Урок по физике на тему "Закон сохранения в механике". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

1. Образовательная: Сформировать знания учащихся о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения.

2. Развивающая: Развивать научное мировоззрение, операции логического мышления, при изучении данной темы; совершенствовать общеучебные умения; развивать коммуникативные качества учащихся; повышать познавательную активность.

3. Воспитательная: Воспитывать:

  • Мотивы учения, добросовестности;
  • Дисциплинированность;
  • вести аккуратные записи в тетрадях;
  • толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • Информационные,
  • Репродуктивные,
  • Наглядные.

Природа никогда не изменит
великим законам сохранения.
Даниил Бернулли

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сигнальные карточки – физические величины, изученные в 7 классе (учащиеся показывают необходимую величину, названную учителем).

Опрос или взаимоопрос учащихся по теме “Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии”

Например:

  1. Что называют энергией?
  2. Кинетическая энергия…
  3. Потенциальная энергия…
  4. Кинетическая энергия зависит…и вычисляется по формуле….
  5. Потенциальная энергия зависит… и вычисляется по формуле….
  6. Единица измерения энергии…

III. Изучение нового материала.

  • Мотивация – Рабочая тетрадь № 218 (выполняется совместно со всеми учащимися).

По страницам истории:

  • Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность. “Из ничего ничего не бывает” – так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом” механики (“что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии”) пользовался еще Архимед.
  • Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил – "шар Эола"
  • Рене Декарт (1596–1650 гг.) Сформулировал закон сохранения количества движения: “Если одно тело сталкивается с другим, оно не может сообщить ему никакого другого движения, кроме того, которое потеряет во время этого столкновения, как не может отнять у него больше, чем одновременно приобрести себе”.
  • Христиан Гюйгенс (1629–1695 гг.) – Исследуя удар шаров, доказал, что сохраняется неарифметическая, а векторная сумма их количеств движения.
  • Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.) – Дает свой закон – сохранения “живых сил”. Под живой силой Лейбниц понимал величину mv2 ,то есть удвоенную кинетическую энергию тела.
  • Томас Юнг (1773–1829 гг.) – Ввел понятие кинетической энергии. Под словом “энергия” понимал “способность тела совершать работу вследствие приобретении скорости”.
  • Сади Карно (1796–1832 гг.) – Впервые в его работах было упомянуто понятие потенциальной энергии, которое вошло во всеобщее употребление в середине 19 века благодаря трудам шотландского ученого Уильяма Ранкина.
  • В 1758 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: “Самые первые начала механики…еще находятся в периоде обсуждения, и наиболее выдающиеся ученые этого столетия не могут прийти к соглашению о них”
  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – В 1748 году М.В. Ломоносов писал: “встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения сколько сообщает другому, им двинутому”.
  • В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как всеобщий закон природы.

Один из самых основных законов природы – закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим:

  • В астрономии (для расчета движения планет и звезд);
  • В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников);
  • В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов);
  • В химии;
  • В биологии и т.д.

Одним из следствий закона сохранения и превращения энергии является утверждение о невозможности создания “вечного двигателя” (perpetuum mobile) – машины, которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии.

  • Примеры по рисункам учебника 122, 123.
  • Превращение энергий. Е=Ек+Еп=const
  • Закон сохранения энергии: если между телами действуют только силы тяжести и упругости, то полная механическая энергия сохраняется.
  • При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.

IV. Закрепление.

1. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:

А) при движении мяча, брошенного вверх;

Б) при скатывании шара с наклонной плоскости;

В) при падении потока воды в водопаде;

Г) при падении пластилинового шарика на пол.

2. Как был установлен закон сохранения энергии в механике?

3. Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. § 39, страница 131 (таблица); Рабочая тетрадь № 224, 225.

Используемая литература:

  1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.
  3. Интернет ресурсы