Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Умники и умницы". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: умники и умницы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (43 кБ)


Цель:

  • развитие творческих способностей детей, привитие интереса к предмету;
  • выявление уровня обученности и качества пройденного материала.

Ход игры

Организационный момент

Перед игрой учащиеся делятся на команды из 7-8 человек. Игра проводится посредством выполнения заданий тура с последующим переходом в следующий.

Ведущий 1: Ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы показать свои умения и знания по русскому языку и литературе.

Игра из 5 туров, каждый тур предполагает выполнение определенного задания. Справившись с заданием одного тура, вы переходите в следующий.

Ведущий 2: Команды на месте и готовы к бою. Но сначала уважаемые участники должны представиться.

(Представление команд, капитанов команд).

А теперь, пожалуй, начнем! Желаем вам удачи!

1 тур “Антонимы-синонимы”

Задание: указать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами.

(Материал дается в виде разрезанных карточек с фразеологизмами).

  1. Нет худа без добра.
  2. Ум за разум заходит.
  3. Из огня да в полымя.
  4. Всеми правдами и неправдами.
  5. Вопрос жизни и смерти.
  6. И стар и млад.
  7. Ни сыт ни голоден.
  8. Переливать из пустого в порожнее.
  9. Черным по белому.
  10. С больной головы на здоровую.
  11. Ни конца ни краю.
  12. Вокруг да около.
  13. Цел и невредим.
  14. От мала да велика.

(Подведение итогов 1 тура.)

Ведущий 2: Пришло время 2 тура. Теперь вам предстоит “сразиться” с матушкой Орфографией. Ведь без неё никак нельзя. Вот и желает она вас проверить.

2 тур “Коварные приставки”

Задание: вспомните правило о правописании приставок пре- и при-; прочитайте слова и их толкование. Если какое-либо объяснение покажется неверным, дайте своё.

  1. Пр...шить-присоединить иголкой с ниткой.
  2. Пр...собачить-привезти на собаке.
  3. Пр...мазаться-намазаться мазью.
  4. Пр...слониться-приехать на слоне.
  5. Пр...ударить-не очень сильно ударить.
  6. Пр...сесть-ненадолго сесть.
  7. Пр...думать-не очень долго думать.
  8. Пр...важный-очень важный.
  9. Пр...смыкаться-очень тесно смыкаться.
  10. Пр...сказка-вступление к сказке.
  11. Пр...храмывать-приходить в храм.
  12. Пр...липнуть-прислониться к липе.
  13. Пр...моститься-оказаться на мосту.
  14. Пр...струнить-приделать что-то к струне.

(Карточки с ответами представляются жюри.Подведение итогов 2 тура.)

Ведущий 1: Сестрица-пунктуация в гости к нам пришла,

Сестрица-пунктуация задачки принесла.

Вот и пришло время, чтобы узнать насколько хорошо вы дружите со знаками препинания.

3 тур “Незнайкины нелепицы”

Задание: Расставьте знаки препинания, чтобы не было нелепицы в Незнайкиных сочинениях.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

(Подведение итогов 3 тура.)

Ведущий 2: Следующий наш тур называется “Своё подлежащее”.

4 тур “Своё подлежащее”

Задание: На доске записаны сказуемые-существительные: растение, насекомое, птица, рыба, животное, минерал, полезное ископаемое, профессия, журнал, газета, город, страна, река, озеро, гора, планета.Учащиеся подбирают к этим сказуемым такие подлежащие (Например: Эвкалипт—дерево. ), которые не повторялись бы у другой команды. На выполнение задания отводится определенное время. Затем учащиеся зачитывают по очереди свои предложения, повторяющееся подлежащее вычеркивается у противоположной команды. Выигрывает та команда, у кого окажется наибольшее число “своих” подлежащих.

(Подведение итогов 4 тура.)

Ведущий 1: Мы подошли к финалу нашей игры. Вам предстоит преодолеть тур под названием “Потеряшки”. С его помощью мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы. А задания для вас придумала госпожа Литература и прислала их.

5 тур “Потеряшки”

Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.

1 команда.

Коня узнают по зубам
Конь играет удилами
Хороший умом
Что хорошему человеку помеха
Человека — по речам
Болтун языком
Плохой человек славится озорством
То дурному — утеха

2 команда.

В лес не ходить
Горькое сладким — трудно
Бранить лучше в глаза
Здоровый дух
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить — за глаза
В здоровом теле -
Волков бояться

3 команда.

Яблоко от яблони
Много будешь знать
На вкус и цвет
Недалеко падает
Большое плаванье
Скоро состаришься
Большому кораблю
Товарища нет

(Подведение итогов 5 тура.)

Жюри подводит итоги.

1 тур “Антонимы-синонимы”

Задание: указать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами.

  1. Нет худа без добра.
  2. Ум за разум заходит.
  3. Из огня да в полымя.
  4. Всеми правдами и неправдами.
  5. Вопрос жизни и смерти.
  6. И стар и млад.
  7. Ни сыт ни голоден.
  8. Переливать из пустого в порожнее.
  9. Черным по белому.
  10. С больной головы на здоровую.
  11. Ни конца ни краю.
  12. Вокруг да около.
  13. Цел и невредим.
  14. От мала да велика.

2 тур “Коварные приставки”

Задание: вспомните правило о правописании приставок пре- и при-; прочитайте слова и их толкование. Если какое-либо объяснение покажется неверным, дайте своё.

  1. Пр...шить-присоединить иголкой с ниткой.
  2. Пр...собачить-привезти на собаке.
  3. Пр...мазаться-намазаться мазью.
  4. Пр...слониться-приехать на слоне.
  5. Пр...ударить-не очень сильно ударить.
  6. Пр...сесть-ненадолго сесть.
  7. Пр...думать-не очень долго думать.
  8. Пр...важный-очень важный.
  9. Пр...смыкаться-очень тесно смыкаться.
  10. Пр...сказка-вступление к сказке.
  11. Пр...храмывать-приходить в храм.
  12. Пр...липнуть-прислониться к липе.
  13. Пр...моститься-оказаться на мосту.
  14. Пр...струнить-приделать что-то к струне.

3 тур “Незнайкины нелепицы”

Задание: Расставьте знаки препинания, чтобы не было нелепицы в Незнайкиных сочинениях.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

4 тур “Своё подлежащее”

Задание: К данным сказуемым подберите “свои” подлежащие

  • растение
  • насекомое
  • птица
  • рыба
  • животное
  • минерал
  • полезное ископаемое
  • профессия
  • журнал
  • газета
  • город
  • страна
  • река
  • озеро
  • гора
  • планета.

5 тур “Потеряшки”

Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.

1 команда.

  1. Коня узнают по зубам
  2. Конь играет удилами
  3. Хороший умом
  4. Что хорошему человеку помеха
  5. Человека — по речам
  6. Болтун языком
  7. Плохой человек славится озорством
  8. То дурному — утеха

5 тур “Потеряшки”

Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.

2 команда.

  • В лес не ходить
  • Горькое сладким — трудно
  • Бранить лучше в глаза
  • Здоровый дух
  • Сладкое горьким сделать легко
  • Хвалить — за глаза
  • В здоровом теле -
  • Волков бояться

 5 тур “Потеряшки”

Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.

3 команда.

  • Яблоко от яблони
  • Много будешь знать
  • На вкус и цвет
  • Недалеко падает
  • Большое плаванье
  • Скоро состаришься
  • Большому кораблю
  • Товарища нет