Учитель-логопед и педагог-психолог параллельно работают над развитием личности ребенка в целом. Логопед – это коррекция и развитие речи, психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей.
Речевые нарушения, в сочетании с нарушением некоторых познавательных процессов приводят к тому, что дети почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Также отмечается быстрая утомляемость учащихся, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей с нарушением речи также наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.
Такие учащиеся нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Особенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах.
Основным содержанием логопедической и психологической работы должно являться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).
Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Вокруг ребенка с нарушением речи должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе логопеда и психолога и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Можно выделить две главные цели в работе:
- Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
- Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и педагога-психолога.
Интегрированные занятия проводятся 1 раз в четверть и имеют следующую структуру:
- наращевание степени сложности материала;
- тематическая направленность;
- информация о цели занятия, о плане совместной работы;
- обсуждение практического применения полученных умений и навыков.
Этапы интегрированных занятий:
- вход, установление контакта, проверка мотивации;
- сообщение темы занятия, обсуждение плана совместной работы;
- разминка или подготовительная работа ;
- актуализация имеющихся знаний;
- понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
- первичное, в расчете на самого слабого ученика;
- системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания.
- итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.
Нужно отметить, что интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности (зрительной, эмоциональной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной, кинестетической). Занятия могут проводиться со смены положения тела – например: стоя, сидя, в движении, лежа на ковре, в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учетом индивидуальной работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий: индивидуально, парами, группой. Деятельность учащихся оценивается с использованием шкал самооценки: активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др. Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.
На интегрированных занятиях планируется широко использовать: игровой материал, кукольный театр, арттирапию (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры, Караоке), нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия) и др.
Задачи занятий
I. Обучающие
1) Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
2) Обогащение словарного запаса, понимания и применения грамматических правил.
3) Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.
II. Коррекционно-развивающие
1) Развитие произвольности психических процессов учащихся.
2) Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.
3) Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
4) Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения учащихся с нарушением речи.
5) Развитие образной памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
6) Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.
7) Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся с нарушением речи.
8) Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, групповой сплоченности.
9) Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.
III. Воспитательные
1) Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.
2) Воспитание звуковой культуры речи.
IV. Охранные
1) Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.
2) Снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
3) Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
4) Учет возрастных особенностей учащихся, актуальных потребностей, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований.
5) Стиль общения с учащимися - демократический, личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.
Примерное тематическое планирование интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога.
Тема "Волшебная страна".
№ п/п | Тема | Направления | Класс | Количество часов | Срок проведения | |
Учитель-логопед | Педагог-психолог | |||||
1 | “Здравствуйте буквы и звуки” | Звуки и буквы | Мотивация, учебные навыки | 1 | 1 | Ноябрь-декабрь |
2 | Путешествие на остров сравнений | Дифференциация звуков и букв | Эмоционально-волевая сфера | 2 | 1 | Ноябрь-декабрь |
3 | Круиз по морю Настроений | Лексика, грамматика, связная речь | Личность и самосознание | 3 | 1 | Февраль-март |
4 | Мир профессий | Лексика, грамматика, связная речь | Я и другие | 4 | 1 | Апрель-май |
ЛИТЕРАТУРА
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1999.
- Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
- Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М., 1994.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 1998.
- И.Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -М., 1999