Цель:
- развитие творческих способностей детей, привитие интереса к предмету;
- выявление уровня обученности и качества пройденного материала.
Ход игры
Организационный момент
Перед игрой учащиеся делятся на команды из 7-8 человек. Игра проводится посредством выполнения заданий тура с последующим переходом в следующий.
Ведущий 1: Ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы показать свои умения и знания по русскому языку и литературе.
Игра из 5 туров, каждый тур предполагает выполнение определенного задания. Справившись с заданием одного тура, вы переходите в следующий.
Ведущий 2: Команды на месте и готовы к бою. Но сначала уважаемые участники должны представиться.
(Представление команд, капитанов команд).
А теперь, пожалуй, начнем! Желаем вам удачи!
1 тур “Антонимы-синонимы”
Задание: указать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами.
(Материал дается в виде разрезанных карточек с фразеологизмами).
- Нет худа без добра.
- Ум за разум заходит.
- Из огня да в полымя.
- Всеми правдами и неправдами.
- Вопрос жизни и смерти.
- И стар и млад.
- Ни сыт ни голоден.
- Переливать из пустого в порожнее.
- Черным по белому.
- С больной головы на здоровую.
- Ни конца ни краю.
- Вокруг да около.
- Цел и невредим.
- От мала да велика.
(Подведение итогов 1 тура.)
Ведущий 2: Пришло время 2 тура. Теперь вам предстоит “сразиться” с матушкой Орфографией. Ведь без неё никак нельзя. Вот и желает она вас проверить.
2 тур “Коварные приставки”
Задание: вспомните правило о правописании приставок пре- и при-; прочитайте слова и их толкование. Если какое-либо объяснение покажется неверным, дайте своё.
- Пр...шить-присоединить иголкой с ниткой.
- Пр...собачить-привезти на собаке.
- Пр...мазаться-намазаться мазью.
- Пр...слониться-приехать на слоне.
- Пр...ударить-не очень сильно ударить.
- Пр...сесть-ненадолго сесть.
- Пр...думать-не очень долго думать.
- Пр...важный-очень важный.
- Пр...смыкаться-очень тесно смыкаться.
- Пр...сказка-вступление к сказке.
- Пр...храмывать-приходить в храм.
- Пр...липнуть-прислониться к липе.
- Пр...моститься-оказаться на мосту.
- Пр...струнить-приделать что-то к струне.
(Карточки с ответами представляются жюри.Подведение итогов 2 тура.)
Ведущий 1: Сестрица-пунктуация в гости к нам пришла,
Сестрица-пунктуация задачки принесла.
Вот и пришло время, чтобы узнать насколько хорошо вы дружите со знаками препинания.
3 тур “Незнайкины нелепицы”
Задание: Расставьте знаки препинания, чтобы не было нелепицы в Незнайкиных сочинениях.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
(Подведение итогов 3 тура.)
Ведущий 2: Следующий наш тур называется “Своё подлежащее”.
4 тур “Своё подлежащее”
Задание: На доске записаны сказуемые-существительные: растение, насекомое, птица, рыба, животное, минерал, полезное ископаемое, профессия, журнал, газета, город, страна, река, озеро, гора, планета.Учащиеся подбирают к этим сказуемым такие подлежащие (Например: Эвкалипт—дерево. ), которые не повторялись бы у другой команды. На выполнение задания отводится определенное время. Затем учащиеся зачитывают по очереди свои предложения, повторяющееся подлежащее вычеркивается у противоположной команды. Выигрывает та команда, у кого окажется наибольшее число “своих” подлежащих.
(Подведение итогов 4 тура.)
Ведущий 1: Мы подошли к финалу нашей игры. Вам предстоит преодолеть тур под названием “Потеряшки”. С его помощью мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы. А задания для вас придумала госпожа Литература и прислала их.
5 тур “Потеряшки”
Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.
1 команда.
Коня узнают по зубам
Конь играет удилами
Хороший умом
Что хорошему человеку помеха
Человека — по речам
Болтун языком
Плохой человек славится озорством
То дурному — утеха
2 команда.
В лес не ходить
Горькое сладким — трудно
Бранить лучше в глаза
Здоровый дух
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить — за глаза
В здоровом теле -
Волков бояться
3 команда.
Яблоко от яблони
Много будешь знать
На вкус и цвет
Недалеко падает
Большое плаванье
Скоро состаришься
Большому кораблю
Товарища нет
(Подведение итогов 5 тура.)
Жюри подводит итоги.
1 тур “Антонимы-синонимы”
Задание: указать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами.
- Нет худа без добра.
- Ум за разум заходит.
- Из огня да в полымя.
- Всеми правдами и неправдами.
- Вопрос жизни и смерти.
- И стар и млад.
- Ни сыт ни голоден.
- Переливать из пустого в порожнее.
- Черным по белому.
- С больной головы на здоровую.
- Ни конца ни краю.
- Вокруг да около.
- Цел и невредим.
- От мала да велика.
2 тур “Коварные приставки”
Задание: вспомните правило о правописании приставок пре- и при-; прочитайте слова и их толкование. Если какое-либо объяснение покажется неверным, дайте своё.
- Пр...шить-присоединить иголкой с ниткой.
- Пр...собачить-привезти на собаке.
- Пр...мазаться-намазаться мазью.
- Пр...слониться-приехать на слоне.
- Пр...ударить-не очень сильно ударить.
- Пр...сесть-ненадолго сесть.
- Пр...думать-не очень долго думать.
- Пр...важный-очень важный.
- Пр...смыкаться-очень тесно смыкаться.
- Пр...сказка-вступление к сказке.
- Пр...храмывать-приходить в храм.
- Пр...липнуть-прислониться к липе.
- Пр...моститься-оказаться на мосту.
- Пр...струнить-приделать что-то к струне.
3 тур “Незнайкины нелепицы”
Задание: Расставьте знаки препинания, чтобы не было нелепицы в Незнайкиных сочинениях.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
4 тур “Своё подлежащее”
Задание: К данным сказуемым подберите “свои” подлежащие
- растение
- насекомое
- птица
- рыба
- животное
- минерал
- полезное ископаемое
- профессия
- журнал
- газета
- город
- страна
- река
- озеро
- гора
- планета.
5 тур “Потеряшки”
Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.
1 команда.
- Коня узнают по зубам
- Конь играет удилами
- Хороший умом
- Что хорошему человеку помеха
- Человека — по речам
- Болтун языком
- Плохой человек славится озорством
- То дурному — утеха
5 тур “Потеряшки”
Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.
2 команда.
- В лес не ходить
- Горькое сладким — трудно
- Бранить лучше в глаза
- Здоровый дух
- Сладкое горьким сделать легко
- Хвалить — за глаза
- В здоровом теле -
- Волков бояться
5 тур “Потеряшки”
Задание: Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их.
3 команда.
- Яблоко от яблони
- Много будешь знать
- На вкус и цвет
- Недалеко падает
- Большое плаванье
- Скоро состаришься
- Большому кораблю
- Товарища нет