Цель урока: опираясь на знания учащихся о свойствах кислот, изучить свойства серной кислоты, подчеркнуть свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи урока.
Образовательные:
- Сформировать понятие о строении серной кислоты.
- Ознакомиться с физическими свойствами серной кислоты.
- Сформировать представление о производстве серной кислоты.
- Повторить, какие общие свойства класса кислот характерны для разбавленной серной кислоты, разобрать окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
- Узнать, какое практическое значение имеет серная кислота и ее соли.
- Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы.
- Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторных опытов.
- Развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность и аккуратность, коммуникативные навыки.
- Воспитывать позитивное отношение к химии.
- Организация совместной деятельности, ведущей к активизации учебно-познавательного процесса.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма работы: групповая.
Оборудование:
- комплекс “Компьютер + проектор для демонстрации презентации к уроку”;
- раздаточный материал (инструкционные карточки);
- реактивы для работы в группах (указаны в инструкциях).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, с каким элементом и какой группы мы начали знакомство на предыдущих уроках? (Сера, IV группа)
- С какими соединения серы мы уже познакомились? (Cероводород, оксид серы (IV), сернистая кислота, оксид серы (VI)).
- Сегодня мы продолжим знакомство с соединениями серы и будем вести разговор о серной кислоте и ее солях. Запишите тему урока в тетрадях: “Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты”.
- Назовите мне, пожалуйста, формулу серной кислоты (H2SO4), запишите ее в тетрадь.
- Определите степень окисления серы в серной кислоте (+6).
- Вы, конечно, что-то слышали об использовании этого вещества, чтобы еще больше заинтересовать вас, давайте посмотрим рекламу серной кислоты и ее солей. (Заранее учеником приготовлена презентация “Необходимость серной кислоты и ее солей”, презентация сделана в Microsoft Power Point).
Презентация “Необходимость серной кислоты и ее солей”. Приложение 1.
Слайд 1.
Применение серной кислоты.
Слайд 2.
Серная кислота – один из основных продуктов химической промышленности.
Основным потребителем серной кислоты является производство минеральных удобрений – суперфосфата и сульфата аммония. Производство минеральных удобрений потребляет около половины всей производимой кислоты.
Слайд 3.
Серная кислота в качестве электролита используется в автомобильных аккумуляторах.
Слайд 4.
Серная кислота нужна для получения из жиров и последующей жирных кислот очистки, которые идут на производства мыла и порошков (синтетических моющих средств). Красители и пластмассы тоже не могут быть изготовлены без серной кислоты. Фармацевтическая промышленность не может обойтись без серной кислоты.
Слайд 5.
Серная кислота часто применяется при переработке (разложении) некоторых руд и концентратов, например титана, циркония, ванадия и некоторых других металлов.
Значительное количество серной кислоты расходуется при переработке жидкого топлива – для очистки керосина, парафина, смазочных масел от сернистых и непредельных соединений.
Серная кислота применяется так же для осушения газов.
Слайд 6.
На металлообрабатывающих заводах серную кислоту используют в цехах гальванопокрытий. Кислота растворяет тончайший слой металла и с ним удаляются следы загрязнений
В текстильной промышленности серная кислота, вернее ее соли – сульфаты, нужна для аппретурной обработки тканей, после которой ткань приобретает свой настоящий вид. А так же для протравливания (пропитки) ткани солями при окрашивании, это обеспечивает прочное соединение красителей с тканью.
Серная кислота требуется для дубления и окрашивания кожи.
Слайд 7.
Серная кислота зарегистрирована и разрешена как пищевая добавка – эмульгатор Е513. (Эмульгаторы – создают однородную смесь из несмешивающихся продуктов, например воды и масла.)
НО! Отрицательно влияет на печень, вызывает расстройство желудка.
Слайд 8.
Серная кислота широко применяется в различных органических синтезах, например для сульфирования соединений – при производстве сульфокислот. Для производства уксусной кислоты, этилового спирта.
Серная кислота применяется в качестве водоотнимающего средства в реакциях нитрования - при производстве нитробензола, нитроцеллюлозы (пироксилина), нитроглицерина и т.д.
Слайд 9.
Широко используются и соли серной кислоты.
Медный купорос – применяют для борьбы с различными грибками – вредителями сельского хозяйства, для производства медных покрытий и получения различных соединений меди.
Железный купорос – для приготовления желтой кровяной соли, для очистки воды и консервирования дерева.
