Цель урока: обобщить и оценить знания по теме "Австралия".
Задачи урока:
- проверить знания учащихся характерных черт природы материка – рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира и населения,
- проверить умение учащихся определять местонахождение основных географических объектов Австралии и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями;
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: игра-соревнование.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта «Австралия», конверты с заданиями, презентация.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Австралии, в ходе которого мы убедились, что Австралия – это удивительный и уникальный материк. Австралия – это все самое, самое….
Во-первых, одна из крупнейших стран мира Австралийский Союз, занимает самый маленький материк
Во-вторых, это самый удаленный материк. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки. Расстояние до этих частей света составляет от 10-15 тыс.км и более. Не случайно Австралия была открыта европейцами позже других земель.
В-третьих, материк, расположенный полностью в южном полушарии. Многие пространственные ориентиры в этой стране непривычны для жителей северного полушария. Австралийцы не видят созвездия Большой Медведицы, но очень любят свое созвездие Южный Крест. Пять его звезд изображены на государственном флаге Австралийского Союза. Если солнце в Австралии восходит и заходит на востоке и на западе, то в полдень оно находится на севере, а не на юге как в северном полушарии. Для жителя северного полушария север означает мороз, снежные сугробы и метели. Для австралийца север – это жаркие морские пляжи. Лето здесь длится с декабря по февраль, а зима с июня по август, а в сентябре наступает весна.
В-четвертых, Австралия-это самый низкий, плоский и спокойный (в тектоническом отношении) материк
В-пятых, Австралия – это самый засушливый материк Земли.
В-шестых, 75 % всех видов австралийских растений и животных – эндемики.
В-седьмых, это самый малонаселенный материк, его население составляет всего лишь 18 млн. человек.
И сегодня мы проводим игру – соревнование «Австралия – страна наоборот».
Правила игры
Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды – победители, набранные баллы переводятся в отметку.
Ход игры
1-й этап. «Австралийский пазл»
(слайд 2)
Каждая команда получает файл с разрезанной картой Австралии, которую необходимо собрать.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
2-й этап. «Карта путешественника»
(слайд 3)
Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.
3-й этап. «Из истории открытий»
(слайд 4)
Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Австралия.
- Открытие западного побережья Австралии (1606 г.).
- Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи (1606 г.)
- Открытие северного и западного побережий материка. Доказательство того, что Австралия единый материк (1642-1644 гг).
- Открытие восточного побережья, Большого барьерного рифа; окончательное доказательство самостоятельности материка (769-1770 гг).
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 4 балла.
4-й этап. «Что такое? Кто такой?»
(слайд 5)
Командам предлагаются 16 слов.
- Перт
- Скрэб
- Брисбен
- Эндемики
- Крики
- Канберра
- Абориген
- Реликты
- Эйр-Норт
- Муррей
- Косцюшко
- Кук
- Резервация
- Вомбат
- Йорк
- Тасмания
Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,25 балла за каждое слово.
5-й этап. «Засекреченный объект»
(слайд 6)
Командам предлагаются 5 географических координат.
- 28 юш 153 вд
- 28 юш 137 вд
- 22 юш 132 вд
- 22 юш 165 вд
- 32 юш 116 вд
С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
6-й этап. «Вопрос на засыпку»
(слайд 7)
Командам предлагаются 10 вопросов.
- Что означает слово «austral» с латинского языка?
- Какая платформа лежит в основании материка Австралия?
- Почему трудно определить точную площадь озера Эйр-Норт?
- Назовите второй по площади остров мира, расположенный на севере материка.
- Пояс какого атмосферного давления преобладает в Австралии?
- Как называется крупный приток самой крупной реки Австралии?
- Как называются заросли сухих кустарников, состоящих из низкорослых акаций и эвкалиптов?
- Почему судоходство на реке Муррей затруднено?
- Австралийцев называют самым летающим народом. Какие географические условия способствуют развитию малой авиации в стране?
- Назовите ведущую отрасль специализации сельского хозяйства Австралии.
Необходимо дать правильный ответ.
Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания – 0,5 балла за каждый правильный ответ.
7-й этап. «В мире животных»
(слайд 8 -15)
На слайдах появляются фотографии животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.
Время выполнения задания – 4 минуты. Цена задания – 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.
8-й этап. «Географическая задача»
(слайд 16)
Командам предлагается 3 задачи.
- В полуденное время один поезд идет по Транссибирской магистрали из Новосибирска в Омск, другой по Трансконтинентальной дороге из Сиднея в Перт. Какие – правые или левые по ходу движения – окна будут освещаться солнцем: а) в России; 2) в Австралии?
- Два автомобиля движутся в послеполуденное время. Один из Аделаиды в Маунт – Айза, другой из Петрозаводска в Мурманск. Определите: а) с какой стороны будет светить солнце их пассажирам; 2) изменится ли сторона освещения, если один автомобиль будет двигаться из Маунт-Айза а Аделаиду?
- Жители соперничающих между собой Сиднея и Мельбурна вот уж второе столетие подшучивают друг над другом. Одна из тем шуток – о погоде. Сиднейцы утверждают, что в Мельбурне можно замерзнуть, а мельбурнцы всерьез утверждают о том, что в Сиднее просто неслыханная жара. И это при том, что средняя годовая температура воздуха в Сиднее 17 градусов Цельсия, а в Мельбурне 14,7. Не глядя на карту, определите, какой из городов расположен севернее.
Используя географический атлас, необходимо дать решение.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 1 балл за каждое верное решение.
9-й этап. «Австралия – страна наоборот»
(слайд 17)
Командам предлагается текст стихотворения поэтессы Г.Усовой.
Австралия – страна наоборот
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами
Там наизнанку вывернутый год
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют
Деревья сами лезут из коры
Там кролики страшней, чем наводненье
Спасает юг от северной жары
Столица не имеет населенья
Австралия – страна наоборот
Её исток – на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ
Австралия – страна наоборот
В тексте необходимо найти и подчеркнуть строки, в которых поэт говорит о географических и исторических особенностях Австралии и дать краткое объяснение тому, что имел ввиду автор строк.
Время выполнения задания – 7-10 минут. Цена задания – 0,5 балла за каждую верно объясненную строку.
Итог игры
По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются поощрительными призами.