1. Методическое обоснование темы урока:
- ступень общего образования: среднее (полное) общее образование по истории (10-11 класс);
- курс истории: Отечественная;
- уровень исторического образования: базовый;
- место в учебной теме: Раздел: “Древнерусское государство в IХ–ХII вв.”;
- актуальность: В 2010 г. исполнилось 1000 лет основанию г. Ярославля, а в 2012 году – 1150-летие российской государственности; примерно в тот же период русской истории происходило формирование центров Руси: Киева, Смоленска, Чернигова, Владимира и т. д. Этот период в российской истории – период становления славянского древнего государства, становлении русского общества, правовой системы, вступление русского общества в цивилизационный период. Развитие Руси в тот период шло параллельно формированию европейскому обществу, что и обусловило русское государство как евразийское по своему характеру;
- связь с обязательным минимумом содержания образования:
- в ходе урока учащиеся должны понимать основные процессы и явления, характеризующие целостность и системность Отечественной истории, проецируя свои умения для характеристики источника;
- знать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
- уметь критически анализировать источник исторической информации, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- должны использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
2. Развёрнутая целевая установка урока:
- Образовательная цель урока: формирование исторического сознания, основанного на критическом мышлении;
- Развивающая цель урока: научить учеников ведению проблемной беседы, соотношению полученных знаний с информацией из вне, сравнению полярных мнений из различных источников;
- Воспитательная цель урока: определение собственной позиции на явления современной жизни, помочь осознать себя представителем исторически сложившегося сообщества, гражданина России.
3. План изучения новой темы (предполагается опережающее задание – посмотреть фильм “Ярослав. Тысячу лет назад”):
- Вводное слово учителя (актуальность темы, направленность, целеполагание урока);
- Обсуждение материала статьи “Не “Александр Невский” и не Эйзенштейн”, автор Дмитрий Карцев;
- Просмотр 2-х эпизодов фильма:
А) начальный эпизод (основная его мысль – на Руси царит беззаконие, остановить которое может твёрдая власть);
Б) финальный эпизод фильма – воздвижение креста – символа начала основания г. Ярославля.
Беседа по проблеме: можно ли считать фильм объективным историческим источником. - Дискуссия по проблеме: Фильм “Ярослав. Тысячу лет назад” это политический заказ и попытка идеологизации истории или попытка приобщения россиян к изучению истории через средства массовой культуры?
- Формулирование вывода: история – это особенная наука. Во все времена власть пыталась поставить историю в зависимость от политического курса. Но меняется идеологическая платформа и историки через критическое осмысление социальных процессов помогают формировать истинное представление об этапах развития истории нашей Родины.
4. Система вопросов для самостоятельной работы учащихся с научно-популярным текстом статьи Д. Карцева “Не “Александр Невский” и не Эйзенштейн”.
- Как называется статья и когда она написана Д. Карцевым?
- Какое событие проанализировано в статье?
- Какая основная проблема поднимается автором статьи? Почему статья называется “Не “Александр Невский” и не Эйзенштейн”?
- Как Д. Карцев оценивает этот фильм режиссёра Д. В. Коробкина “Ярослав. Тысячу лет назад”? Какие события этого фильма оценивают историки с точки зрения его объективности?
- Имел ли право, по мнению автора статьи, режиссёр фильма использовать голливудские приёмы для привлечения зрительской аудитории в ущерб исторической действительности?
- Что нового помогла вам статья узнать о процессах консолидации Древнерусского государства, формировании его в рамках цивилизационного устройства?
5. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
- Как можно применить материалы художественного фильма Д. В. Коробкина “Ярослав. Тысячу лет назад”?
- Какие явные исторические искажения содержит этот фильм?
- Какая, на ваш взгляд политическая идея содержится в этом фильме?
- Можно ли политическую идею спроецировать на современную политическую ситуацию в России?
- Какое отношение к фильму сформулировано в статье Д. Карцева?
- Можно ли считать мнение Д. Карцева объективным по отношению к данному фильму?
- Комментарий “Мнение дилетанта” - это одна из форм выражения массового сознания. Правильно ли мнение, что современный человек не будет воспринимать фильм без “голливудских эффектов”?
- Какие формы изучения прошлого были бы интересны современным школьникам?
- Нужно ли снимать и популяризировать такого рода художественные фильмы?
6. Подведение итогов урока.