Горькая соль (сульфат магния) – как успокоительное при повышенной возбудимости ЦНС, при лечении столбняка, при отравлении (очищает организм, а также полностью блокирует поступление яда в кровь), и как слабительное.
Вот теперь, я думаю, серная кислота вызвала у вас интерес. Поэтому давайте выясним, что это за вещество с точки зрения химии. Каковы же задачи урока? (Учитель формулирует задачи урока). Как же будем решать поставленные задачи?
III. Усвоение новых знаний.
Работать сегодня мы будем по группам. Каждая группа получает свое задание. Для его выполнения вам предлагается Карточка-инструкция, в которой указаны вопросы, подлежащие проработке, методика проведения химического эксперимента, указаны задания каждому члену группы. (Карточки-инструкции для каждой группы прилагаются. Приложение 2)
И так, сейчас вы внимательно читаете инструкцию, распределяете работу внутри группы и прорабатываете материал по теме: “Серная кислота”. На выполнение вам дается 6 минут, затем заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы.
Не забывайте, если необходима будет помощь при выполнении заданий, можно обратиться к своему консультанту в группе или учителю.
Время вышло. Заканчиваем работу в группах. Заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы. И так, все основные выкладки о проделанной работе каждый выступающий будет записывать на доске, а вы, ребята, к себе в тетради. Если возникают вопросы по ходу выступления, обязательно задавайте.
Что же у нас получилось после подведения итогов работы каждой группы? А у нас получился почти готовый продукт “Серная кислота”. Осталось изучить окислительные свойства концентрированной серной кислоты. С этими свойствами познакомлю вас я.
Запишите в тетрадях: “Окислительные свойства концентрированной серной кислоты”.
Взаимодействие с металлами
Демонстрационный опыт:
1. В пробирку поместить порошок цинка и добавить 2 мл концентрированной серной кислоты.
Вывод: При взаимодействии цинка с концентрированной серной кислотой выделяется не водород Н2. А соединения серы или сама сера (SO2, H2S, S).
Запишем уравнение реакции:
4 Zn + 5 H2SO4 (конц.) = 4 ZnSO4 + H2S + 2 H2O
2. В пробирку поместить кусочек медной проволоки и добавить концентрированную серную кислоту (чтобы покрыла проволоку), нагреть пробирку.
Вывод: концентрированная серная кислоты взаимодействует с мелью. При этом выделяется сернистый газ SO2.
Запишем уравнение реакции:
Cu + 2 H2SO4 = CuSO4 + SO2 + H2O
Вывод: концентрированная серная кислота реагирует как с металлами до водорода, так и после. НО! Концентрированная серная кислота при комнатной температуре пассивирует железо и алюминий. Поэтому кислоту можно перевозить в стальных цистернах.
В результате реакций образуются сульфаты металла, вода и продукт восстановления серы (S, SO2, H2S).
IV. Подведение итогов.
Учитель дает качественную оценку работы класса в целом. Учащиеся за работу в группах выставляют себе оценки, за тем их комментирует учитель.
V. Закрепление знаний.
Задание 1.
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, приведите полную и сокращенную формы уравнений:
- MgO + H2SO4 =
- Ca(OH)2 + H2SO4 =
- K2CO3 + H2SO4 =
- Na2S + H2SO4 =
- Ba(NO3)2 + H2SO4 =
Задание 2.
Осуществите цепочку превращений:
S —> SO2 —> SO3 —> H2SO4 —> SO2 —> Na2SO3 —> SO2
VI. Информация о домашнем задании.
§ 22 (c. 101-106) учебник О.С.Габриеляна. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь (к учебнику О.С.Габриеляна “Химия. 9”) с. 98-99 № 4, 5.
VII. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу с вами работу на уроке. Что нового вы сегодня узнали (чего не знали ранее)? Какие практические умения и навыки вы сегодня применяли?
Что понравилось в нашей работе и что не понравилось? Что было непонятно? Что вы научились выполнять? Какие были затруднения? Что показалось интересным?
Спасибо за наше сотрудничество!
Литература:
- Габриелян. О.С. Химия. 9 класс: - М.: Дрофа. 2005.
- Габриелян О.С . Химия. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна “Химия.9”. – М.: Дрофа, 2004.
- Энциклопедия для детей. [Том 17.] Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
- Кузнецова Н.Е . Задачник по химии: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.