и расширить изученную лексику, ненавязчиво и без монотонности отработать грамматический материал.

Применение театрализации в младших классах особо актуально. Учитывая тот факт, что на начальном этапе обучения заинтересованность детей в предмете играет особую роль, попытаемся решить проблему заинтересованности с помощью театральных постановок на английском языке. Театрализация помогает сделать процесс обучения английскому языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность учащимся преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.

Творческие постановки с младшими школьниками следует начинать с небольших инсценировок стихов, песен, пословиц и поговорок, постепенно подходя к театрализации художественных текстов, постановок сказок на английском языке.

Следует руководствоваться следующими параметрами в подборе сказок для драматизации:
– понятийный сюжет;
– наличие диалогов;
– положительные герои;
– счастливый конец.

В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое и младшие школьники охотно их воспроизводят.

Легко театрализуются любимые детьми народные сказки “Репка”, “Колобок”, “Теремок” и т.д. В играх-театрализациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить его по ролям.

С помощью игр-театрализаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Игры занимают важное место в жизни младшего школьника. Помимо того, что игры выполняют важную роль в снятии эмоциональной перегрузки, в удовлетворении потребности детей в движении, известно, что игры – один из наиболее важных способов и стимулов обучения в этом возрасте. Исходя из этой особенности младших школьников, в Центре образования № 825 нами был создан театр на английском языке.

В качестве основной цели работы театра рассматривается возможность “вывести” общение на английском языке за рамки урока, стимулировать развитие коммуникативных способностей учащихся, внести вклад в формирование коммуникативной компетенции школьников как их способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное общение. В свою очередь, интерес и чувство удовлетворения, радости, сопровождающие работу детей в театре, облегчают дальнейшее обучение английскому языку в урочное время.

Коллективное творчество способствует осуществлению взаимного контроля за работой друг друга. Дети с большим интересом следят за работой партнеров, они прислушиваются к мнению своих товарищей и сознательно стараются контролировать свое поведение и речь. Таким образом, рождается еще один важный компонент обучения английскому языку – самоконтроль. Кроме того, в процессе занятий для развития привлекательности учебных действий часто используются элементы соревнования, например, кто лучше перевоплотится в данную ролью, кто лучше произнесет ту или иную реплику.

Детей привлекает игра в вымышленном мире, что позволяет им реализовать свои способности, высказать свои желания и забыть на время о тех сложностях или стереотипах, которые у них существуют в реальной жизни.

Для меня, как для учителя, работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц, представляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношений– режиссера и актеров.

В нашем театре дети могут посмотреть на себя со стороны. В процессе репетиций возникает много смешных импровизаций. Все это создает атмосферу полной раскрепощенности, что благотворно сказывается на развитии умений устной речи на английском языке.

Изложенные факты, касающиеся театральных постановок на уроках английского языка, позволяют сделать ряд важных выводов. Если игра и театральная игра, в частности, занимает такое большое место в жизни детей, если стремление к инобытию, к перевоплощению является одной из основных особенностей детской природы, то очевидно школа и воспитание не имеют право ни проходить мимо этой особенности, ни тем более вычеркивать из детской жизни и из программы воспитания все, что имеет к ней какое-либо отношение. Напротив, педагогически использовать драматический инстинкт ребенка, дать театральному творчеству детей то положение в школе, которого это творчество заслуживает по своему значению для ребенка, – вот задачи педагогики, основанной на психологии.

Театральные постановки на уроке – сильный мотив к изучению английского языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляются возможности активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующих этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формами (в рамках определенной ситуации), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Драматизация способствует общему развитию ребенка: развитию слуха, памяти, вниманию, умению общаться.

Вспомните, вы ведь тоже когда-то играли в спектакле. Может быть, это была маленькая роль на английском языке? Когда это было? В детском саду? Или в третьем классе? А помнится, как будто это было вчера. Почему? Возможно, потому, что это был первый опыт овладения языком, первый шаг на пути самопознания и самореализации. И, несомненно, это был успех! Слезы умиления в маминых глазах, замирание сердца от аплодисментов зрителей…

Успех – это очень важно! Подарите своим ученикам этот шанс.