Для учащихся 5–7 классов.
(В каждой команде 6 человек: по два человека из каждого класса. На экране: “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит” М. В. Ломоносов.)
Ведущая: Царство математики – древняя страна. Много занятных историй на ее веку. Тише, тише! Кто-то стучит…
(Входит Ломоносов.)
Ломоносов: Низкий поклон вам, люди добрые! Не скажите ли, куда я попал? Я ведь в Москву еду. Учиться я страсть как хочу! Вот и от батьки поэтому убег. Хочу множество наук узнать: грамоту, арифметику, астрогномию. А еще мечта у меня есть: вот выучусь, открою школу, крестьянских детей учить стану. Да никак вы меня нее признали? Михайло я, Ломоносов!
(Уходит.)
Ведущий: Первый конкурс – исторический. Вы должны показать свои знания из истории математики. За каждый верный ответ – один балл, время – 6 минут.
(Проходит конкурс, звучит любая классическая музыка.)
(На экране название конкурса – исторический.)
Ведущий: Давайте проверим свои ответы.
(Ученики -помощники собирают решения и относят членам жюри.)
(На экране ответы.)
Ведущая: Слово жюри.
(Объявляются результаты первого конкурса.)
Ведущий: В 1703 году типографским способом был издан учебник в количестве 2 400 экземпляров “Арифметика, сиречь наука числительная”. Его автором был выдающийся педагог – математик Леонтий Филиппович Магницкий. Итак, конкурс второй: “Задачи из старинных рукописей и “арифметики” Магницкого.” Время – 18 минут.
(На экране название конкурса: Задачи из старинных рукописей и “арифметики” Магницкого.)
(Проходит конкурс, звучит любая классическая музыка.)
Ведущий: Давайте проверим ответы второго конкурса.
(Ученики – помощники собирают решения и относят членам жюри.)
(На экране решения и ответы. Решения разбираются.)
Ведущая: Слово жюри.
(Объявляются результаты второго конкурса.)
Ведущий: Конкурс третий открываем
“Задачи-шутки, задачи-загадки”
Его называем. Время – 8 минут.
(На экране название конкурса.)
(Проходит конкурс, звучит любая классическая музыка.)
Ведущий: Давайте проверим ваши ответы.
(Ученики -помощники собирают решения и относят членам жюри.)
(На экране задачи и ответы.)
(В руках у ведущей – шкатулка.)
Ведущая: задача-загадка. В этой шкатулке лежит предмет домашнего обихода, дающий представление о вертикальных углах.
Уважаемые семиклассники! Что лежит в шкатулке? (Ножницы.)
Ведущая: Слово жюри.
(Объявляются результаты третьего конкурса.)
Ведущий: Геометрия – один из самых главных предметов, развивающий логическое мышление. Следующий конкурс – геометрический. Вам предстоит решить три задачи. Время – 10 минут.
(На экране название конкурса. Одновременно проходит конкурс болельщиков. Им раздается задание.).
(Проходит конкурс, звучит любая классическая музыка.)
Ведущий: Ребята! Вам предлагаем посмотреть мастер-класс:
Как найти центр окружности с помощью треугольника с прямым углом?
(На доске нарисована окружность и ученик-помощник находит центр окружности с помощью треугольника с прямым углом и объясняет построение.)
(Ученики -помощники собирают решения и относят членам жюри.)
Ведущий: Проверим решения и ответы геометрического конкурса.
(На экране задачи и ответы.)
(Разбирается решение конкурса болельщиков.)
Ведущая: Слово жюри.
(Жюри объявляет итоги геометрического конкурса и конкурса болельщиков.)
Ведущая и ведущий (по очереди):
Математику-царицу
Обожаем мы, друзья.
Без нее нам в этой жизни
Обойтись никак нельзя.Мы решаем уравненья,
Корни без труда найдем.
Чтоб узнать длину забора
По периметру пойдем.А в задаче на движенье
По реке плыл теплоход.
Скорость мы найдем теченья,
Теплоход отправим в порт.Вам желаем мы, ребята,
Математику любить.
Ведь она нам всем поможет
Ум в порядок приводить.(Н. П. Молчанова).
Объявляются общий результат. Команды награждаются грамотами и призами.
Литература.
- Математика: открытые уроки 5, 6, 7, 9, 11 классы. Вып. 2. Авт.-сост. Н. М. Ляшева и др. – Волгоград: Учитель, 2007 г. – 84 с.
- 365 задач на смекалку. – М.: АСТ-Пресс-книга, 2006 г. – 272 с. (Умникам и умницам).
- Математическая смекалка. Б. А. Кордемский. Государственное издательство технико-теоретический литературы. Издание 2. М.: 1955 г. – 575 с.
- Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. Козлова Е. Г. – М.: МИРОСЮ 1994 г. – 128 с.
- Старинные занимательные задачи. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996, – 152 с.