Цели урока:
1) образовательная – обобщение знаний по теме “Уравнение вида sin t = a”; формирование навыков отбора корней тригонометрического уравнения;
2) развивающая – развитие навыков самоконтроля, коммуникативных навыков;
3) воспитательная – воспитание культуры учебного труда.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Оборудование урока: раздаточный дидактический материал с заданиями для самостоятельной работы, листки самоконтроля, компьютер, видеопроектор.
Ход урока
I. Оргмомент. Объявить тему урока, дидактическую цель.
II. Проверка домашнего задания.
На боковой доске учащийся выписывает ответы в домашних упражнениях. Класс сверяет со своими ответами. Учитель корректирует ошибки.
Дополнительные вопросы:
- Что называется уравнением?
- Что называется корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
III. Актуализация знаний.
1) Устная работа (фронтально).
Вычислите:
Ответы: 0; /3; -
/4; -
/6; 0,7; 0,5; 0,5;
/2.
Укажите наименьший положительный корень
уравнения
А. 5o; B. 110o; С. 15o; D. 10o.
Ответ: D.
2) Математический диктант (с последующей проверкой на доске через видеопроектор).
а) Запишите общую формулу корней уравнения sin x = a,
lal 1.
б) Запишите формулы двух серий корней уравнения
sin x = a, lal 1.
Запишите формулы частных случаев решения уравнений:
в) sin x = 0; г) sin x = 1; д) sin x = - 1.
Ответы: а) х = (-1)karcsin a + n, nЄZ;
б) х1 = arcsin a + 2n, nЄZ; х2
=
- arcsin a + 2
n, nЄZ;
в) х = n, nЄZ; г) х =
/2+
n,
nЄZ; д) х = -
/2+
n, nЄZ;
Учащиеся выставляют в листках самоконтроля оценки за диктант по 5-ти балльной системе.
IV. Тренировочные упражнения.
Выполнить с показом на доске:
1) Найти наименьший положительный корень уравнения
Ответ: .
2) Найти наибольший отрицательный корень уравнения
Если n = 0, то х = /12
> 0. Если n = - 1, то х =
/12 – 2/3
= -7/12
< 0.
Ответ: .
3) Найти корни уравнения, принадлежащие
промежутку [8; 9
]
n = 4.
Если n = 4, то х = /2 +
2
* 4 = 8,5
.
Ответ: 8,5.
4) Решить уравнение:
n = 0, x = 0 Є [-4; 4]
n = 1, x = Є [-4; 4]
n = -1, x = - Є [-4; 4]
Ответ: 0; ±; ±4.
V. Самостоятельная работа.
С целью экономии времени предлагается самостоятельную работу организовать в парах. Для проверки результатов ответы рекомендуется занести учащимися в таблицу ответов. Решение проверяется на доске через видеопроектор.
Решите уравнение:
Найти сумму корней уравнения, принадлежащих
промежутку [-4; 5
]:
-2;
2) 5;
3) 3;
4) .
Укажите наименьший положительный корень уравнения:
Таблица ответов:
Задание Номер ответа 1) 2) 3) 4) а) + б) + в) + г) + д) +
VI. Запись и комментирование задания на дом.
VII. Итог урока.
Выставление оценок за самостоятельную работу по таблице ответов.